Самодержица флотской сцены / Валентина Попова (Севастополь)

Выпуск №8-228/2020, Лица

Самодержица флотской сцены / Валентина Попова (Севастополь)

Более двух офицерских «календарей», а точнее ровно 55 лет отслужила в Драматическом театре им. Бориса Лавренева Черноморского флота народная артистка России Валентина Попова. У нее множество наград, включая высшую театральную премию Крыма «Золотой грифон» - «За верность и многолетнее творческое служение театральному искусству».

Столько не служат, скажет завзятый военный кадровик, редко занимающий место в театральном кресле. Но вот она, народная артистка России Валентина Попова, истинным адмиралом выходит на сцену ЦАТРА в фестивальном смотре военных театров «Звездная маска». Драмтеатр имени Бориса Лавренева Черноморского флота показывал на нем мольеровского «Тартюфа» в постановке заслуженного деятеля искусств Крыма Юрия Маковского, и Валентина Попова первой задавала тон постановке. Не случайно московские критики назвали ее «особенным культурным камертоном, который выверяет эталонную высоту для всего актерского ансамбля».

Столичные же зрители оценили работу мастера сцены и ее сотоварищей без лишних слов: по завершении спектакля попросту отказывались прерывать овации и покидать зал. И Валентина Поликарповна, не выходя из роли госпожи Пернель, все держала и держала маску, так нужную для понимания всей сути Тартюфа - ханжества как источника наживы. Властной и лицемерной оставалась ее героиня, пока занавес не закрылся окончательно.

Редко какая женщина решается показываться перед окружающими некрасивой, что уж говорить об актрисе. Валентина Попова не страшится никакого ролевого качества. Ее звездная роль - властительница, полная противоположных проявлений и чувств. Еще в девяностых годах суровой, но по-житейски мудрой, даже чуть-чуть лукавой, отчего совсем живой Екатериной Великой предстала она перед зрителями в спектакле лавреневцев «Капитанская дочка». Потом в другом образе царицы, жены Петра I - в «Шуте Балакиреве», актриса раскрыла весь трагизм любящей женщины там, где власть беспощадно выхолащивает чувства. Образы слились, наполнив высокую порфироносную форму глубоким чувственным содержанием.

Валентина Попова может сыграть все. Чем и отличается на протяжении более полувека служения в театре имени Лавренева. И не в прошлом, а в настоящем актриса, за плечами которой сотни ролей и спектаклей, десятки гастролей, включая походы в Средиземное море и десанты в пылающие войной Афганистан и Чечню, продолжает работать, создавая новое, яркое, интересное. Создавать и получать признание сегодняшних зрителей, удостаиваться дипломов, призов престижных фестивалей!

Можно бесконечно поражаться тому, как тонко и убедительно выписывает она каждый образ. Как по-матерински теплы движения, слова и взгляды ее Анфисы в «Трех сестрах» А.П. Чехова и как карикатурно остры позы и ужимки аристократки-сплетницы в спектакле «Одолжите тенора!» Кеннета Людвига. Такое впечатление, что исполнительнице ничего не стоит «перетекание» из роли в роль, какую бы форму и содержание ни приходилось при этом воплощать. Но как-то на театральном конкурсе я оказалась рядом с Валентиной Поликарповной, судившей актерское ристалище. Вдруг ощутила, что она «пульсирует», играя вместе с каждым исполнителем. Воистину, только дилетанты утверждают, что лицедейство - порхание из одного оперения в другое. Каждая новая «кожа» срывается с кровью. Если ты, конечно, актер милостью Божьей.

Народная артистка России сей милости и одновременно сего креста удостоена. В ее богатейшей исполнительской палитре сошлись сила Комиссара из «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского и легкомысленность Каролы из мюзикла «Проснись и пой», самоотверженность Риты Осяниной в «А зори здесь тихие» Б. Васильева и хитроумие «отходящей» мамы в комедии «Хотите - верьте, хотите - нет!», величие императрицы Екатерины в «Капитанской дочке» и простота нянюшки Анфисы в «Трех сестрах»... А вот чего нет у народной артистки, так это закостенелого амплуа: король и шут равно царят во дворце ее таланта!

- Валентина Поликарповна, это сейчас у нас множество источников, от фильмов до сети, а откуда вы черпали информацию, когда впервые взялись за образ великой императрицы?

- Режиссер Добрунов ездил в Москву, в Ленинскую библиотеку и привез мне материалы о привычках Екатерины, распорядке дня, подробностях ее отношений с придворными, фаворитами... Я столько начиталась! Просто слилась с ней тогда.

- В «Капитанской дочке» это и жесткая самодержица, и мудрая, милосердная правительница.

- Она очень ценила истинных государственников и карала преступников, не взирая на их ранги. Но жалела страдающих. Это же она посадила на цепь Салтычиху за ее издевательства над крепостными.

- Как создавались манеры немки, ставшей русской?

- Помогали лингвисты, вместе отрабатывали особенности речи. Работала с согласными, они выделялись и немного растягивались, потому что разговорная речь у немцев, как мы говорим, «лающая», а русский язык более мелодичный, плавный. Я пыталась достичь такого произношения, растягивая слово, согласный звук. Екатерине же было не легче, когда она осваивала русские интонации. У нее были хорошие учителя, но и меня судьба не обошла педагогами: в институте - Валентина Николаевна Чистякова, супруга Леся Курбаса! Она нам устраивала «месячники» то русских дворянок, то французских жеманниц, то английских леди - так мы постигали манеры, традиции.

Мне было важно выработать не приказной, а величественный тон, а если восторг, то не мелкий, а с глубоким значением. Екатерина казнила неотвратимо и страшно (и в голосе ни намека на лазейку от наказания), и миловала от души, от сердца.

- Два слова про костюм. У Екатерины было бесчисленное количество платьев...

- Его выбрала не я, а замечательный художник Владимир Борисович Озерников, которого до сих пор помнит Севастополь. По его эскизу наряд сшили в Одессе. И он служит театру почти тридцать пять лет!

- Корона тоже имеет исторический вид?

- Да, это не украшение, не диадема, а символ власти. Луковка с рубином на вершине (такой рубин дарил ей Вольтер) и крест. Работа еще одного прекрасного театрального художника Геннадия Морозова.

- А что было на ногах?

- Летом туфельки на небольшом каблучке, зимой - полуботиночки. Екатерина валенок не носила.

- Кринолин, корсет, каково играть в «ребрах жесткости»?

- Добавьте напудренный парик и традиционную жару в июле, залитую солнцем площадку Дня ВМФ, где самодержица России традиционно дает добро на утверждение Черноморского флота. Часа два ожидания, чтобы сыграть пятнадцать минут выхода Екатерины к народу. Но даже не это самое сложное. И в зрелом возрасте Екатерина имела исключительную, особую стать. Мне и на спектакле, и на парадном выходе приходилось держать спину так, что ломило в лопатках, потом долго не могла скомандовать себе «вольно». Я всегда помнила ее слова: «Во внешности тоже должно отражаться величие державы». Знала Екатерина, что говорила, недаром тридцать с лишним лет успешно управляла государством!

- А у вас в роду есть «голубая кровь»?

- Конечно! Меня арбузинской графиней с юных лет звали! Я же из села Арбузинка, что под Одессой. Но дед - точно из баронов! Он - Левка (не путать с Лёвкой), его жена - Мавра. Пришли в Одессу табором.

- Цыгане!

- То ли румыны, то ли молдаване, то ли итальянцы... Они кочевали, род был очень богатый - одиннадцать детей! Мой папа - восьмой. А в Одессе их паспортизировали. Левка всем свои видом был настоящий король, возможно, и цыганский барон, папа рассказывал, что у бабушки на шее, на руках всегда было много золота, а дед такой силищи, что кибитку сворачивал рукой! Отец тоже под два метра ростом.

Действительно, как не играть царицу, при такой-то наследственности!

...Возведенная на пьедестал Екатерина Великая стоит в одном из центральных севастопольских скверов. Но для горожан и военных моряков монумент воспринимается живым, ибо из года в год на День ВМФ родительница Севастополя приветствует Черноморский флот, подписывает указы и осеняет присутствием другие важнейшие события в судьбе легендарной крепости. Она выходит на «Графскую пристань» ее флотских подмостков и просто живет, творит и продолжает свой род в нашем городе. Талантливая актриса, воплощающая собою и великих правительниц, и самых простых женщин - народная артистка России Валентина Попова.

Фото Евгения ИВАШЕВА, Дмитрия МАКАРОВА и из семейного архива


Фотогалерея