Память остается

Выпуск № 9-119/2009, Вспоминая

Память остается

 

30 марта в Брянском театре драмы прошел вечер памяти народного артиста России Валерия Прохорова. Вспоминали те, кто был связан с ним на сцене, – коллеги по Московскому театру ОКОЛО дома Станиславского, Брянского театра, в котором Валерий Викторович работал 14 лет. В зале – те, кто помнит его в каждом дне жизни, – родные, друзья, знакомые.

Все, происходившее в тот вечер на сцене, было предельно лаконично, сдержанно, но пронзительно и глубоко. Не было цветастых фраз, пышных декораций, сценического разнообразия. Был представлен театр в сути своей. Таким ведь был и уникальный талант Валерия Викторовича – минимум актерских средств и при этом максимум наполнения. Он умел разговаривать с публикой глазами, лицом, движением. Он создавал театр только из пространства своей души. «Валера был мудрым, житейским. В нем жило чувство священнодействия». К этим словам Юрия Погребничко трудно добавить что-либо. Кроме того, что актер любил все, что делал, и тех, кто его окружал. От любви и магия.

Тандем режиссера Юрия Погребничко и Валерия Прохорова – редкость в театральном мире. Они были связаны общей школой ЛГИТМиКа, работой в Брянске, на Камчатке, в Москве… Невольно начнешь понимать друг друга с полужеста, полувзгляда, полуслова. Они именно такой театр и создали. В театре ОКОЛО дома Станиславского в каждом спектакле живет то, по чему тоскуем все мы, зрители: глубина чувств и мысли, просветляющий юмор, бережность и нежность отношений. Потому на спектаклях с участием Прохорова, поставленных Погребничко, перехватывало дыхание… Потому для молодых зрителей в зале брянского театра, привыкших к сюжетному действию на сцене, стал откровением будто бессюжетный спектакль «Старый, забытый…», который показали в память актера его московские коллеги. «Лебединая песня» Валерия Викторовича.

Не все присутствовавшие в зале брянского театра видели его на московской сцене, но можно было подключить воображение, и… «Тут-то и вышел актер Валерий Прохоров, человек, прямо скажем, немолодой. Посидел на стульчике, послушал – это ведь о нем – и ну давай пританцовывать. Ничего не наиграл, а от лица его оторваться трудно…» Или: «…вот он, маленький седой мужичонка по имени Валерий, приглашает девушку на танец и ведет ее бережно и витиевато…». Так писала об игре Прохорова столичная пресса. «Ничего непонятно, но за душу берет», – так отзывались молодые зрители после спектакля в Брянске. В этом и состояло откровение: спектакль, на первый взгляд, без привычного сюжета, минимумом средств рассказал о Времени, в котором мальчики и девочки учились отдельно, в котором платья в талию и бабетты, наглаженные брюки, вправленные в галифе, и бесконечные душевные песни. …Так уже не поют. Так чисто и ясно уже не живут. И редко когда играют на сцене. А Прохоров и не играл. Он жил в том сценическом и временном пространстве.

Белорусские кинематографисты специально для вечера памяти актера приготовили нарезку кадров из последнего фильма с его участием «На спине у черного кота». Кинорассказ предварил своими впечатлениями режиссер фильма Иван Павлов: «Я знал Валерия Викторовича 39 дней, и все эти 39 дней я видел сильного мужчину и настоящего актера. На съемках он фонтанировал идеями, самые яркие из которых вошли в кадр». Правда, с образом возникающего на экране мужичонки, который мечется в поисках болеутоляющего «после вчерашнего», диссонировало знание о том, что актер, его играющий, уже неизлечимо болен… И символично прозвучал кадр, в котором простец-мужичок скрывается от догоняющей его толпы односельчан в туман…

…Ушел Актер. Остается память. И немало сердец, ее хранящих…

Фото В.Прохоров в спектакле ОКОЛО «Русская тоска»

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.