БРЯНСК. Село Сростки, улица Шукшина

Выпуск №8-228/2020, В России

БРЯНСК. Село Сростки, улица Шукшина

В 1969 году на экраны нашей страны вышел фильм «Странные люди», снятый Василием Шукшиным по своим рассказам. Картина с ярким актерским составом имела успех, но автор позднее очень сожалел, что не пришла ему тогда идея поселить литературных героев в одной деревне, сделать соседями: «...может быть, они как-то объяснили друг другу, помогли бы понять...»

Шукшинский замысел воплотил Алексей Доронин, поставив на сцене Брянского театра драмы имени А.К. Толстого спектакль «Люди добрые!» Эта работа получилась не только авторской - инсценировка, художественное и музыкальное оформление также созданы режиссером, но и очень личностной. Алексей Доронин бывал на Алтае, в Сростках, встречал тех, кто общался с Шукшиным, и, можно сказать, познакомился с Василием Макаровичем через одно рукопожатие.

Взяв за основу рассказы «Петька Краснов рассказывает», «Крепкий мужик», «Вечно недовольный Яковлев», «Степка», «Верую!», Доронин растушевал грани между ними, перекинул мостики от одной судьбы к другой и соединил в одной общей точке. Знаменитый писатель приезжает в родное село, приходит на знакомую улицу и, судя по тому, с какой радостью его встречают: «Вася приехал!», для местных жителей он не только желанный гость, но и очень близкий человек.

Шукшин Юрия Киселева - сторонний наблюдатель. Он не вмешивается в ход событий, не осуждает и не дает советов, но такая отстраненность не мешает почувствовать его любовь к каждому из этих людей, понимание их поступков, порой странных, нелепых. Юрий Киселев не пытается играть Шукшина, не стремится к портретному сходству, а черный кожаный пиджак и красная рубашка, отсылающие к «Калине красной», скорее, просто знак. Но вот что происходит: из сдержанного и немногословного рисунка постепенно вырастает образ реального человека, чьи корни никогда не отрывались от родной земли. И веришь, что именно так все и было: приехал Василий Макарович в знакомые с детства места, окунулся в беды и радости односельчан, наслушался разных историй...

Одну из них рассказывает Петька Краснов, впервые в жизни побывавший на курорте и чего только не насмотревшийся. Герой Иосифа Камышева сразу подкупает своей искренностью и открытой душой. Уже изрядно набравшись за праздничным столом, он до слез восхищается и южными пляжами, и особой культурой, и отсутствием матерных слов, и высоким ростом Антона Павловича Чехова... Сам Петька известный пьяница, и никто его не воспринимает всерьез, но и не осуждает. В этом большом человеке живет наивный ребенок, на которого невозможно злиться всерьез.

Вот и Зоя, уставшая от непутевого мужа, бранится, но любит. Удивительной нежностью наделила свою героиню Татьяна Сычева (в другом составе эту роль исполняет Светлана Сыряная). Ее тепла хватает на всех: приобнимет дремлющую на скамейке бабу Нюру, накормит местного дурачка Трошу. Да и Манька совсем не случайно доверяет ей свои душевные секреты.

А жизнь движется по заведенному порядку. Для Маньки (Кристина Корзникова) и Степки (Алексей Дегтярев) все только начинается, и радость в отношениях этой разбитной парочки льется через край. Баба Нюра Людмилы Борисовой уже добрела до последней черты, и нужно ей теперь совсем немного - дождаться сына. В коротких сценах, отведенных в спектакле этому персонажу, сконцентрирована безграничная материнская любовь и бесконечное одиночество. Приезжает из столицы равнодушный сын, но его не хватает даже на то, чтобы обнять старую мать. Борис Яковлев Олега Чиганова в среде этих добрых людей как инородное тело. И какую точную оценку дает ему местный интеллигент Петрович, замечательно сыгранный Михаилом Лаврушиным, - пренеприятнейшая личность!

Этому чужаку никогда не понять сути российской глубинки, простого земного счастья Степки и Маньки, и он легко его разрушает. Поединок Степки и Бориса для деревенского парня в конечном итоге закончится плохо. Москвич накатает жалобу, без пяти минут муж отправится отбывать срок и совершит нелепейший поступок - сбежит, не дождавшись всего пару месяцев до освобождения, чтобы подышать воздухом родных мест, увидеть близких, а в итоге причинит еще большее горе Нюрке. Алексей Доронин слегка изменил шукшинский рассказ о Степке, где парня ждет из заключения немая сестра. Но есть в этом неоспоримая логика, и трагизм изломанной жизни молодой пары воспринимается еще острей. Роль участкового Гайдукова тоже исполняет Олег Чиганов, словно закольцовывая сюжет неумолимой судьбы - от подлости равнодушного мерзавца до карающей силы закона.

Но если с Борисом Яковлевым все ясно, то грубоватый бригадир Шурыгин Вениамина Прохорова заставляет размышлять о загадочности русской души. Захотел совершить значительный поступок, и словно что-то неведомое и темное вселилось в него и заставило сломать старую церковь. В противостоянии Шурыгина и односельчан сила будет на его стороне - страшная и разрушительная. Потом он станет оправдываться, говорить жене Клавдии (Ирина Аракелова), что в церковь все равно никто не ходил и не молился, но это лишь слова. А когда, прислушиваясь к себе, Шурыгин осознает весь ужас произошедшего, его душа заплачет, и сам он заплачет скупыми тяжелыми слезами.

Неслучайно Алексей Доронин выбрал эпиграфом к своему спектаклю слова Шукшина: «Если душа просит высказаться - это хорошая душа». О душе, жизненном предназначении земляки писателя размышляют всерьез. Баба Нюра рассказывает притчу о Любви, которая ходит по земле, и кажется, еще немного, и мы расслышим ее незримую поступь. На Шурыгина навалилась необъяснимая тоска, и он пытается объяснить Петьке Краснову, что душа бывает не только доброй, потому как она не пряник. Петька принес целое ведро чего-то веселящего, щедро наливает Шурыгину, Петровичу, Шукшину, и вместе они пытаются отыскать истину в этой «чаше познания». При внешней комичности сцены возникает ощущение чего-то очень важного, интимного, требующего тишины. Что такое жизнь человеческая? Отчего болит душа и есть ли она вообще?

Ответы даст деревенский дурачок, а по сути, божий человек Троша: «Болит...», «Есть...». Этот персонаж, тоже придуманный режиссером, своего рода зеркало, в котором отражаются радость и боль, темные и светлые стороны человека, по нему невольно сверяют поступки. Необычная и невероятно сложная работа Михаила Кривоносова убеждает, что жизнь шукшинских добрых людей сохраняет свое равновесие во многом благодаря именно таким людям - не от мира сего.

Фотогалерея