Светлана Архипова. Свой взгляд (Смоленск)

Выпуск №8-228/2020, Лица

Светлана Архипова. Свой взгляд (Смоленск)

Как театральный художник Светлана Архипова дебютировала в Смоленском драматическом театре в 1995 году. С режиссером Виктором Маминым на малой сцене она выпустила спектакль по пьесе Нины Берберовой «Маленькая девочка». Это была ее дипломная работа в РАТИ-ГИТИСе, где она училась на курсе Сергея Бархина - одного из самых заметных театральных художников нашего времени.

Впоследствии с тем же Маминым Архипова работала в Смоленском театре над постановкой сказки «Золотой ключик» на большой сцене, а также «Кукольного дома» Ибсена и «Любови под вязами» О'Нила - на малой. Спектакли «Маленькая девочка» и «Кукольный дом» оказались долгожителями. Около десяти лет они оставались в репертуарной афише театра. А «Любовь под вязами» в связи с уходом в 1999 году из театра исполнителей главных ролей Оксаны Киселевой и Дмитрия Шумейко едва дожила до конца сезона. Я не случайно вспоминаю сейчас именно эти старые спектакли. Светлана Архипова выступила в них не просто как сценограф, а как полноправный соавтор режиссера-постановщика. И Виктор Александрович Мамин это признавал. Именно сценография, по сути, подсказывала ход, выстраивала магистральную линию, а в результате - помогала наиболее полному восприятию того, что являлось главным в пьесе.

Декорация к драме Нины Берберовой «Маленькая девочка» - глухая черная стенка с узкими то окнами, то дверями (в зависимости от ситуации) разделяла жизнь героев как бы на два мира. Правда и искренность располагались в левой части сцены, а призрачное, иллюзорное, как становилось ясно по ходу спектакля, благополучие и взаимопонимание - в правой, то есть за стеной. Стремление создателей смоленской «Маленькой девочки» не замыкать театр в рамках театра фактически свело на нет внятно обозначенную в пьесе и важную для Берберовой тему русской эмиграции. В спектакле Мамина и Архиповой на первый план выходит трагедия крушения налаженной жизни немолодых и уважающих друг друга супругов, а также жутковатая история 19-летней девушки, опрометчиво и очень активно включившейся в игру взрослых людей.

Как художник Архипова невероятно восприимчива и пластична. Ей удается отражать в своих работах дух времени - тенденции, интересы, вкусы. Разумеется, приходит это не само собой, а как результат по-настоящему творческого подхода и большого трудолюбия. Режиссер Андрей Лапиков, поставивший в Смоленске «Тартюфа», в одном из интервью заметил «к слову» о Светлане Архиповой, что не каждый художник, стремясь отразить идею постановщика, способен сделать такое количество эскизов, предложить режиссеру столько вариантов костюмов и декораций.

В соавторстве с Архиповой Лапиков поставил немало спектаклей. Кроме упомянутого мольеровского «Тартюфа», это «Гамлет» Шекспира в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, «Дама-невидимка» Кальдерона в Благовещенске, «Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молины в Тюменском драматическом театре, «Дон Жуан» в Тамбовском академическом драматическом театре, «Мамаша Кураж» Брехта в Новочеркасском драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Новую совместную постановку, запланированную на этот сезон в Нижегородском театре, прервала внезапная смерть режиссера в феврале 2020 года.

Сама же Светлана Вилениновна не раз подчеркивала, что ее творческий принцип - работать с режиссером в одной связке, способствовать как можно более полному и точному воплощению его замысла. «Как правило, прочитав пьесу, имеешь какой-то свой взгляд, - говорит художник, - и если он совпадает с режиссерским, замечательно. Но если не вполне совпадает, ссор лучше не устраивать, потому что это неизбежно пойдет во вред будущему спектаклю. Ведь по большому счету, главный творец спектакля - режиссер, если мы говорим о настоящем мастере. И все остальные должны подчиниться его идее, полюбить ее и идти в этом направлении».

Светлана Архипова родилась в Киеве, в семье военного инженера, но уже давно и по праву считает себя смолянкой. В отрочестве она увлекалась не только рисованием: занималась фехтованием, всерьез подумывала поступать в институт физкультуры. Однако в один прекрасный день пришла в художественную школу, и результат не замедлил проявиться.

Первое высшее профессиональное образование Архипова получила на художественно-графическом факультете Смоленского пединститута (ныне Смоленский государственный университет) и по распределению некоторое время работала учителем рисования. Сценография, по собственному признанию будущего главного художника Смоленского драматического театра, вошла в ее жизнь, можно сказать, случайно. На последнем курсе худграфа, когда вместе с руководителем диплома Анатолием Ивановичем Шлюпкиным искали тему для выпускной работы, а это должен был быть интерьер, никак не могли выбрать подходящий объект, перебрали, казалось бы, все возможные варианты. Неожиданно пришло решение, что это может быть интерьер драматического театра. «Ну а когда я изнутри увидела эти коридоры, мастерские, сцену, - вспоминает Светлана, - возникло стойкое ощущение, что все это и есть мой мир, и что мне хочется здесь остаться...»

В 1990 году Светлана Архипова окончила пединститут, а уже через два года в ее жизни возникает Российская театральная академия - ГИТИС. По окончании в 1997 году факультета сценографии ей посчастливилось поработать и ассистентом главного художника Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в Москве (балеты «Суламифь» и «Саломея»), а затем ассистентом главного художника Большого театра (опера «Псковитянка», балет «Дон Кихот» и другие спектакли). Излишне говорить, какая это была школа для молодого театрального художника. В те же годы (с 1997 по 1998) Светлана Архипова работала над драмой «Иванов» Чехова в «Содружестве актеров Таганки» (режиссер Николай Губенко) и сказкой «Золотой петушок» в Московском ТЮЗе (режиссер Кама Гинкас). Продолжала оформлять спектакли в Москве и других городах, в частности, в Краснодарском музыкальном театре, и в последующие годы, когда основным местом ее работы стал Смоленский государственный драматический театр им. А.С. Грибоедова.

Важную роль в творческой биографии художника сыграла встреча с режиссером Анатолием Ледуховским. Их первая совместная работа - опера А. Щетинского «Слепая ласточка» в «Геликон-опера» - была поставлена в августе 2002 года. Впоследствии «Слепая ласточка» с успехом участвовала в фестивале в Германии. Творческое содружество с Ледуховским оказалось плодотворным и внесло немало ярких эпизодов и в историю Смоленского драматического театра. Началось это в 2003 году, когда Ледуховский поставил на смоленской сцене два спектакля: драму «Маркиза де Сад» по пьесе японского писателя Юкио Мисимы и «Три-ses-тры и другие пациенты доктора Чехова» по знаменитой чеховской драме. «Три-ses-тры...» получили приглашение на чеховский фестиваль в театре «Балтийский дом», который в конце 2009 года проходил в Санкт-Петербурге и был посвящен 150-летию со дня рождения великого драматурга. Задуман фестиваль очень интересно: два вечера подряд два разных театра играли одну и ту же чеховскую пьесу. То есть происходила своего рода творческая дуэль. Фестиваль именно так и назывался - «Дуэль».

Однако поездка не состоялась. Будто бы не нашлось средств, чтобы восстановить спектакль, так как к тому времени театр покинула актриса, которая играла Машу, а режиссер в этой роли видел только ее. Нашлись, вероятно, и другие причины, помешавшие театру принять столь лестное предложение. Словом, не случилось, о чем нельзя не сожалеть - спектакль был необычайно интересен и по форме, и по подходу к литературной основе, и по сценографии.

За год, который Анатолий Ледуховский проработал главным режиссером Смоленского драматического театра, они с Архиповой выпустили еще три спектакля. Благодаря двум из них Смоленск ярко прозвучал на театральных фестивалях. Так, «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Бориса Вахтина была удостоена Гран при на II Международном фестивале «Смоленский ковчег». Сценография к этому спектаклю отмечена специальным призом «За лучшую работу художника-постановщика». Председатель международного жюри второго «Смоленского ковчега» Александр Вислов признал, что по поводу «Одной деревни» в жюри не возникло противоречий: все единогласно проголосовали «за».

А поставленный осенью 2008-го «Ревизор» по пьесе Гоголя в том же году получил приз «За постановочное мастерство» на «Славянских театральных встречах» в Гомеле. Адресованный интеллектуальному зрителю, этот спектакль отличался нарочитой скупостью изобразительных средств в оформлении: черная сцена, огромный подсвеченный снизу портрет Гоголя и белый рояль как своего рода культурный символ. Во втором акте, когда действие переносится в день сегодняшний, о чем свидетельствовали современные костюмы персонажей, число портретов на сцене увеличилось - восемь совершенно одинаковых Гоголей. Намек на то, что одной из главных примет нашего времени является тиражирование.

К 200-летию Гоголя в Смоленском драматическом театре состоялась премьера еще одного спектакля - на малой сцене поставили «Шинель». Режиссер Олег Кузьмищев не стал превращать повесть в пьесу. Каждый персонаж у него как бы вместе со зрителями читает гоголевскую «Шинель», совершая по ходу повествования необходимые действия. Архипова выстроила на сцене большую книгу с эластичными, передвигающимися страницами, на которых были изображены то графические пейзажи зимнего Петербурга, а то и вовсе - иллюстрации к повести. А между страницами разворачивались описанные Н.В. Гоголем события. Это было очень красиво.

В одном из интервью художник сказала, что из всех театральных жанров ей ближе всего опера и объяснила, почему: «Там художник находится в жестких рамках либретто: изображение концентрированное, все лишнее отсекается. Остается только главное - душа».

В Смоленске опер не ставят, хотя размеры сцены Театра им. А.С. Грибоедова сопоставимы с масштабом сцены ГАБТа. Идея создать в Смоленске театр синтетический, где в репертуаре были бы не только драматические спектакли, но и мюзиклы и даже нечто подобное ленкомовской «Юноне и Авось», канула в Лету вскоре после безвременной смерти в 1999 году в 53-летнем возрасте Петра Дмитриевича Шумейко - тогдашнего главного режиссера. В памяти многих смоленских театралов сохранился его программный спектакль «Капитанская дочка» - опера, которую Петр Шумейко в 1993 году поставил на музыку петербургского композитора Валерия Бровко.

Как могли бы выглядеть декорации Архиповой к оперным спектаклям, легко представить по красочным эскизам, которые были включены в экспозицию персональной выставки сценографа в Доме художника в 2008 году. Своим лучшим музыкальным спектаклем Светлана Архипова считает «Царевича» Ф. Легара (режиссер В. Цюпа) в Красноярском музыкальном театре, который в 2012 году получил премию «Золотой витязь». А на следующий год сценографии Архиповой к мюзиклу «Мама» Ж. Боржоа, того же режиссера и также поставленном в Красноярске, но уже в Театре оперы и балета им. Д. Хворостовского, был присужден приз «За лучшую работу художника» на фестивале «Театральная весна».

В Смоленском драматическом театре оперный опыт наверняка пригодился художнику во время работы над комедией Кена Людвига «Одолжите тенора», получившей сценическое название «Benvenuto, Отелло!» (премьера 2011 года, режиссер Игорь Войтулевич). В спектакле речь идет об оперном театре, и художнику несколькими сочными мазками удалось ярко выразить атмосферу происходящего.

За четверть века работы в Смоленском драматическом театре в декорациях Светланы Архиповой поставлено более 40 спектаклей по русской и зарубежной классике - по произведениям Лермонтова и Грибоедова, Гоголя и Островского, Чехова и Горького, Тургенева и Достоевского, Берберовой и Зощенко, Булгакова и А.Н. Толстого, а также Шекспира, Гольдони, Ростана, Гофмана, Перро, Ибсена, Теннесси Уильямса, Моэма, О'Нила и других блистательных авторов.

Из современных пьес, которые ставились и продолжают ставиться на сцене Смоленского театра, хотелось бы вспомнить «Этюды любви» Елены Поповой. Смоленский спектакль по этой пьесе в постановке теперешнего главного режиссера театра заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского в мае 2011 года был удостоен приза «За лучшую режиссуру» на фестивале «Славянские театральные встречи». На мой взгляд, добрая половина успеха «Этюдов» по праву принадлежит художнику-постановщику. Авангардный стиль сценографии Архиповой - большие стеклянные прямоугольники и одноцветные непрозрачные параллелепипеды - придает спектаклю динамичность, что чрезвычайно ценно, поскольку в самой пьесе практически нет действия.

Но главная награда, которой, по праву гордится Светлана Архипова как сценограф, - «Золотая Маска» по итогам 2013 года. В 2014 году ею была удостоена работа «Ведогонь-театра» «Васса» по первой редакции одноименной пьесы М. Горького (режиссер А. Ледуховский) как лучший спектакль в драме, малая форма. «Васса» прошла на премию сразу по нескольким номинациям: «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Наталья Тимонина), «Лучшая роль второго плана» (Дмитрий Лямочкин). Признаюсь, когда я посмотрела «Вассу» в зеленоградском «Велогонь-театре», трудно было отделаться от ревнивой мысли, что и смоленские спектакли Ледуховского и Архиповой - практически все - следовало бы представить на «Маску». Но об этом, вероятно, из ложной скромности в нашем театре не подумали...

Интересно складывается и творческое содружество Светланы Архиповой с режиссером Геннадием Балабаевым - худруком Липецкого драматического театра на Соколе. На этой сцене они совместно поставили несколько спектаклей. Это «Касатка» А.Н. Толстого, «Буратино» Б. Бужор по мотивам «Золотого ключика», а также «Сотворившая чудо» - по обошедшей многие сцены мира пьесе Уильяма Гибсона. «Сотворившую чудо» в 2016 году увидели и смоляне: спектакль участвовал в V Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» и был отмечен в номинации «Лучшая женская роль». За главную роль слепоглухонемой девочки приз получила артистка Александра Иванцова.

В год 360-летия со дня рождения Шекспира Геннадий Балабаев и Светлана Архипова поставили в Смоленском драматическом театре им. А.С. Грибоедова «Сон в летнюю ночь». Роли герцога Тезея и его невесты царицы амазонок Ипполиты, а также царя эльфов Оберона и его супруги Титании исполнили заслуженные артисты России Олег Кузьмищев и Ирина Голованова. Любопытно, что практику использовать одних и тех же актеров в ролях Тезея/Оберона и Ипполиты/Титании еще в 1970 году вопреки театральным традициям ввел Питер Брук, подчеркивая таким образом, что мир фей и эльфов - зеркальное отражение мира людей. Смоленский спектакль был выстроен с тем же посылом.

Архиповой удалось создать магическую атмосферу этой запутанной и полной романтики шекспировской пьесы, где стирается грань между сном, реальностью, а также настоящей и навеянной зельем любовью. Сценическое пространство волшебным образом превращалось то во владения герцога Тезея, то в полный странных знаков лес. Основным элементом сценографии служила гигантская ладонь, как бы подбрасывающая игральные кости. Благодаря причудливому свету в ходе спектакля иногда казалось, что она вот-вот сожмется в кулак, и от вальяжно расположившегося на ней персонажа останется всего лишь мокрое место... Действие происходило не только на сцене, но и в зрительном зале и даже на балконах, где располагается световое оборудование.

Из сценографических работ Архиповой к спектаклям сегодняшнего репертуара Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова хочется выделить уже довольно старый спектакль - трагикомедию «Поздняя любовь» А.Н. Островского (режиссер-постановщик Виталий Барковский). В одном из углов сцены художником был оставлен небольшой просвет, откуда по ходу спектакля выходят на сцену действующие лица. Появившись, каждый персонаж, прежде чем начать взаимодействие с партнерами, на секунду замирает в этом просвете, словно бы переходит из одной реальности в другую, игровую.

Продумывая сценографию к своему очередному спектаклю, Архипова-художник никогда не гонится за формой ради формы, сколь бы модной и остроумной она ни казалась. Ее цель - создать атмосферу, в которой наиболее внятно могла бы прозвучать главная тема спектакля. Бывает, работающие с Архиповой постановщики обыгрывают не все детали придуманного художником сценического оформления. Не знаю, случайно так выходит или нет, но это придает спектаклям многозначность, предоставляет вдумчивому зрителю богатый материал для размышлений и ассоциаций.

Фото из личного архива автора

Фотогалерея