Полемизируя с Гоголем / "Мудрец" в Театре "У Никитских ворот"

Выпуск №7-227/2020, В России

Полемизируя с Гоголем / "Мудрец" в Театре "У Никитских ворот"

«Эх, птица-тройка...» Егор Дмитрич Глумов читает известные гоголевские строки - вдумчиво, акцентировано. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа...» Захлопывает книгу и, словно бросая вызов всем предшествующим и будущим поколениям, самонадеянно заявляет: «Я дам ответ!» Так начинается спектакль Аркадия Каца «Мудрец» по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», поставленный на сцене Театра «У Никитских ворот».

Играет шарманка, и монотонность нехитрой мелодии настраивает на извечную повторяемость жизненных сюжетов и человеческих характеров независимо от места и времени действия. Ярмарочная стихия, пронизанная духом карнавала, наполняет сочиненное режиссером сценическое пространство. В нем нет практически ничего, кроме штанкетов с театральными костюмами, а значит, - впереди игра, смена ролей, надевание и сбрасывание масок. Ее начинает Егор Глумов, решивший не только круто изменить свою жизнь и как можно выше подняться по карьерной лестнице, но и докопаться до сути «необгонимой тройки», что родилась у «бойкого народа в той земле, что не любит шутить». В его сценарии все продумано до мелочей, до рубля, до копеечки. В списке исполнителей лакеи, у которых маленькие, но важные роли, аферистка Манефа, «новейший самоучитель» Мамаев, а дальше только экспромт.

В Глумове соединяются полярные вещи. Он жадно стремится вверх и презирает его обитателей. Пишет «летопись людской пошлости», но в собственных поступках, подчас, крайне омерзителен. Считает себя чуть ли не мессией, но, выхлопотав хорошее «место», явно не собирается ломать устоявшиеся в обществе традиции. Если бы не случайная и нелепая ошибка этого «мудреца» в финале, все было бы именно так. Впрочем, его провал в итоге обернется торжеством: «Я вам нужен, господа!» И никто не усомнится.

Глумова исполняют в очередь два артиста и каждый, несмотря на схожий рисунок роли, находит собственные оттенки. Главный герой говорит о себе вполне определенно - умен, зол и завистлив. Сергей Уусталу добавляет к этому еще и непомерную гордыню, а потому идет к цели почти напролом. Глумов Александра Чернявского не просто зол - он жесток. В сочетании с невероятной холодностью это качество вырастает до глобальных масштабов, и на таком фоне Курчаев и Голутвин выглядят невинными младенцами. Да, повеса гусар Станислава Федорчука (в другом составе эту роль исполняет Вячеслав Пронин) рисует остроумные шаржи на своего богатого дядюшку, но на подлость не способен. По всему видно, что он человек чести. Живущий одним днем прилипала Голутвин Владимир Давиденко (в параллель с ним играет Михаил Озорнин) - птица невысокого полета, и вреда от него максимум на 25 рублей, которые он вымогает у Глумова.

Очень разными получились рисунки роли матушки, Глафиры Климовны Глумовой, в исполнении Натальи Денисовой и Маргариты Рассказовой. Первая - утонченная особа, ловкая авантюристка, фальшиво возмущающаяся поведением сына. Вторая - навязчивая и хитрая, явно не большого ума, но чувствующая ситуацию на уровне животных инстинктов. Без сомнения, в семье Глумовых яблоко от яблони упало недалеко, и столь быстрое вхождение сына в общество важных господ без матери было бы невозможным.

А что же эти господа? В ловких сетях семейки Глумовых они оказываются наивными глупцами, и, что странно, иногда даже вызывают сочувствие. Во всем облике Мамаева (Валерий Шейман) порывистость и жизнелюбие, он стремится к чему-то высокому и правильному. И поучения его не всегда нелепы. Так, предлагая Глумовой вместо денег совет, он поступает как восточные мудрецы - давать голодному не рыбу, а удочку. Слушая высокопарные речи Мамаева о воспитании, можно даже подумать, что он неплохой человек. Только вот ухо дерзкому гимназисту едва не открутил...

Мамаев настолько доверчив, что не замечает опереточной подобострастности Глумова, его открытой издевки, нескрываемого превосходства, и то же происходит с «маститым старцем» Крутицким (Александр Лукаш). Встречаясь за рюмочкой, два фанфарона разглагольствуют каждый о своем, но сходятся в общей точке: они душой болеют за будущее поколение. А тут такой невероятный образчик - скромный, услужливый, рассыпающийся в любезностях, готовый на любую работу Егор Глумов.

Егор Дмитрич мгновенно реагирует на очередного собеседника, словно сканирует его изнутри и выбирает нужную тональность. Если с Мамаевым и Крутицким он всегда стоит навытяжку, то с Городулиным развязен и циничен. Ему абсолютно понятен этот представитель «прогрессивной части общества», играющий в подпольного бунтаря, но принимающий только одну схему продвижения по службе - не рассуждать, думать и работать за начальников и при этом уверять их в своей глупости. Возможно, Глумов почувствовал, что когда-то Городулин именно таким способом взобрался на свою нынешнюю вершину, и потому действует открыто и нагло.

Городулин Юрия Голубцова, пожалуй, самый комичный персонаж в этой истории. Он так поглощен своими либеральными фантазиями, что думать о чем-то серьезном некогда, поэтому без обиняков просит Глумова записать его умные мысли на бумажку. Завтра он произнесет спич за обедом и будет очень доволен собой. Городулин сразу чувствует в Глумове родственную душу и скрепляет их дружбу «Марсельезой», которую они поют шепотом, словно заговорщики. Когда в финале откроется нелицеприятная правда, этот важный господин легко примет ее и первым подаст Глумову руку.

Лжепророк Манефа в исполнении Ирины Морозовой сыграна остро, почти гротесково. Она не входит, а вплывает, заполняя все пространство псевдонародным пением, запутанными речами, но в нужный момент абсолютно трезво реагирует на деньги, а чашке чая предпочитает чего-нибудь покрепче. Сильным комедийным штрихом стал огромный контрабас: Манефа дергает за струны и, вслушиваясь в голос инструмента, словно «считывает» тайную информацию. В фальшивых звуках нет никакого смысла, но окружающие воспринимают это как откровение. Так же как Глумов, Манефа идет напролом и легко одурачивает людей высшего круга. Неудивительно, что чувствительные особы вроде Турусиной становятся легкой добычей. Героиня Галины Борисовой, трогательная и нежная, живет в придуманном мире и не видит, что ее окружают пройдохи вроде Григория (Денис Сарайкин), приживалок, Манефы. Она пытается забыть прошлое, где были увлечения и любовные истории, но оно прорывается и заставляет снова переживать то прекрасное время. С легкой иронией, но при этом глубоко и чувственно играют Галина Борисова и Александр Лукаш сцену воспоминаний Турусиной и Крутицкого, связанных когда-то прочными нитями и сохранивших сердце живым. Возможно, внутренняя чистота Турусиной гасит злость Глумова, и только по отношению к ней он чувствует вину за свой обман.

Есть в спектакле еще один персонаж, вызывающий искреннюю симпатию, - человек Крутицкого. Согласно роли, у него ни слова текста, но Иван Власов сумел сыграть не просто преданного слугу, а судьбу человека бескорыстного, посвятившего жизнь этому грубоватому солдафону. Он прожил жизнь хозяина, как свою, и потому воспоминания Крутицкого это и его глубоко личное.

Иная природа у Клеопатры Львовны Натальи Троицкой. За ее ослепительной красотой угадывается расчетливая природа хищницы. Она легко манипулирует мужем, Крутицким, Городулиным и, кажется, насквозь видит Глумова. Тонкая вязь их диалогов, взглядов, полунамеков не оставляет сомнения, что они играют по одним правилам. Обнаружив секретный дневник и прочитав желчные заметки о себе и своем окружении, Клеопатра Львовна, конечно, оскорблена, но знает, как грамотно использовать эту ситуацию, чтобы наказать наглеца и оставить его при себе.

На карнавале нет действующих лиц и зрителей - все существуют в одном пространстве. Переходя от одной победы к другой, Глумов поднимает руку и, обращаясь к залу, показывает знак «виктории». Клеопатра Львовна, которая, так уж и быть, возьмет на себя миссию приласкать провинившегося Егора Дмитрича, заговорщически подмигнет. В финале Глумову устроят общественное порицание, и он примет это с холодным спокойствием. Его завалят ворохом театральных костюмов, но он легко выберется, стряхнет неудачный опыт и станет одним из них. Отыщет глазами бюст Гоголя, с которым полемизировал в начале и признает: нет ответа...

А бойкая необгонимая тройка-Русь несется по земле.

 

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея