Вне времени / Елена Камбурова

Выпуск №7-227/2020, Гость редакции

Вне времени / Елена Камбурова

В этом театре я, как и многие, становлюсь совершенно счастливым человеком. Сюда идут за атмосферой, изысканной, теплой, домашней. Идут, размещаясь в маленьких зальчиках, чтобы увидеть уникальные спектакли, сотканные из музыки, поэтического слова и вдохновенной режиссуры. А главное - идут на искусство Елены Камбуровой, играющей во многих спектаклях. Да, Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой - особое место в Москве, и если вы придете сюда однажды, то, конечно, полюбите его навсегда.

- Елена Антоновна, в вашем театре недавно состоялся большой ремонт, у вас теперь не два, а целых три зала, заметно расширились зрительские фойе, стало очень красиво и просторно... А все-таки, не хотелось бы играть спектакли на большой сцене?

- Нет, наш театр традиционно камерный, «атмосферный», рассчитанный на малое пространство и интимный контакт со зрителем.

- Что являлось всегда его отличительным, неповторимым качеством, и именно насладиться этой прелестной тонкой атмосферой приходят сюда зрители. У вас театр уникального направления, искусно сочетающий поэзию, музыку, вокал и драматическую режиссуру. Мне кажется, этот стиль невозможно повторить. Как считаете, у вас нет соперников?

- Думаю, нет, во всяком случае, не знаю больше ни одного подобного театра.

- А еще ваш театр умудряется быть «вне времени»...

- Да, многие наши спектакли идут уже не одно десятилетие, и все они одинаково воспринимались и двадцать лет назад, и сегодня, и также будут восприниматься завтра... Наверное, то, о чем мы рассказываем, интересно всякому человеку в любое историческое время.

- Да, и много лет спустя будут вдохновлять публику - в них несомненно есть возвышенное и «вечное», сказанное надолго и запечатленное в вечности... волнующее непрерывно. Ваш театр обладает редкой притягательной силой, многие молодые режиссеры стремятся попробовать себя здесь - и пробуют. Иван Поповски, поставивший на этой сцене уже целый цикл уникальных спектаклей - теперь ваш неизменный «классик». Кто еще из молодых примкнул к вам в последнее время, кого еще отмечаете и балуете возможностью самореализации?

- Да, Иван Поповски - наша гордость. Его «P.S.Грезы», «Времена... Года...», «Земля», «Абсент», «Капли Датского короля», «Нелепо, смешно, безрассудно...» - это спектакли, которые имеют серьезный успех у публики. Его постановки взяли большое количество призов на всевозможных фестивалях, и нам безусловно повезло, что этот удивительный человек теперь всегда с нами. А недавно состоялся режиссерский дебют нашей молодой актрисы Анны Левановой, поставившей спектакль «Почти счастливая история» по стихам советских поэтов, еще появился спектакль Гульназ Балпеисовой «Дорога» по новеллам Томаса Манна, еще - сказочная сюита Юлии Михеевой «Солнце на веревочке». И идут детские кукольные спектакли Елены Трещинской.

- Я увидела в вашей афише «Киногостиную Александра Колбовского», который в феврале проводил вечер под названием «Вспоминая Веру Глаголеву». Это напомнило мне знаменитые кинолектории «Иллюзиона», много лет собирающие в доме на Котельнической набережной московских интеллектуалов.

- И у нас «Киногостиная» возникла не случайно, а буквально наследуя кинотрадициям дома, где находится наш театр. Ведь на Большой Пироговской, 53/55, по соседству с Лужниками, когда-то находился кинотеатр «Спорт», потом помещение кинотеатра отдали нам, а в нашем малом зале даже осталась, в наследство от «Спорта», огромная и очень красивая люстра.

И вообще, кроме спектаклей, в нашем театре есть большая программа вечеров камерной и джазовой музыки, литературных чтений, моноспектаклей и авторских концертов, творческих встреч с замечательными людьми, композиторами и исполнителями песен. Например, в цикле «Нездешние вечера» в этом сезоне ожидаются встречи с Людмилой Улицкой, Юрием Норштейном, Юрием Ростом, Юлием Кимом, Олегом Погудиным, Андреем Макаревичем, Владимиром Любаровым и еще многими нашими знаменитыми современниками.

- Елена Антоновна, вы - истинная богиня этого театра. Атмосферу в театре создаете именно вы. Здесь все равняются на вашу утонченность, одухотворенность, интеллигентность, доброту. А какой вы худрук? Вряд ли вы диктатор...

- Да, жесткость и диктатура - явно не мой стиль. Я человек мягкий, ранимый. А волевые качества зато имеются у моих заместителей.

- А есть ли у вас театральные интриги, как бывает в любом театре?

- Думаю, что нет, мне о них неизвестно.

- Как замечательно, что во многих спектаклях вашего театра можно увидеть на сцене Елену Камбурову! Ведь не секрет, что зритель идет сюда именно на вас!

- К сожалению, сейчас я меньше играю в спектаклях, и меня это, конечно, огорчает.

- А ведь именно вы являетесь здесь центром притяжения для публики! Я, например, была вчера на спектакле «Нелепо, смешно, безрассудно...» Молодежь там, конечно, хороша. Но в те моменты, когда на сцену выходила Камбурова, зал вздрагивал и замирал от присутствия вашей неповторимой личности, вашего таланта и обаяния! Жаль, что некоторых спектаклей, в которых вы играли - «Антигона», «Вот вам, в сотый раз, Россия» - теперь нет в репертуаре. Что театр дал вам как актрисе? Раньше все знали вас исключительно как певицу. А теперь уже долгие годы вы - актриса собственного театра.

- Но ведь даже когда я была только певицей, мои концерты всегда были «театром Елены Камбуровой». Я всегда воспринимала песню как маленький театр со своими образами и темами. Вот, например, «Баллада о смерти Ивана Грозного» - это целый спектакль, где я играю разные роли.

- И жанры ваших песен разные. Есть песни-спектакли, разыгранные по режиссерским канонам, есть песни-сюжеты, есть жанровые сценки, есть комические диалоги. И, конечно, песни-исповеди.

- Театр вообще - очень близкое мне начало, и потому он стал естественной частью моей биографии.

- А как считаете, ваш актерский путь в театре плодотворнее, чем вокальный?

- Наверное, плодотворней, ведь мною сыгран и играется целый ряд спектаклей нашего репертуара, и их знает зритель. Зато сольных концертов у меня сейчас стало намного меньше. Сольные концерты мои стали, к сожалению, редкостью.

- Я помню один из ваших концертов в Театре Эстрады - в его огромном зале, при огромном скоплении публики, которая спрашивала лишний билетик у входа... Был такой гигантский размах, такой невероятный успех - и я до сих пор не могу этого забыть! Конечно, организовывать концерты - это дело продюсера.

- А у меня никогда не было продюсера, который бы мною занимался...

- А что еще хотели бы вы сыграть на театральной сцене? И может быть, есть конкретные предложения к московским режиссерам, которые их наверняка услышат? Ведь вы могли бы украсить любую драматическую сцену. А наши молодые постановщики часто ищут звезду для своего спектакля, и иметь в главной роли Камбурову, я думаю, никто бы не отказался.

- Кстати, в самом начале своего пути я хотела быть драматической актрисой. И, если бы мне предложили что-либо интересное, я бы с удовольствием сыграла. В свое время были ко мне предложения и от Анатолия Эфроса, и от Михаила Левитина. Да, я могла бы быть актрисой у Анатолия Эфроса, он очень близок мне по духу, и в свое время он хотел со мной работать... А сейчас у нас готовится к выпуску «Маленький принц» Экзюпери - это мой моноспектакль, работает со мной над этим спектаклем режиссер Денис Сорокотягин. Приходите!

- Помню, когда я в 1999 году делала первое интервью с вами, то вы очень печально говорили, что сейчас наш народ разучился читать и даже совсем ничего не читает...

- Надо же, это было целых двадцать лет назад...

- А что читаете сейчас?

- Сейчас читаю книгу о Владимире Высоцком «Все не так, ребята!» А вообще, очень хотелось бы перечитать всего Гоголя. Он потрясающе пишет, в его произведениях такая уникальная картина российской жизни!

- У вас дома два роскошных кота - Люсик и Паша, красавцы!

- Я очень люблю животных и считаю, что мы обязательно должны защищать их от жестокости человека.

- И вы прекрасно воплощаете эту идею на своем собственном примере. Спасибо, Елена Антоновна!

 

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея