"Люблю играть много" / Виталий Перчик (Горно-Алтайск)

Выпуск №10-230/2020, Лица

"Люблю играть много" / Виталий Перчик (Горно-Алтайск)

Актер Виталий Перчик работает в Горно-Алтайском национальном драматическом театре имени П.В. Кучияк вот уже 22-й год. Зрители любят и знают его творчество. Он создал свыше шестидесяти образов и поставил несколько спектаклей. И, тем не менее, актер не перестает удивлять своих поклонников раскрытием неожиданных граней разностороннего дарования в новых ролях.

Своим прочным успехом у зрителей, своими достижениями в актерской и режиссерской работе он обязан, прежде всего, своему трудолюбию и таланту. Последовательно и терпеливо одолевал Виталий Перчик ступени мастерства, а любовь к театру помогала преодолевать все трудности. «Люблю играть самые разные роли и люблю играть много», - признавался актер в самом начале творческого пути. Это желание живет в нем и после долгих лет работы на сцене. Виталий Перчик не знает, что такое отказаться от роли.

Актером он решил стать еще в школьные годы. Учась в старших классах, увлеченно занимался в народном театре и даже с успехом выступал на сцене городского Дома культуры в спектаклях «Человек и любовь» М. Горького, «Чертова мельница» И. Штока, Я. Дрды, «Два цвета» А. Зака, И. Кузнецова. Основы актерской профессии получил в Иркутском театральном училище у прекрасных педагогов - режиссера В.И. Симановского и народной артистки России А.К. Рыбаковой, которые закладывали в своих учеников любовь к профессии, трудоспособность и желание испытать себя в самых разных ролях.

Виталий Перчик с фактурой молодого героя сыграл в дипломных спектаклях самые разнообразные роли - возрастную Мармеладова в спектакле «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского, молодого влюбленного Валера в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера, хитроумного и вероломного Креонта в «Антигоне» Ж. Ануя, Александра Васильевича в водевиле «Беда от нежного сердца» Вл. Соллогуба. В дипломных работах В. Перчик заявил о себе как о способном актере. После окончания училища начал свою творческую деятельность в Иркутском театре юного зрителя, затем работал в Омском театре юного зрителя, после него в Минусинском драматическом театре. Играл много и охотно. Как у всех начинающих, сначала были вводы, а затем стал получать роли в новых постановках. В памяти зрителей актер надолго остался в роли герцога Альбы в спектакле «Дон Карлос» Ф. Шиллера.

В 1978 году открывается Горно-Алтайский национальный драматический театр, и Виталий Валентинович решает поступить на его сцену. С того времени и по сей день творческая судьба В. Перчика неразрывно связана с этим театром, с его творческими взлетами, с кризисом и падением, с надеждами на лучшее будущее.

Его первой работой стала роль Степана Рябинина в спектакле «Юность» Б. Горбатова. Рябинин-Перчик привлекал внимание романтизмом, своей верой в победу революционных идей, мужеством, открытостью характера, героизмом. Первая работа заявила о том, что в театре появился актер героико-романтического плана. Созданный им образ нескладного, глуповатого Козла, больше всего на свете боящегося своей Козы в спектакле «Кошкин дом» С. Маршака, показала, что актер Перчик хорошо владеет и другими красками. Обе работы сыграны с большим увлечением и азартом, определив те направления, которые стали развиваться в дальнейшем творчестве: героико-романтическое и острохарактерное.

За годы работы Виталием Перчиком сыграно множество разноплановых ролей. Его герои многомерны, неоднозначны. С актером, способным к внутреннему и внешнему перевоплощению, любили работать режиссеры самых разных направлений. Он мог убедительно сыграть и возрастные роли - Петра Ивановича в спектакле «В поисках радости» В. Розова, Мурова в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, характерные - Вторника в «Белоснежке и семи гномах» Л. Устинова, О.Т абакова, Попа в «Сказке о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина, Бабу-ягу в «Двух кленах» Евг. Шварца, Медведя в спектакле «Две Бабы-яги» Р. Сефа. Выразительными были и образы современников, молодых героев - ЛеонидаВ поисках радости» В. Розова), Игоря Курортный роман» С. Алешина), Серафима Два романса под гитару» К. Абрамцева). Его герои Леонид и Игорь были молоды, интересны, увлечены свои делом, влюблены. Но при всех достоинствах была в них некая душевная червоточинка, которую не сразу замечали окружающие, - эгоцентричность.

Брэд Винер из спектакля «Дорогая Памела» Дж. Патрика предстает неудачником, субъектом с неопределенными занятиями. Больной, вечно раздраженный, он постоянно недоволен своими «партнерами», постоянно ругая их. Но за внешней раздражительностью героя скрывается душевная боль, человечность, тяга к любви.

Неожиданностью в свое время было для него назначение на роль Сергея в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по очерку Н.С. Лескова, которая была сыграна интересно и колоритно. Статным, дерзким предстает Сергей-Перчик в первых сценах. Он откровенно томится, не зная, куда девать свою силу, молодецкую удаль, под которыми скрывались равнодушие, жестокость, расчет.

Стоит вспомнить и такие работы, как Жиган в спектакле «Смертельная схватка» А. Иванова, Д. Трифонова, Мультик из «Вечера» А. Дударева...

В связи с отсутствием режиссеров в русской труппе театра, Виталий Перчик начал пробовать свои силы в постановке спектаклей. Первый - «Смех лангусты» Д. Марелла, был весьма удачен, даже участвовал в краевом смотре и был отмечен жюри и зрителями, заняв одно из призовых мест. Это окрылило начинающего режиссера и в последующие годы он ставит и детские пьесы, и современную, и классическую драматургию: «Блэз» К. Манье, «Тогда в Севилье» С. Алешина, «Старомодные чудеса», Л. Устинова, «Мораль пани Дульской» Г. Запольской и другие.

Актер героико-романтического плана, Виталий Перчик внес сильные романтические ноты в свои режиссерские прочтения.

Последние работы говорят о его большом актерском мастерстве, зрелости. В спектакле «Материнское поле» Ч. Айтматова, поставленном интересным режиссером В. Пинчуком, он сыграл драматическую роль Суванкула. И хотя роль небольшая по своему объему, Суванкул Перчика оставался в памяти. Он был хлеборобом, любящим свою землю, семью, про таких говорят «соль земли». На него можно положиться всегда - он не подведет ни в работе, ни в бою. Актер создавал этот образ широкими мазками, в нем была эпичность характера, он передавал даже национальную принадлежность. С его гибелью действительно оскудевала земля.

А вот в роли сэра Тоби в комедии У. Шекспира актер проявил неизвестные грани таланта. Он другой - весь искрящийся смехом, разыгрывает всех и вся, попадая в различные ситуации. Виталий Перчик находит запоминающийся внешний облик своего героя: сэр Тоби предстает большим, круглым, в просторных одеждах, этаким большим ребенком с душой мудреца. В этой работе столько импровизаций, что понимаешь: перед нами мастер, который владеет не только психологической манерой игры, но и искусством площадного театра. Достоверно, убедительно сыгран воевода Щербаков в спектакле «И взойдет твоя заря» К. Кошева, сторонника мирного сосуществования народов, населяющих Алтай.

Не могу не повторить, что вместе с театром Виталий Перчик переживает трудное время, но актер не опускает рук, он знает, что есть из создавшегося положения только один выход - работа, и прилагает все силы, чтобы театр жил. Актер и режиссер Виталий Перчик находится в поре творческой зрелости, о нем можно сказать, что он служитель своего дела, своей любимой актерской профессии.

Фотогалерея