"Двух дорог пересеченье..." / Выставка "Чехов и Мейерхольд" в Главархиве Москвы

Выпуск №7-227/2020, Выставки

"Двух дорог пересеченье..." / Выставка "Чехов и Мейерхольд" в Главархиве Москвы

В данной ситуации слово «дороги» ассоциируются с жизненными путями, пройденными героями этих экспозиций, которые, думается, вовсе не случайно открылись почти одновременно.

Закономерно и то, что расположенные рядом камерные выставочные пространства находятся в здании, впрямую не касающемся культуры. Настолько неоспорим и огромен вклад и Антона Павловича Чехова, и Всеволода Эмильевича Мейерхольда в историю России. И, конечно, - в летопись Москвы, в которой они, появившиеся на свет в провинциальных городах (Чехов - в Таганроге, Мейерхольд - в Пензе), обрели вторую, творческую Родину.

Да Антон Павлович и Всеволод Эмильевич, собственно, и встретились впервые в Москве, в сентябре 1898 года и, судя по переписке, в дальнейшем сохранили уважение по отношению друг к другу. А однажды, в письме от 29 сентября 1899-го Мейерхольд даже попросил Чехова помочь ему в «изучении роли» Иоганнеса Фоккерата в «Одиноких» Г. Гауптмана. И вообще был неизменно откровенен с Антоном Павловичем, что возможно лишь тогда, когда общаются духовно близкие люди.

Об этом наверняка знали устроители выставок, одна из которых, чеховская, приурочена к отмечавшемуся 29 января 160-летию со дня рождения писателя и драматурга, чьи произведения оказали сильное влияние на развитие литературы и театра ХХ века во всем мире. Мейерхольдовская - вопреки традиции организации похожих мероприятий имеет отнюдь не юбилейный характер, но, тем не менее, тоже совпадает с очень важным событием. Правда, на сей раз с событием скорбным, трагическим - с выпавшей на 2 февраля 2020 года 80-й годовщиной расстрела режиссера, педагога, театрального деятеля и новатора, создавшего свое, неповторимое направление в сценическом искусстве. Но, несмотря на официальные информационные поводы, обе экспозиции получились не «датскими», не формальными, а по-домашнему теплыми.

Вероятно, это произошло, прежде всего потому что сделаны выставки в хорошем смысле «по старинке». То есть без использования современных технических средств - плазменных телевизионных панелей, прочих новейших приспособлений, напоминающих игрушки. В этом смысле в Главном архиве Москвы, как в советскую эпоху, все строго. В результате такого подхода нашему вниманию предлагаются только редкие, зачастую рукописные документы и фотографии, раритетные афиши и книги, что настраивает на особый, какой-то торжественный лад. Все-таки мы прикасаемся к чему-то настоящему, значительному в ходе экскурсий по этим выставкам, иногда как бы «перекликающимся» между собой, что не удивительно. Так как Чехова и Мейерхольда объединял легендарный Московский Художественный театр, который Антон Павлович, в кратком, датированном 3 ноября 1899-го послании артисту МХТ Александру Леонидовичу Вишневскому, сравнил с «чудесным островом», куда ему посчастливилось попасть, «плывя по житейскому морю».

Поэтому, к примеру, снимок, запечатлевший исторический момент чтения труппе МХТ Антоном Павловичем его пьесы «Чайка», и фото с изображением фрагмента спектакля с Треплевым-Мейерхольдом органично смотрится и в экспозиции, центральным «персонажем» которой является Всеволод Эмильевич. Последняя не слишком объемна и вместе с тем содержательна, хотя и пунктирно, но все-таки намечая основные страницы биографии Мейерхольда. Гимназию, согласно представленному на выставке подлинному свидетельству, Всеволод Эмильевич окончил отнюдь не на «отлично», но это не помешало ему войти в число самых образованных людей своего времени. Юридический факультет столичного университета, откуда он перешел в Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Период актерских поисков, связанных с МХТ. Годы расцвета и ликвидации его театра. Не забыта вторая жена и муза Мейерхольда - актриса Зинаида Николаевна Райх. Его ученики, ставшие ведущими артистами московских театральных коллективов.

Отдельная часть экспозиции отведена фактам, «говорящим» об увековечении памяти Мастера в Москве, где создан и активно действует Центр его имени, а дом в Брюсовом переулке, в котором он жил, отмечен памятной доской.

Благодарностью проникнута и выставка, отсылающая нас к короткой, но чрезвычайно насыщенной жизни Чехова - едва ли не самого не просто популярного, а искренне любимого столичной сценой классического автора, ценимого и за талант, и за многогранность натуры. В очередной раз это подтверждает экспозиция в Главном архиве Москвы, которая охватывает все стороны деятельности Антона Павловича. Среди них - и занятия медициной, и поездка по личной инициативе на Сахалин, сравнимая с гражданским подвигом, и различные этапы писательской карьеры...

Все это наряду с информацией, которую содержит мейерхольдовская выставка, на первый взгляд, способно заинтересовать в основном неофитов. Но и профессионалам, что называется, «повторить» давно знакомый материал будет далеко нелишне. Ведь приобщение к судьбам выдающихся личностей может быть бесконечным.

 

Фотографии с официального сайта Главного архива Москвы

Фотогалерея