О тех, кто верил... Смоленский театр драмы в годы войны

Выпуск №9-229/2020, 75 лет Победы

О тех, кто верил... Смоленский театр драмы в годы войны

Утром 22 июня 1941 года, когда по радио начали передавать знаменитую речь Молотова, в Смоленском областном театре шла репетиция сцены из горьковских «Врагов», которую готовили к предстоящему концерту, посвященному памяти великого писателя. Репетировали ведущая актриса труппы Ната Александровна Зиновьева и артист Андрей Львович Экслер. «Вдруг, - вспоминает в своих мемуарах о военных годах, опубликованных в первом номере «Смоленского альманаха» за 1945 год, Ната Зиновьева, - в репетиционный зал вбегает взволнованная актриса и, боясь прервать репетицию, мечется от одного окна к другому. Видя ее бледное лицо и явно необычное поведение, мы прервали работу и спросили: «В чем дело?» В ответ она бормочет что-то невнятное, но слово «война» сразу объясняет ее поведение и вид. Мы все трое бросаемся к репродуктору. Там уже много народу. Все стоят глубоко взволнованные трагичностью момента».

Буквально за три недели до начала Великой Отечественной, 30 мая 1941 года, на сцене Смоленского театра с успехом прошла премьера спектакля по только что тогда написанной пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города» в постановке очередного режиссера Евгения Асеева. Герой пьесы - простой русский парень Сергей Луконин - едет воевать в Испанию, потому что не может спокойно жить, когда по земле разгуливает хотя бы один фашист. «Парень из нашего города» шел в театре и 22 июня, причем и утром, и вечером.

Этот спектакль одним из первых вошел в репертуар Театра Западного фронта, в который уже в конце июня 1941 был реорганизован Смоленский областной драмтеатр. Начальником Прифронтового театра был назначен директор облдрамы Григорий Лялин. Художественное руководство взял на себя режиссер Евгений Асеев.

Асеев пришел в Смоленский театр в 1935 году. Творческим лидером театра в ту пору была Зинаида Михайловна Славянова, которая старалась собрать в Смоленске лучших актеров российской провинции. Он играл Керубино в «Женитьбе Фигаро», Шприха в «Маскараде», Лепорелло в «Каменном госте», поставил как режиссер «Любовь Яровую», «Двенадцатую ночь», «Бабьи сплетни», «Полководец Суворов», «Салют, Испания!», «Собака на сене», «Нашествие» и многие другие спектакли.

Возглавив театр во время войны, Асеев приложил колоссальные усилия в деле создания фронтового репертуара. «Перед нами встала сложная задача репертуара, - пишет он в своих дневниковых записях, опубликованных в 1945 году в упомянутом «Смоленском альманахе». - Опыта использования малых форм в театре нашего типа, понятно, не было, причем огромные масштабы здания, сцены, акустические условия тянули нас в мирной обстановке к показу больших полотен, массовых сцен («Суворов», «В степях Украины», «Царь Федор», «Фельдмаршал Кутузов» и т.д.). Нужно было найти боевой, актуальный материал и форму подачи этого репертуара. Я на материале пьесы «Полководец Суворов» сделал монтаж, в котором отражена была личность Суворова как полководца и человека. Монтаж, вернее, эпизоды монтажа связывал ведущий под аккомпанемент квартета. Актеры были в гриме и костюмах. Сцену сооружали из двух полуторатонных грузовых автомобилей. Декорацией служил черный бархат, натянутый на шесты. Кроме того, была создана концертная программа, в которую вошли: декламация, скетчи, частушки с плясом, песни, музыкальное трио. С этой программой 7 июля 1941 года Смоленский областной драматический театр вступил в ряды действующей Красной Армии».

В труппу Театра Западного фронта вошли артисты Валерий Нельский, Василий Лихачев, Николай Ястребов, Яков Простаков, Петр Пухляков, Ната Зиновьева, Тамара Калачевская, Глеб Юченков, Анатолий Никифоров, Евгений и Андрей Экслеры и другие.

«Захватив с собой только самое необходимое для жизни и работы в условиях фронта, - пишет в своих воспоминаниях «Дорогами войны» Ната Александровна Зиновьева, - мы, 36 человек, отправились на трех грузовиках по направлению к Гжатску. Это было 7 июля 1941 года. Не успели мы отъехать от Смоленска, как получили первое боевое крещение. Фашистский самолет, снизившись до предела, обстреливает наши машины из пулемета. Но, к счастью, никто из нас не пострадал. Не успели мы доехать до Дорогобужа, нас застала ночь. Пришлось остановиться и переночевать вот так, сидя в грузовике, на чемодане. Никто из нас не представлял себе, как будет протекать наша работа, что мы будем показывать нашему зрителю. Все получалось как-то само собой».

Первое выступление состоялось 11 июля 1941 года. Вот как вспоминает этот день в своих мемуарах «Дневник театра» Евгений Тихонович Асеев: «Трудно передать то огромное волнение, которое мы испытали в дни первых выступлений. Новый зритель, необычность обстановки, вопрос: какой театр нужен фронту, наконец, просто опасность - прямая, физическая, делали наше восприятие очень обостренным и настроение настороженным. Но тот пылкий, душевный прием, который был оказан нам бойцами и политработниками частей Красной Армии, митинги, в которые переходили наши спектакли, окрыляли нас. Мы воочию убедились в необходимости и полезности нашего дела. Это удесятеряло силы и помогало с легким сердцем переносить фронтовые лишения и трудности, приспосабливаясь к любым условиям, изыскивая пути к улучшению, к совершенствованию наших спектаклей и концертов, вырабатывало, так называемый нами, метод «театрально-полевых представлений». Лес, поляна, овраг, окоп, сарай, школа, голая степь - вот наши театральные залы. Яркое солнце, фары эмки, лучи передвижки, свет луны - наше освещение. Кустики зелени, натянутый брезент, овраг или просто яма - наши гримуборные. Мы работали, и не без успеха, над проблемой дневного грима, мы научились в 8-12 минут строить сцену на грузовиках и в 4-7 минут сворачиваться. Мы довольно ловко в короткий срок превращали голую поляну в мелкий лесок, который хорошо маскировал части, присутствующие на спектакле, и нашу сцену, и наших зрителей. Вели наблюдения за воздухом. В дождливую погоду по 4-5, а иногда и больше километров тащили наши передвижные сцены-машины и т.д. и т.п.».

3 августа впервые в полевых условиях состоялся показ целого спектакля «Парень из нашего города». Сергея Луконина играл Глеб Юченков, Варю - Ната Зиновьева. Примечательно, что для Юченкова эта роль была вводом. В спектакле на основной сцене театра Луконина играл артист Федор Михайлов. Мне не удалось найти сведений, был ли Ф.Г. Михайлов в составе фронтового театра, скорее всего, не был. Известно, что после войны, в 1950-е годы он служил в Тульском драматическом театре. Глеб Иванович Юченков до войны не был артистом областного театра. Он служил в 1-м колхозном театре, возглавляемом замечательной Тамарой Александровной Калачевской и расформированном в первые дни войны. Юченков влился в труппу Театра Западного фронта в Гжатске. Так что для него сыгранный в полевых условиях «Парень из нашего города» фактически был премьерой. Однако сам Глеб Иванович Юченков воспринял свой успех как нечто само собой разумеющееся. Он гордился другой своей ролью. Об этом написал в своих воспоминаниях «Незабываемое». Автор книги «С любовью о театральном Смоленске» Владимир Павлович Чеплевский, который до войны, мальчиком-подростком жил в Смоленске и был большим театралом, пишет, что Юченков в 1940 году исполнил роль Ленина едва ли не впервые в практике передвижных колхозных театров. Е.Т. Асеев доверил ему сыграть вождя мировой революции в литературно-драматической композиции «В.И. Ленин». Создать образ Ленина на сцене - это по тем временам была высокая честь. Композиция была составлена из отрывков из пьес «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты», двух речей Ленина, стихов Маяковского и музыки Бетховена.

В «Военных записях» Е.Т. Асеева приводится отзыв фронтовиков о спектакле «Парень из нашего города»: «16 сентября 41 г. личный состав СД 194 посмотрел спектакль «Парень». Сама пьеса и исполнение ролей актерами произвели большое впечатление. Какой героизм, какая отвага наших командиров показана в пьесе! Образ Луконина, блестяще исполненный т. Юченковым, показывает высокограмотного командира. Хорошая игра тт. Пухлякова и Экслера (Петр Пухляков играл молодого командира Гулиашвили, Андрей Экслер - Савостьянова. - С.Р.) показала дружбу нашего народа и его армии. Увлечённая игра т. Зиновьевой в роли Вари напоминала нам о наших боевых подругах, которые вместе с нами громят ненавистного врага. Спасибо за теплоту и искренность на спектаклях и концертах в нашей дивизии». Даже со скидкой на присущую времени идеологическую выдержанность, так сказать, «застегнутость» на все пуговицы (отзыв писал, конечно, дивизионный комиссар), читать такое приятно.

«А однажды, - вспоминает Ната Александровна Зиновьева, - мы встретили часть, в которой были по преимуществу смоляне. Не успели наши машины подъехать к месту, назначенному для сцены, как мы были встречены громом аплодисментов. Оказывается - это наши земляки, увидали своих артистов и устроили овацию».

«По заданию Политуправления Западного фронта, - продолжает в «Военных записках» Асеев, - мы выехали на обслуживание одной из дивизий и должны были пробыть у них, примерно, дней пять. В первый же день третьим местом нашего выступления был санбат. В условленный час мы прибыли на место. Нас радостно встретили, а когда мы попросили определить место нашей сцены и «зрительного зала», комиссар санбата, смущенно улыбаясь, пригласил осмотреть сцену, приготовленную бойцами для нашего выступления, и повёл нас мелким кустарником в сторону от нашей стоянки. Каково же было наше удивление, когда мы увидели помост из аккуратно обструганных сосен. Крышей служил переплет веток ели, а вся портальная рамка свита из живых полевых цветов. - «Ну как?» - спросил комиссар. Мы молчали, потому что трудно было найти слова, определяющие наши чувства. Мы с увлечением играли в тот вечер. Зрители просили ещё и ещё, и нам хотелось выступать перед ними без конца».

Несмотря на то, что в октябре 1941 года положение на фронте было чрезвычайно тяжелым, труппа Театра Западного фронта, отступая вместе с армией к Москве, продолжала свою работу. За неполные четыре месяца был проделан путь в семь с лишним тысяч километров по фронтовым дорогам, дано 266 концертов, сыграно 170 спектаклей, состоялись сотни незабываемых встреч, как отмечал в своем дневнике худрук Евгений Асеев.

В последних числах октября решением Военного Совета фронта театру было приказано закопать имущество и откомандироваться в распоряжение Уральского военного округа. Ната Александровна Зиновьева так описывает этот период истории родного театра: «Голодные, измученные приехали мы в Свердловск. Там было не до нас. Таких, как мы, странников, ищущих пристанище, были сотни и тысячи. Помню, как собрал нас на улице, около вокзала, т. Лялин и сказал: кто не верит в театр, в его существование, пусть едет, куда хочет. У нас ничего нет: ни имущества, ни париков, ни костюмов, есть только желание сохранить хоть что-то от коллектива Смоленского театра; кто верит - пусть остается».

«Существование театра оказалось на волоске, - продолжает свои воспоминания Е.Т. Асеев. - Но сплоченность коллектива, упорное желание сохранить театр сделали свое дело, и мы получили площадку в Свердловской области в гор. Красноуральске».

Узнав о прибытии Смоленского театра в Красноуральск, к труппе присоединились некоторые из смоленских актеров, которые эвакуировались в начале войны, в частности, старейший смоленский актер Федор Матвеевич Волгин и актриса Ирина Браун.

«Собрав немного личных денег среди коллектива, - пишет Асеев, - мы пригласили плотников и из клубных богатств смастерили декорацию для первого спектакля «Парень из нашего города» К. Симонова. Костюмы нам одолжил госпиталь, реквизит, бутафорию сделали сами, репетировали по 9-10 часов, и 20 ноября 1941 года открыли сезон.

Когда мы получили первый сбор, наше волнение можно было сравнить с волнением юноши, получившим впервые свой заработок...»

Несмотря на то, что проблема костюмов и всей материальной части оставалась более чем острой, вырученные деньги помогли подготовить два последующих спектакля: «Любовь Яровая» и «Хищница». Чтобы спасти положение, двое отважных посланцев - актер А. Потехин и завхоз Н. Михалькевич - рискнули вернуться на место последней стоянки театра под Рузой. С помощью фронтовых друзей им удалось откопать 11 ящиков с театральным имуществом и, несмотря на то, что это был район военных действий, благополучно доставить драгоценный груз на машинах в Москву, оттуда по железной дороге - на Урал. Пока они проделывали эту фантастическую операцию, в Красноуральске готовили к показу сразу два спектакля «Дым Отечества» и «Собаку на сене».

Как вспоминает Е.Т. Асеев, в результате поистине самоотверженного труда всего коллектива театра, нетопленный и мало приспособленный для показа спектаклей Дом культуры в Красноуральске преобразился: «засветились дополнительные электроточки из зрительного зала, прожектор, прилаженный на колосниках, осветил задник».

Спектакли смолян пользовались большим успехом не только в самом Красноуральске, но и в других городах региона, где театр бывал на гастролях. «Авторитет театра вырос, наша большая напряженная работа была оценена партийными и советскими организациями города, нам крепко помогали и нас называли уже «наш Смоленский театр», - вспоминает Е. Асеев.

Как рассказывала мне во время наших встреч Вера Яковлевна Простакова, которая в юности вместе со своими родителями-актерами находилась в эвакуации в Красноуральске, в самый разгар войны смоленским артистам неожиданно предложили составить ядро труппы открывающегося в Нижнем Тагиле стационарного драмтеатра. Обещано было жилье и хорошее довольствие - предложение по военному времени соблазнительное. После бурного обсуждения на сборе труппы (проспорили, по словам Веры Яковлевны, всю ночь) смоляне приняли решение от предложения отказаться: вместе дождаться окончания войны и возвратиться домой, в Смоленск.

Весть об освобождении Смоленска 25 сентября 1943 застала театр в Муроме. В Год театра в Муроме вышла книга «Театральная история Мурома», подготовленная коллективом авторов на основе архивных и музейных материалов, анализа периодической печати и мемуаров различного характера. Несколько страниц этой книги посвящены пребыванию в годы войны в Муроме Смоленского драматического театра.

Смоленский театр прибыл в Муром в самом начале сентября 1943 года. И уже 11 сентября был показан первый спектакль - «Нашествие» Леонида Леонова. Затем муромцы увидели «Собаку на сене» Лопе де Веги и «Жди меня» Константина Симонова. Газета «Муромский рабочий», которая в военные годы из-за нехватки бумаги выходила лишь на одной странице, печатала восторженные отзывы о смоленских спектаклях.

А ровно через год, в сентябре 1944 года, спектаклем «Давным-давно» с Натой Александровной Зиновьевой в роли Шурочки Азаровой и Валерием Сергеевичем Нельским в роли Ржевского труппа открывала сезон в только-только возрождавшемся после освобождения от оккупации Смоленске.


Фото из личного архива автора и из книги В.П. Чеплевского «С любовью о театральном  Смоленске» (Смоленск, 2005)

Фотогалерея