Амплуа "простак". / А.Горбунов "Олег Борисов"

Выпуск №7-227/2020, Книжная полка

Амплуа "простак". / А.Горбунов "Олег Борисов"

Александр Горбунов. «Олег Борисов». - М. Издательство «Молодая гвардия» - (ЖЗЛ). 2019

 

В 2019 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ вышла книга о блистательном актере ХХ века Олеге Ивановиче Борисове. Эта наиболее полная биография из всех ранее изданных была написана Александром Горбуновым. На первый взгляд, это очень необычный автор описания истории жизни человека искусства. Александр Аркадьевич долгое время работал в спортивной редакции ТАСС, трудился в журнале «Спортивные игры», еженедельниках «Московские новости», «Футбол-Ревю», «Мой футбол» и «Спорт день за днем». Он автор нескольких книг в той же серии ЖЗЛ - о выдающихся футбольных тренерах Валерии Лобановском и Викторе Маслове, о легендарном Анатолии Тарасове. И теперь в списке этих незаурядных людей оказался и Олег Борисов. На самом деле, они были знакомы. Горбунов - друг семьи Борисовых. И в своей книге он постарался быть объективным, разбираясь во всех тонкостях непростой творческой судьбы такого необычного человека как Олег Иванович.

Книга написана эмоционально, но с непреложными доказательными фактами. Александр Аркадьевич рассматривает разные точки зрения на непростые события, сопровождавшие Борисова на всем творческом пути. Но самое главное - он позволяет с рождения до последнего печального дня проследить историю жизни замечательного актера, помогает разобраться в путнице с именем Альберт - в честь ли бельгийского короля или самого Эйнштейна был назван мальчик, родившийся в поселке Яковлевский Ивановской области; расказывает про эвакуацию в Чимкент во время Великой Отечественной войны и проживание на территории усадьбы Николая Некрасова в Карабихе Ярославской области; про занятия на скрипке и сожженный учебник по математике с клятвой никогда не прикасаться к точным наукам - такие обещания взял с юного Борисова учитель, потрясенный игрой маленького Олега-Альберта в школьной самодеятельности.

Заметный парнишка не мог не попасть в Школу-студию МХАТ в Москве. По воспоминаниям однокурсников, он был самым веселым из студентов и даже должен был попасть в труппу МХАТа, но не сложилось. Место в штатном расписании театра понадобилось сыну одного из педагогов... Легкий на подъем Олег легко пережил распределение в Киев, в Русский драматический театр имени Леси Украинки, где его настиг первый успех и... первое разочарование. Дебютной ролью стал Колхозник в «Свадьбе с приданым». «Все начинают с простаков, - записал Борисов в дневнике. - А если начинают с героев - плохо кончают». Даже в картотеке киностудии имени А. Довженко он значился как простак... Удивительно...

Александр Горбунов развенчивает миф о несносном и трудном характере актера. «Для серой массы - возможно, для действительно талантливых режиссеров характер у него был нормальный».

Но большинство поймет это слишком поздно, когда уже невозможно что-то исправить и взять свои слова обратно. Даже о неприятном конфликте, связанным с, как им казалось, «зазвездившимся» Борисовым его коллеги по киевскому театру предпочитали не вспоминать... Практически никого из участников и свидетелей того конфликта не осталось на свете. И это прошло...

Осталась память. К счастью, кинофильмы той поры, благодаря таланту и яркости молодого актера, не передают всю горечь предательства, все проблемы переезда из солнечного теплого Киева в пасмурный и ветреный Ленинград. «За двумя зайцами», «Дайте жалобную книгу» - фильмы, любимые миллионами зрителей по всему Советскому Союзу, а теперь и России. Благодаря Олегу Ивановичу, его блеску в глазах и точному попаданию в характеры героев, они относятся к разряду постоянно пересматриваемых и разошедшихся на цитаты.

Можно сколько угодно рассуждать о напряженных отношениях Борисова с Товстоноговым в течение долгих лет служения Олега Ивановича в Ленинградском БДТ. В течение 14 лет после блистательного «Генриха IV» актер сыграл в БДТ всего в восьми спектаклях из 30, поставленных авторитарным режиссером, не считая знаменитую «Кроткую» в постановке Льва Додина, которая стоит особняком.

Горько, что многие роли были в проходных спектаклях, но никогда не забыть зрителям его Еремеева в постановке «Прошлым летом в Чулимске», - артист вызывал в зале и веселый смех, и сочувственную улыбку; Григория Мелехова в «Тихом Доне». После знаменитого кинофильма Сергея Герасимова образ донского казака ассоциировался исключительно с Петром Глебовым - статным красавцем с косой саженью в плечах. Борисов компенсировал внешний образ найденным им внутренним сходством с Мелеховым - «не красавец, не фактурный, но глаз не оторвать».

А после монолога Кистерева в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» людей выносили из зала. Борисов «гвоздил» публику. Как «пригвоздил» игроков киевского «Динамо», чемпионов страны, обладателей Кубка кубков и европейского Суперкубка после просмотра того же спектакля. Один из них даже просил разрешения у тренера Валерия Лобановского не ехать до гостиницы со всеми в автобусе - ни с кем не хотелось разговаривать.

А а уж «Кроткая», перенесенная потом из Ленинграда, - настоящее событие театральной Москвы. На премьеру пришли все выдающиеся режиссеры того времени, в том числе Питер Брук, а Михаил Козаков был так ошеломлен, что даже написал статью: «Когда я увидел «Кроткую» в филиале МХАТа, перенесенную сюда с малой сцены БДТ, это превзошло все мои ожидания. Игру Олега Борисова можно, на мой взгляд, определить как игру гениальную, великую игру великого трагического актера наших дней. Мои самые сильные впечатления от игры на сцене - Пол Скоффилд в «Гамлете» и «Лире», Оливье в роли «Отелло», - впечатление от игры Борисова той же сокрушительной силы».

Сокрушительная сила игры Олега Ивановича действовала и на зрителей Театра Советской Армии, когда Леонид Хейфец поставил на большой сцене пьесу Дмитрия Мережковского «Павел I» с Борисовым в главной роли. «Маленький, щупленький, тщедушный, человек, если посмотреть со стороны, вроде бы далекий от актерской профессии, вылетал на огромную, самую большую в Европе театральную сцену, полностью открытую художником спектакля Иосифом Сумбаташвили - танки по такой сцене могут передвигаться! И заполнял собой эту громадину. В первую же секунду - своей энергетикой, своим счетом к жизни, счетом к себе самому. И сцена на глазах становилась меньше», - пишет А. Горбунов в книге.

Параллельно с театральными работами на советский экран с огромным трудом выходили знаковые кинокартины Вадима Абдрашитова с Борисовым в главных ролях. Имя Олега Ивановича после неприятной истории со съемками фильма о Достоевском, где он должен был и даже уже начал играть великого писателя, оказалось под запретом. Из-за нелепой и глупой мизансцены, придуманной режиссером Александром Зархи, актера дисквалифицировали, - он не мог поступиться принципами. Даже Никите Михалкову не удалось убедить мосфильмовское начальство во главе с его директором Николаем Сизовым разрешить снимать «яркого, неудобного, резкого, ранимого, нежного, тонкого артиста, обладавшего совершенно уникальными возможностями» Борисова в ставшей потом культовой «Родне». Чиновничья стена казалась непробиваемой.

Только упорство Абдрашитова разрубило этот гордиев узел непонимания и страха перед функционерами. Вадим Юсупович не хотел и не представлял на месте Борисова другого актера. Вместе со сценаристом Александром Миндадзе они тайно привезли Олега Ивановича на кинопробы к фильму «Остановился поезд», а потом показали их Сизову. Тот дрогнул и негласно разрешил снимать. Когда картина вышла на экраны - все сроки запретов закончились. «Остановился поезд», «Слуга», «Парад планет» - навсегда вошли в Золотой фонд Советского кинематографа.

«Высокое мастерство Олега Борисова, актерская честь, во многом объясняли его уникальную личность», - вспоминала об актере Анастасия Вертинская. И не она одна признавала уникальность актера. Его биография насыщена цитатами самых разных людей, работавших с ним и в Ленинграде, и в Москве. С теплотой вспоминают о нем Светлана Крючкова, Леонид Хейфец, Лев Додин, Эдуард Кочергин, Олег Меньшиков, Вадим Абдрашитов, а выдержки из статей ведущих театральных критиков как нельзя лучше дополняют словесный портрет.

«Люблю приходить к истине через отрицание. Ни в какой степени не допускаю унижения человеческого достоинства, резко реагирую на несправедливость. Поэтому замкнут», - рассуждал Олег Иванович в одном из интервью.

Человек с такими принципами не мог быть простым и удобным для всех.

Он был способен разрушать стереотипы и не подстраиваться под характер людей, от которых зависел, - под режиссеров и чиновников. Он был абсолютно свободен. И от этого еще печальнее - не удалось ему научить этой свободе юное поколение актеров. Олег Иванович очень хотел преподавать. Во многом свои знаменитые дневники, изданные потом сыном Юрием, он писал для молодых. Встречи лицом к лицу не состоялось...

Свой педагогический дар Борисов реализовал в сыне. Юрий Олегович Борисов стал замечательным режиссером музыкального театра, вместе с отцом основал «Антрепризу Олега Борисова», снял несколько художественных фильмов, написал книгу о Святославе Рихтере (см. «СБ, 10» №4-224/2019).

Семья была мощной опорой Олега Ивановича. Всю жизнь он прожил с одной-единственной любимой женщиной - Аллой Романовной Латынской. «К Борисову, однолюбу, прекрасному семьянину, даже прикоснуться не смели щупальца пошлости. Желтизна, привычная для театрально-киношного мира, обходила его за много верст, не находя даже малейшего повода, чтобы к нему «присоседиться»: даже желтенького мазка, штришочка в его жизни нельзя было обнаружить», - пишет Александр Горбунов. И от этого становится очень горько и стыдно за теперешнее поколение «звезд».

Олег Иванович несправедливо рано ушел от нас, преступно рано высшие силы прекратили земной путь его сына Юрия, но Алла Романовна Борисова, мужественно принимая все удары судьбы сохраняет и передает бесценные крупицы знаний ее прекрасных и талантливых мужчин тем, кому это необходимо как воздух, а книга Александра Горбунова, созданная при помощи этой сильной женщины, оставляет в душе очень заметный и глубокий след. К ней хочется возвращаться снова и снова, с каждой прочитанной страницей открывая для себя великого и непостижимого актера - Олега Борисова.

Фотогалерея