Серьезный разговор по душам / "Рядовые" в Арзамасском театре драмы

Выпуск №9-229/2020, 75 лет Победы

Серьезный разговор по душам / "Рядовые" в Арзамасском театре драмы

Люди должны душами разговаривать,

а если не получается -

то что языками трепаться?

Алексей Дударев


Юбилей Великой Победы Арзамасский театр драмы встретил премьерной постановкой главного режиссера театра, заслуженного артиста Карелии Амана Кулиева по пьесе Алексея Дударева «Рядовые», - спектакля о человеке и войне. Это очень актуальная тема для каждого из нас. Меня эта работа театра заставила вспомнить своего деда, который погиб в 25 лет 6 августа 1942 года в селе Новоустиново и похоронен в братской могиле. Стрелковая дивизия, в которой он служил, принимала участие в наступательной операции под Ржевом. Судя по военным документам, советских солдат каждый час обстреливали вражеские самолеты и атаковали немецкие танки. Только в 1980-е годы было установлено, где дед похоронен.

Наверное, в памяти каждого был родной человек, которого у него отняла война. Именно поэтому зал драмтеатра был полон задолго до начала спектакля. Ведь эта тема, о судьбах наших отцов, дедов и прадедов, о человеческой растерянности перед той жизнью, которая ожидала их на войне и после победы, не может не волновать.

Все началось совершенно необычно. В абсолютной темноте в свете луча прожектора режиссер проникновенно прочитал стихотворение Давида Самойлова «Сороковые, роковые...» И вот открывается занавес, гремят взрывы и на глазах зрителей умирает раненый солдат. Песни Булата Окуджавы словно сплетают в единый клубок все эпизоды спектакля и создают особое настроение. Оно меняется вместе с вибрациями тихого голоса Окуджавы. Его песни звучат как-то очень светло, по-доброму, напоминая о возвышенных чувствах, на которые человек способен даже в аду войны.

Пьеса Алексея Дударева «Рядовые» не относится к числу зрелищ, к которым привыкла современная публика. Действие происходит в последние дни войны в немецком городке недалеко от Берлина. Дударев написал эту пьесу к 40-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, но актуальность ее только возрастает с прошедшими десятилетиями. Получился почти исповедальный, временами нервный, даже беспощадный разговор о великой жертвенности, о внутреннем «аде». Известно, что Алексей Дударев, когда писал свои пьесы, погружался в характер каждого персонажа, проживал чужие жизни. Вероятно, так срабатывало его актерское прошлое и натура, взращенная на белорусских деревенских просторах, щедро политых кровью в период войны. Важно, что и актеры Арзамасского театра драмы эту дударевскую эмоциональность почувствовали и даже заметно приумножили.

На сцене разрушенный костел. Повсюду ящики со снарядами (художник Александр Кузнецов). Все сцены боев обыграны, в основном, при помощи света и звука. Кулиеву важнее показать то, что происходит в короткие передышки между боями, когда герои говорят о себе, о том, что пришлось пережить, и о том, что их ждет впереди. Перед зрителем проходят разные люди с такими непохожими жизненными историями. Но в одном они, безусловно, схожи: для каждого из них война - это тяжелое испытание, «внутренний ад». У одних она отняла семью, у других - веру, у третьих - человечность и чувство сострадания.

Однако их всех страшит даже не сама война, а то, как они будут жить после нее. Самые обычные человеческие ценности в условиях войны трансформируются: ранее важное и значимое становится неважным и обесценивается. Даже любовь на войне - только мгновенное воспоминание из прошлой счастливой жизни. Для них нет будущего, а есть лишь одно настоящее, переполненное болью, страданием и страхом.

Война не пощадила никого. Из этих, таких разных и таких похожих, судеб и складывается общая картина человеческого горя, крепко связавшего всех.

Спектакль получился удивительно сердечным и трогательным, почти исповедальным, именно потому, что актеры ничего не играют, а по-настоящему живут на сцене. Это сразу чувствуют зрители, которые не стесняются своих слез уже с первого акта, потрясенные увиденным и услышанным. На какое-то время вообще забываешь, что ты в театре, а на сцене не реальные солдаты, а артисты. Перед нами самоотверженный и потрясающий актерский состав театра.

Ведут спектакль пять рядовых. Во-первых, это совсем еще ребенок, мальчишка, который только что призван на фронт и которого все называют Одуванчиком (Дмитрий Пивоваров). Он совершенно по-детски переживает, что прошел совсем мало сражений и у него нет медали. Дмитрия Пивоварова украшает не только молодость, но и умение понять своего героя, который «вылеплен почти ювелирно»: с тонким юмором и огромной нежностью.

Его пытается уберечь от пуль бывший партизан Дервоед (Юрий Рослов). Душевная боль (на его глазах убили жену Марью и сына Василька), которую он не может в себе заглушить, то и дело прорывается в воспоминаниях. Он поседел от ужаса, видя из засады, как фашисты издеваются над его семьей, но не мог поднять головы и выстрелить, потому что нес в штаб важные результаты разведки, от которых зависели судьбы многих других людей. Свой военный долг Дервоед выполнил, но удовлетворения это не принесло. Ему давно не страшна война, потому что он умер тогда, в той разведке. Он молит о прощении, но сам себя простить не может: воспоминания причиняют ему мучительные страдания. Все, что делает Юрий Рослов на сцене, проникновенно и чрезвычайно эмоционально, чем вызывает живой отклик у зрителей. Трогает именно бесхитростная простота и глубокая искренность его героя.

Третий рядовой - человек истинно верующий. Матвей Соляник (Михаил Польдяев) с первых и до последних дней войны уверен, что любая человеческая жизнь бесценна, и человека, каким бы он ни был, даже если перед тобой враг, убивать нельзя. Соляник постоянно повторяет Божью заповедь «Не убий!» В эти последние дни войны сослуживцы узнают, что он и от пуль не прятался, но и во врагов не стрелял. Идя сдавать оружие, Соляник был смертельно ранен осколком снаряда. Перед смертью он просил у товарищей прощения, но остался верен себе в том, что человека убивать нельзя. Михаил Польдяев очень глубоко чувствует своего героя. Все, что он делает и говорит на сцене, звучит без малейшего оттенка фальши.

Динамику и драматизм первому действию спектакля придает игра Михаила Быстрова, которому досталась роль рядового Буштеца, до предела ожесточенного войной. Он попал на фронт прямо с собственной свадьбы, этот бескомпромиссный, кажется, жестокий, но одновременно очень ранимый человек. Михаил Быстров - совершенно универсальный и безумно обаятельный артист, способный вызывать самые противоречивые эмоции у зрителя. В нем столько темперамента и пластичности, что невольно начинаешь бояться его так, как его боится и сторонится Одуванчик.

Объединяет таких разных людей командир отделения - старшина Дугин (Сергей Столяков). К каждому он ищет свой особый подход. Он всегда знает, что и как надо сказать своим товарищам по оружию. Ранение лишило Дугина возможности иметь детей, поэтому он сам на себя написал похоронку и отправил жене Вере (Елена Керзина). Сергей Столяков открыл в этом герое внутреннюю интеллигентность и благородство. Внешне грубоватый, но наделенный огромным внутренним обаянием, он ненавязчиво заботится о своих солдатах и оберегает их. Кажется, он рожден именно для мирной жизни, война абсолютно противоположна складу его характера, его темпераменту. Дугин становится смысловым центром второго действия спектакля.

Я никогда не видела Сергея Столякова таким, каким он предстает в «Рядовых»: сдержанным, твердым, мужественным, глубоким. В финале старшина Дугин нелепо погибает от пули немецкого глухонемого мальчишки-солдата (Артем Марышев), которого хотел накормить хлебом.

Нельзя не отметить игру начинающего артиста Ивана Пухова, исполняющего роль молодого и горячего лейтенанта, пытающегося вывести Дугина «на чистую воду», предполагая, что тот, когда писал похоронку жене, планировал побег во вражеский лагерь.

Еще одна проблема пьесы Дударева - это женщина и война. Особой лирической нотой проходят через первое действие спектакля отношения между медсестрой Лидой (Еленой Быстровой) и Леней Одуванчиком. Она, еще совсем юная девушка, мечтает о семье, которую у нее отняла война, безумно хочет иметь детей, потому что основное предназначение женщины - быть матерью. Ее трогательная забота об Одуванчике заставляет сопереживать. Она, такая хрупкая и нежная, спасет раненых бойцов и искренне успокаивает Леню, мечтая после войны уехать с ним туда, где очень тихо. «Все скоро кончится... И будет тихо-тихо на земле... И я буду твоей сестрой... И матерью... Мы поедем куда-нибудь далеко, где много-много тишины... И будем вспоминать только наше детство, наших мам, как нас принимали в пионеры, школу, каникулы... И никогда-никогда не вспомним войну...», - говорит Лида.

Есть всего одна сцена встречи Дугина с женой Верой, которая не верила в то, что он погиб, и, несмотря на полученную похоронку, его ждала и искала. Точно расставленными акцентами, даже тембром голоса, живой мимикой, образ Веры, созданный Еленой Керзиной, вызывает отклик в сердцах зрителей.

Очень живыми получились персонажи спасенных из концлагеря женщин, младшей Люськи (Елена Марышева) и пожилой бабки Насты (Елена Стребкова), игра которых была до боли прочувствована актрисами.

Дервоед говорит потрясающие слова: «Не наша с тобой это война, Сергей... Не мы ее вынесли, а они... бабы наши... В их слезах и в их крови Гитлер проклятый захлебнулся... В их душах правда вечная... И любовь... Не мы им, а они нам простить должны... За ужас, который пережили... За страх и слезы невинные, за смерть и муки, которые мы не смогли на себя взять... За то, что мы убиваем, а они рожают».

Этот спектакль режиссер Аман Кулиев посвятил всем арзамассцам, которые воевали. После увиденного на сцене хочется просто молчать...

Фотогалерея