Неповторимая / Светлана Устюжанинова (Москва)

Выпуск №8-228/2020, Лица

Неповторимая / Светлана Устюжанинова (Москва)

Балет - искусство рафинированное, требующее как бриллиант особой подачи, но среди музыкальных театров столицы «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева занимает особое место. Находясь довольно далеко от центра, в Кузьминках, он сумел стать центром притяжения зрителей, сразу оценивших высокий профессионализм труппы, безукоризненную технику его солистов, а главное - атмосферу, что создается почти на каждом спектакле, - доверительного разговора со зрителем с позиций красоты и добра. Это «воспитание чувств» было особенно ощутимо на творческом вечере балерины Светланы Устюжаниновой, отметившей 35-летие своей артистической деятельности.

Искусство балета беспощадно, требуя, в первую очередь, безупречной формы, отточенной техники, но и радость дает как артисту, так и зрителю огромную. Что отличает Светлану Устюжанинову от других балерин? Она - актриса, качество, к сожалению, теряемое в современном балете. Обладая всеми необходимыми данными (певучая линия ног, прыжок, вращение, гибкость), она привлекает, прежде всего, умением создать образ, содержательностью танца. Точное ощущение стиля исполняемого произведения, вкус, внимание к деталям позволяют балерине передать живые чувства своих героинь, пусть и сказочных. Великая Анна Павлова говорила танцовщицам своей труппы: «Выходя на сцену, забудьте, чему вас учили», и в этом есть доля правды. Разумеется, все, что получила Светлана Устюжанинова в Пермском хореографическом училище, не только навсегда впиталось в ее плоть и кровь, но и стало органичным настолько, что не ощущалось каким-то бременем. Она живет в танце, как дышит, без усилий, и при этом каждый раз предстает иной.

В самом начале своего вечера она предстала классической балериной в пачке - неотразимо прекрасная, недосягаемая, как сказочный вымысел. Это было подлинное волшебство, созданное коварной Наиной для пленения Ратмира («Руслан и Людмила» М.И. Глинки). Совсем иной оказалась Светлана Устюжанинова в роли повелительницы невест-призраков МиртыЖизель» А. Адана). В длинном подвенечном платье она будто плыла легким туманом над землей, и ее фантастическое движение на пальцах было сродни теме мистического ужаса, столь близкого поэтике романтиков.

И вновь преображение - фея Сирени в «Спящей красавице» П.И. Чайковского. Как отличалась эта художественная фантазия Петипа от образа чаровницы Михаила Фокина в садах Наины! В фокинском представлении главным был мотив «плена красоты» (В. Гаевский), у Петипа иное - безупречный академизм формы, пронизанной светом гармонии. Всего несколько мгновений сценического бытия - но сказочный образ феи Сирени возник во всей пленительной женственности.

Разноплановость актерского дарования балерины была подтверждена сценой из балета Риккардо Дриго «Эсмеральда». Плясунья-цыганка внезапно узнает о свадьбе своего возлюбленного. В онемевших руках бубен, никнет тело... Этот чеканно-виртуозный танец отразил еще одну грань творческой индивидуальности балерины. Цыгано-испанская тематика близка Светлане Устюжаниновой своими горячими эмоциями, выраженными в совершенной форме классического танца. Как притягательна была она в сцене из балета Николая Эрденко «Мариула»! Каков характер! Прихотливый, как сама судьба, и танец балерины выглядит здесь ворожбой с маняще острыми паузами: «Так берегись любви моей!» Тяга к характерам непростым, своевольным, страстным отличает героинь Светланы Устюжаниновой, в каждой из которых она находит новые оттенки в каноническом рисунке. Ее Уличная танцовщица в «Дон Кихоте» буквально светится от предвкушения танца, любви, счастья. Каждое движение, поза, взгляд излучают упоение жизнью, и классический танец, закованный в броню жестких правил, кажется абсолютно естественным, как пение птицы.

Финал творческого вечера оказался совершенно неожиданным - «Хабанера» Юрия Чапковского в постановке Владимира Бурмейстера. Вместе с Максимом Фоминым балерина, только что поражавшая россыпью па де бурре (бега на пальцах), выступила в характерном танце (на каблучках), «рассказав» - именно так - стремительную новеллу на тему «Любовь - поединок роковой». Как это было исполнено - азартно, всепоглощающе, с неистребимой жаждой первенства. Великолепный апофеоз вечера, посвященного балерине, беспредельно преданной своему искусству.

 Фото с официального сайта театра

Фотогалерея