Горький, страстный, незабываемый / "Апрельский романс" в Тамбовском драматическом театре

Выпуск №9-229/2020, 75 лет Победы

Горький, страстный, незабываемый / "Апрельский романс" в Тамбовском драматическом театре

Большой юбилей Великой Победы Тамбовский государственный академический драматический театр решил встречать не бравурным маршем, не развеселым мюзиклом, а пронзительным жестоким романсом о судьбах покалеченных войной девчонок. Спектакль «Апрельский романс», несмотря на столь романтичное название, настоящая драма. Так сразу и четко определили жанр и автор, новосибирский драматург Дмитрий Рябов, и режиссер-постановщик спектакля Максим Кальсин.

Как давно уже было сказано: «у войны не женское лицо». Но, тем не менее, на фронтах Великой Отечественной войны сражались сотни тысяч советских девушек и женщин. Сколько их не вернулось домой, скольких искалечили пули и снаряды, конечно, можно было бы и посчитать. Но что сухие цифры. Сегодня они, к сожалению, мало кого трогают. А вот образы, которые воплотили на сцене Тамбовской драмы режиссер и актрисы нового спектакля, за полтора часа так переворачивают душу, что навряд ли их забудешь.

Пьесу «Апрельский романс» предложил поставить к юбилею актер Сергей Ильин. Новосибирский поэт и драматург Дмитрий Рябов работает в литературном журнале «Сибирские огни». Его драматические произведения уже ставились на сценах различных российских городов. Но «Апрельский романс» написан всего года два назад и еще не вошел в репертуар ни одного театра. Так что воплощение пьесы на тамбовской сцене, это и российская премьера.

Делясь впечатлениями о пьесе, Сергей Ильин сказал: «Сегодня на военную тему снято немало сериалов, поставлено спектаклей, но это в основном «стрелялки». А душевных картин и постановок крайне мало. Особенно на тему «женщина и война». Пьеса «Апрельский романс» меня и привлекла тем, что она о человечности. Моя бабушка прошла всю войну, но никогда не рассказывала о ней. Не любила вспоминать те страшные дни. Но мы должны знать о них. И, на мой взгляд, пьеса Рябова очень достойно раскрывает эту тему».

И здесь нельзя с ним не согласиться. В пьесе есть что играть. Произведение драматурга даже при прочтении оказывает сильное эмоциональнее воздействие. Герои не шаблонные, а полнокровные персонажи, которым сопереживаешь. А когда они предстают таковыми на сцене, когда режиссер и артисты вдохнули в них жизнь, эффект сопричастности зрителей становится еще более явственным. Ведь чувствуем же мы 9 Мая, что это наша Победа, что это наш, личный праздник. Вот и всем создателям спектакля удалось заронить в сердца зрителей ощущение, что герои «Апрельского романса» близкие, чуть ли не родные им люди.

Режиссер Максим Кальсин с волнением относится к теме войны, и особенно, к женщинам на войне. «Ни в одной стране, - говорит он, - женщины не призывались на фронт. А в рядах Красной Армии их воевало свыше 800 тысяч. Они были медсестрами и снайперами, летчицами и танкистами. Советский Союз смог в годы войны перевести все на тотальные военные рельсы. Фашистский рейх и хотел того же, но ничего не получилось. А наши люди еще и в тылу работали ударно по 16 часов. И основная нагрузка там опять же легла на плечи женщин. Беспримерен подвиг женщин-медицинских работников и на фронте, и в тылу. Им мы и посвящаем свою работу».

На программке к спектаклю и выведены слова «Василисе Родионовне Кальсиной и всем женщинам, сражавшимся и победившим в Великой Отечественной войне, посвящается».

Действие «Апрельского романса» разворачивается накануне Победы в далеком тыловом сибирском эвакогоспитале 1239-бис. И это еще одна причина, почему Тамбовский театр взялся за пьесу Рябова. Всю войну Тамбовщина была большой госпитальной территорией. Здесь действовали десятки эвакогоспиталей. Специально для премьеры «Апрельского романса» в фойе драматического театра была развернута экспозиция «Госпитальный Тамбов», которую подготовила хранитель истории театра Эльвира Степанова. Фотографии, рисунки и документы для нее из своих фондов предоставили областной краеведческий музей, музей истории медицины, мемориальный Дом-музей архиепископа Луки.

Большая часть выставки, погружающая зрителей в атмосферу госпитального города, основана на материалах дневника Вячеслава Гроздова, сына главного хирурга Тамбовских эвакогоспиталей Тихона Гроздова. Тихон Митрофанович много сделал для становления хирургической школы в трудные годы войны. Его научные работы военного времени по оперативному вмешательству при осложнениях огнестрельных ран таза вошли в учебники отечественной хирургии как образец глубокого и оригинального исследования данной проблемы.

Но самое удивительное, что и по складу своего характера, и по поступкам в то непростое для страны время, он очень напоминает главного героя «Апрельского романса» Алексея Хромова (Сергей Ильин). Это был волевой, принципиальный руководитель, не боящийся идти на конфликт с начальством ради дела, ради своих больных. Но, в тоже время, это умный и чуткий человек, прекрасно представляющий нелегкую послевоенную судьбу своих подопечных. Таким Хромова играет и Сергей Ильин. «А как жить? - отвечает Хромов на вопрос инструктора Ложкина. - Сейчас для всех одно важно - победа, а потом каждый свое вспомнит. У того - семья, у того - убили, у кого руки-ноги, а кто полный ампутант... Им до смерти война будет сниться. А человеку должно сниться счастье».

Не морализуя, постепенно Хромову-Ильину удается рвущегося на фронт молоденького инструктора ЛФК Ложкина (Вячеслав Шолохов) поставить на истинно предназначенный ему путь врачевателя не только тел, но и душ. Ибо, как убежден Хромов, «чтоб страна жила, надо дома строить и хлеб растить. И люди нужны без ненависти! Такие, как вы, кого не отравила еще война эта поганая...»

А вот раненых девчонок из госпиталя - 23-летнего снайпера Раю Ривкину (Александра Мандрикова), 24-летнего санинструктора Лиду Клюеву (Александра Коршунова), 18-летнюю прожектористку Тоню Виноградову (Екатерина Буй, Марина Образцова), 25-летнюю переводчицу Ольгу Шрайнер (Кристина Гречанникова) эта ненависть к врагу прямо-таки душит. Да так, что, не долечившись, они рвутся обратно на фронт. Потому что понимают: война скоро закончится, а каждая, по собственному убеждению, не завершила свое воинское дело.

Непримиримая, вызывающе, бравурно дерзкая, но, когда требуют обстоятельства, такая отзывчивая Ривкина-Мандрикова. Бесшабашная, яркая, с перепадами эмоций и чувств, вся нараспашку Клюева-Коршунова. Чувствительная, но принципиальная, нежная, с ломкой психикой Виноградова-Буй. Стойкая, рассудительная, умная, умеющая сдерживать чувства Шрайнер-Гречанникова. Все актрисы очень трепетно подошли к своим образам. Они постарались прочувствовать и донести до зрителей личную историю и драму каждой из девушек.

С такими страшно искалеченными телами, с несостоявшейся или состоявшейся, но потерянной любовью, их героини остаются гордыми и отважными. И у зрителей то и дело наворачиваются на глазах слезы. И скребет на душе: до чего же гадка и несправедлива война, творение низких чувств некоторых человекообразных особей, которых-то и людьми назвать язык не поворачивается.

Сложившемуся в спектакле удачному актерскому ансамблю удалось донести главный посыл авторов спектакля: нет ничего более несправедливого, чем время, когда женщина, которую надо защищать, идет сама защищать, когда она - созидательница - вынуждена стать разрушительницей. Но есть в финале несколько маленьких и светлых надежд-лучиков, которые все же укрепляют и героев, и сидящих в зале зрителей в мысли, что жить и любить надо всегда и несмотря ни на что.

Фото Александра УСТИНОВА


Фотогалерея