Соединяя пространства / Международный фестиваль «Мост дружбы» (Йошкар-Ола)

Выпуск №8-228/2020, Фестивали

Соединяя пространства / Международный фестиваль «Мост дружбы» (Йошкар-Ола)

Международный фестиваль русских театров национальных республик России и зарубежных стран «Мост дружбы» в Йошкар-Оле - один из старейших в России. В 1993 году, вскоре после распада СССР, Русский театр драмы из Йошкар-Олы во главе с художественным руководителем, народным артистом Российской Федерации, заслуженным деятелем искусств МАССР  Георгием Константиновым явился инициатором создания Международной ассоциации русских театров (МАРТ) со штаб-квартирой в Йошкар-Оле, а ее президентом стал народный артист СССР Юрий Соломин.  Под эгидой МАРТ сплотились театры, играющие на русском языке в национальных республиках России, в странах - бывших республиках СССР. Было принято совместное решение о проведении Международного фестиваля русских театров республик России и стран ближнего зарубежья. Идею поддержали Министерство культуры России и Союз театральных деятелей РФ. В 1993 году в Йошкар-Оле состоялся первый фестиваль. В последующие годы были проведены еще три форума (1995, 1998, 2000), и цель их заключалась в том, чтобы способствовать развитию русских театральных коллективов в национальных республиках России, странах СНГ и других государствах. Кроме того, фестиваль расширил зрительскую аудиторию театра как в городе, так и в республике, дал возможность установить творческие контакты между театральными деятелями России и стран СНГ.

В 2008 году эта традиция возродилась, фестиваль стал ежегодным. И в ноябре 2019 года в столице республики Марий-Эл проходил уже XVI «Мост дружбы», который возглавил художественный руководитель Академического русского театра драмы им. Г. Константинова Владислав Константинов, продолживший дело своего отца. В фестивале приняли участие двенадцать театров из десяти городов, трех стран и семи республик, входящих в состав России. Были спектакли камерные, работы частных коллективов и постановки крупных театров из национальных республик, среди которых и академические. Их объединяло внимание к классике и современной драматургии, русский язык, стремление сохранять и развивать традиции российского репертуарного театра. Нашлось место на фестивале и новациям, смелым поискам.

Открывал форум спектакль «Раскольников» в инсценировке Николая Коляды по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» («Коляда-Театр», Екатеринбург). Постановка, сценография, музыкальное оформление Николая Коляды. Талантливый и неутомимый драматург является автором нескольких пьес по мотивам классических произведений, которые всякий раз открывают нам героев и сюжетные коллизии известных книг с неожиданной стороны. Вот и здесь было только три актера, которые рассказали о Раскольникове по-новому: Раскольников - Мурад Халимбеков, а также занятые в спектакле Игорь Баркарь и Владислав Мелихов. Сила страданий и метаний главного героя, его поиск своего места во враждебной действительности никого не оставили равнодушным. Неожиданный, шокирующий, раздражающий, этот спектакль был талантливым и убеждающим.

Среди участников оказался и коллектив из Украины, играющий на русском языке. «Любовники», драму о любви, как обозначен жанр, по «Даме с собачкой» А.П. Чехова поставил в Харьковском Театре для Взрослых (Украина) режиссер Кирилл Душин. Играли двое. Она, Анна Сергеевна - Анна Андрющенко. Он, Гуров - Алексей Семак. Деревянные щиты из досок со щелями рождали образ ограниченного пространства. Мир окружающий виден, но недоступен... Желто-песочная гамма - цвет досок, песка, костюмов. Эта история несчастливой любви была рассказана проникновенно.

Мелодраму на двоих привез и Казанский камерный театр «SDVIG», родившийся из студенческой самодеятельности. Театральная жизнь Казани насыщенна и разнообразна, поэтому неудивительно, что сразу три русских театра представляли искусство столицы Татарстана. Театр «SDVIG» показал «Скамейку» А. Гельмана, к творчеству которого в последнее время приковано внимание многих театральных коллективов - хорошо написанные роли, интересно выстроенная интрига, напряженное выяснение отношений, детективные повороты сюжета. Незамысловатое оформление - скамейка и урны в пустом пространстве сцены. Актеры остаются один на один со зрителями. Интересно и убедительно работали Анжела Тихонова и Александр Фельдман, сумевшие передать тему человеческого одиночества, неприкаянности в современном жестоком и холодном мире, не располагающем к сантиментам.

Молодежный театр на Булаке (название речки и указание на местоположение театра в городе) из Казани показал спектакль «Зима» Е. Гришковца в постановке Рустама Фаткуллина. Пронзительная история гибели двух солдат, замерзших по глупости, халатности, нерасторопности безответственного начальства. Мальчишки-срочники (Дмитрий Сенатов и Айнур Низамутдинов) просто стараются исполнить свой долг. И вот, в холодном мареве, в момент, когда явь и бред путаются, сливаются, проникают друг в друга, ребята вспоминают нехитрые эпизоды своей небогатой событиями жизни. В спектакле узнаваемые житейские моменты, много юмора и трогающая за живое тема неповторимости и ценности каждой человеческой жизни. Белое пространство сцены, белые маскхалаты. Цветные костюмы только в сценах видений-воспоминаний. И проекция на весь задник - летнее поле травы, цветов и весело бегущий герой, исчезающий, растворяющийся в воздухе. Спектакль не пугает, не нагоняет жути - он заставляет задуматься, сопереживать, почувствовать ответственность и причастность каждого к происходящему вокруг.

Академический русский театр им. Е. Вахтангова из Владикавказа представил спектакль «Оркестр» Жана Ануя. Идеальная пьеса для любого театра, где шесть ярких полноценных ролей для женщин самого разного возраста, которых в труппе всегда больше, чем мужчин. На постановку пригласили московского режиссера Александра Федорова. Постановщик ушел от камерного характера пьесы, задействовал сценическое пространство большой сцены, на которой вертикальные передвижные конструкции позволяют менять очертания места действия (художник Алина Алимова). То это уборная, где секретничают оркестрантки, то небольшое помещение, то репетиционный зал, то улица. В спектакле интересное пластическое решение общих сцен, которое придает действию упругость и внутреннее напряжение (пластиограф Майрбек Матаев). Каждой из героинь предоставляется сольный выход, каждая имеет право голоса, рассказывает свою банальную, но всегда новую историю так, что начинаешь сочувствовать одиноким и не очень счастливым женщинам.

По праву солирует прима театра Наталья Серёгина (Уварова), играющая роль руководителя оркестра мадам Ортанс. Она убедительна в обрисовке характера законченной стервы, безжалостной и надменной, но постепенно понимаешь, что и в ее сердце глубоко запрятана боль и отчаянье стареющей красавицы. Каждая из участниц - Зоя Бестаева, Анастасия Алёхина, Ангелина Ишкова, Элина Захарова - находит для роли краски, раскрывающие характер и судьбу своей героини. Станислав Кибилов уверенно ведет роль, показывая сложный, противоречивый характер Пианиста.

Государственный русский драматический театр из Чебоксар (Чувашия) привез спектакль «Темные аллеи» по мотивам рассказов И.А. Бунина «Генрих», «Муза», «Пароход "Саратов"» (инсценировка Анастасии Колесниковой, режиссер Олег Молитвин). Вот уж где «пять пудов любви», так это у Бунина. Но инсценировщик и режиссер столкнулись с трудностями перевода прозы Бунина на язык театра, с соединением сюжетных линий трех рассказов. Претензии можно предъявить и к оформлению спектакля, к той материальной среде, в которой разворачивается действие. Не совсем удачна и оправдана двухэтажная конструкция, создающая излишнюю суету. Вместе с тем нельзя не отметить, что актеры чувствуют природу бунинских текстов, его психологизм, эротику и страдание, драматическое напряжение.

Русский драматический театр из Саранска (Мордовия) привез комедию Мольера «Жорж Данден, или Одураченный муж» в постановке Карена Нерсесяна. Мне уже довелось писать об этой работе в «Страстном бульваре, 10», рассказывая о фестивале «Соотечественники». За прошедшие полгода спектакль ничуть не потерял ни изящества, ни энергии, актеры обрели свободу сценического существования, действие набрало темп. Это стильная работа режиссера-постановщика Карена Нерсесяна и художника-постановщика Андрея Запорожского. Учитывая стилистику ранней драматургии Мольера, режиссер выстраивает фарс. Лидирует сам Жорж Данден, с изяществом и блеском исполненный Николаем Большаковым. Актер прекрасно почувствовал и воплотил театральную природу спектакля, соединив актерское мастерство и искренние переживания своего персонажа.

Русский драматический театр им А.С. Пушкина из Майкопа (Адыгея) привез спектакль «Песочные солдаты» по пьесе для детей современного драматурга В.  Ганзенко, увы, безвременно ушедшего из жизни. Спектакль поставил А. Конюхов, исполнивший роль Старого индейца. Сказка об игрушках, оставленных в песочнице и на детской площадке, которые зажили своей жизнью, получилась и трогательной, и поучительной, и занимательной. Театр изобретательно решил сценическое пространство, рисованный задник, коробки, несколько досок, цветные полотнища - и вот перед нами и жилище монстров, и таинственный мир, где случаются необычайные события.

Взрослые актеры со всей искренностью отнеслись к своим героям - куклам, храбрым игрушечным воинам и злодеям, поэтому вызвали у зрителей и сочувствие, и подлинный интерес. Обаятельная подробность решений подкупала, внутреннее состояние актеров обеспечивало веру в предлагаемые обстоятельства. А когда Старый индеец, грустный и немного таинственный бард, запел песню на стихи Н. Заболоцкого про «растение картошка и про животное паук», такой искренностью и ностальгией повеяло от этой грусти взрослого, много повидавшего мужчины, так и оставшегося в душе ребенком.

Одним из наиболее ярких и эмоциональных впечатлений фестиваля стало выступление молодых артистов Русского театра драмы имени Ф.А. Искандера из Сухуми. В постановке Александра Коручекова пьеса знаменитого венецианца Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки» превратилась в динамичное, яркое, уморительно смешное и изобретательное действо невероятной энергетики. Весь свой жар, восторг от пребывания на сцене, азарт молодости, удовольствие от исполнения трюков, стремительного темпа существования, игры с характерностью и неожиданными приспособлениями, свою фантазию актеры вложили в этот спектакль. Здесь нет ничего «чересчур», потому что мир, в котором живут герои этой невероятной, путанной и такой живой истории, рассказанной и разыгранной темпераментными «итальянцами», полон неожиданностей, резких поворотов, непониманий и просто озорства от переизбытка молодых сил. Жизнь бьет ключом в этом спектакле, который покоряет зрителей, подчиняет их себе и восхищает.

Удивительная подробность. Передо мной в зрительном зале сидела пара вполне респектабельных зрителей лет сорока, видно, не часто посещающих театр. Хорошо одетые, солидные. Но в финале, когда, наконец, несколько пар влюбленных выяснили свои отношения и готовы были сочетаться браком, а дело было лишь за одной строптивицей, которая в силу характера не давала согласие жениху, зритель крикнул на весь зал: «Да соглашайся ты, наконец!..» Зал содрогнулся от смеха. Такие реплики привычны в ТЮЗах, но здесь эта живая реакция была так уместна, что привела в восторг и актеров, и зрителей. Это и есть волшебство театра, полное погружение в предлагаемые обстоятельства и чистая радость от встречи с настоящим искусством.

В спектакле заняты тринадцать актеров, называю всех, потому что каждый из них сделал спектакль неповторимым и праздничным - Аслан Киут, Марина Сичинава, Саид Лазба, Ирина Делба, Осман Абухба, Инал Инапха, Милана Ломия, Мадлена Барциц, Лоида Даутия-Тыркба, Руслан Жиба, Эмиль Петров, Кирилл Шишкин, Аманда Чепия.

Хозяева фестиваля, Академический русский театр драмы имени Г. Константинова показали премьеру - спектакль «Зойкина квартира» М.А. Булгакова в постановке Владислава Константинова, мастера, владеющего большим стилем. В его спектаклях, как правило, передана атмосфера времени, простроены взаимоотношения персонажей, выявлены причинно-следственные связи, особым образом организовано сценическое пространство, в котором чисто театральная зрелищность и занимательность соседствуют с тонкой проработкой характеров, а театральность и гротеск - с психологической достоверностью.

В. Константинов вместе с балетмейстерами Ф. Смоленцевой и К. Царегородцевой создает изысканный внешний рисунок мизансцен. Он максимально использует и реализует театральность, заложенную в самой пьесе о подпольном доме свиданий во главе с изысканной Зоей Пельц (эффектная Надежда Белобородова). Костюмы эпохи чарльстона, фраки, салонные танцы... Все с иголочки, стильно и по-настоящему богато - туфли, чулки, визитки, лакированные ботинки, коктейльные платья. Подвижные конструкции, зеркала, металлическое кружево, люстры... И прекрасные типажи. Бледный, порочный, отрешенный Павел Обольянинов (Сергей Васин), энергичный Аметистов (Иван Немцев). Широкая душа, тоскующий Гусь (Дамир Сафиуллин), нервная и манерная Алла (Ксения Немиро), колоритнейший китаец Газолин (Юрий Синьковский), смешливая, полная жизни Манюшка (Юлия Охотникова). Стильный, продуманный, завораживающей пряной атмосферой порока и отчаянья, спектакль о безвозвратно гибнущем мире, о красоте, пронизанной тлетворным запахом смерти, покоряет и заставляет размышлять, сопереживать.

Казанский академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова привез спектакль, поставленный художественным руководителем театра Александром Славутским по пьесе «Безумный день, или Женитьба Фигаро». (Рецензия на этот спектакль опубликована в №7-227/2020 «Страстного бульвара, 10».) Изобретательно выстроенный, наполненный иронией, сарказмом и забавными трюками, по-театральному яркий и праздничный, но при этом не утерявший ни философской глубины, ни обличительного пафоса, спектакль покорил зрителей. Бурные аплодисменты Фигаро Ильи Славутского, Сюзанне Славяны Кащеевой, графине Елены Ряшиной, графу Павла Лазарева, Марселине Светланы Романовой долго не умолкали.

Завершился фестиваль выступлением Евгения Князева - народного артиста Российской Федерации, актера Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, выступившего с моноспектаклем «Пиковая дама» по повести А.С. Пушкина. В 1996 году в одноименном спектакле, поставленном выдающимся режиссером П.Н. Фоменко в Вахтанговском театре, он сыграл Германна. Нынешний моноспектакль - воспоминание о той незабываемой работе. Блестящее владение словом, тонкая нюансировка фраз, глубина постижения текста Пушкина и раскрытие смыслов этой мистической повести никого не оставили равнодушным.

Фестиваль «Мост дружбы»-2019 вновь продемонстрировал нужность и важность сохранения русского языка, русской литературы на огромных пространствах России и постсоветского пространства. Полные залы, восторженный прием публики это подтвердили.

 

Фотогалерея