Как мода влияет на театр

Выпуск №10-230/2020, Взгляд

Как мода влияет на театр

Мода. У каждого из нас это понятие вызывает разные чувства. От восхищения и поклонения до безразличия или отстранения. Мода - непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.

Сегодня, в эпоху глобализации, невозможно находиться вне моды, поскольку она идет в ногу с техническим прогрессом и является частью материальной и духовной культуры. С помощью одежды мы не только демонстрируем свой статус и вкус, а выражаем собственное мироощущение. Не считая одежды и интерьеров, мода незримо «живет» в музыке, живописи, литературе, архитектуре, стиле жизни и, конечно же, в современном театре.

Можно выделить два основных тренда во взаимоотношениях между модой и театром. Первый - интеллект. Сегодня модно быть интеллектуалом: посещать театры, музеи, выставки, быть в курсе книжных и киноновинок. Именно это объясняет аншлаги во многих театрах Москвы и в других крупных российских городах. Второй тренд, который обуславливает более широкое влияние моды на жизнь людей - это переход модных веяний и идей с подиумов на сцену и со цены на модные подмостки. Особенно ярко это представлено в киноиндустрии, но не чуждо и театру. Востребованность в театральных постановках новых модных тенденций дает возможность смелым прочтениям классических произведений и творческим коллаборациям.

Влияния моды можно увидеть и в стилистике постановок, и в сценографии, и в костюмах. Возьмем, к примеру, экостиль, который актуален сегодня повсеместно. В прошлом году я разработал костюмы для спектакля «Слуга двух господ» для Ступинского драматического театра. Многие ожидали увидеть в этой классической комедии Карло Гольдони костюмы из «богатых» тканей, например, бархата, тафты, парчи с позолотой. Но, отдавая дань модной тенденции, все они были выполнены только из натуральных льняных экотканей. Историческая стилистика здесь совпала с модными веяниями. Смотрелось весьма свежо, легко и современно...

Другой пример, иллюстрирующий переход тренда из журналов мод на сцену, - сочетание в одном ансамбле, казалось бы, несочетаемых, а порой и контрастных ярких цветов. Я применил этот модный ход для спектакля «Зеркало Сен-Жермена» по пьесе Б. Акунина. Действия в спектакле происходят в двух временных пространствах - в конце ХIХ века и в 1999 году. Желанием режиссера и продюсера было современное прочтение костюмов. Поэтому эскизы создавались с учетом актуальных взглядов на цветовую палитру тканей, а форма и посадка костюмов соответствовали ХIХ веку.

Модельеры сегодня создают из своих работ настоящие театральные постановки со своей драматургией и сюжетом, как например, Жан-Поль Готье и его автобиографический спектакль-шоу, прокатившийся недавно яркой и громкой волной по Москве. Современный театр тоже приглашает художников-модельеров в качестве художников-постановщиков драматических спектаклей, опер и балетов. В этом заслуга прогрессивных режиссеров, директоров и продюсеров, которые стремятся удовлетворить жажду зрителей к визуальной новизне и одновременно поднять в зрительском рейтинге и театр, и постановку. Новые силуэтные линии костюмов и декораций, новый стиль, новое виденье - все это может «наворожить» художник-дизайнер.

В начале 2020 года меня пригласили в Нижегородский театр оперы и балета им. А.С. Пушкина принять участие в подготовке cinema-ballet «Легенда о Щелкунчике» к юбилею П.И. Чайковского в качестве художника по костюмам и сценографа. Это принципиально новый проект, как по форме, так и по смысловому наполнению. Над спектаклем работает целая команда увлеченных людей во главе с художественным руководителем и директором театра Александром Топловым и продюсером Натальей Калашниковой.

Сценографические решения к спектаклю сломали, как мне кажется, некие театральные стереотипы. На мой взгляд, не обязательно выстраивать многослойные жесткие декорации. Можно легко, как с белого листа, но величаво и элегантно преподнести сцены классического балета «Щелкунчик». Костюмы и декорации отсылают к эпохе Чайковского, но в режиссерской концепции - осовремененной классики. Костюмы почти haute couture также отличаются от того, что привык видеть зритель на классических постановках этого легендарного балета, который вот уже 128 лет ставится на всех мировых сценах.

Так сегодня и получается: модное дефиле все чаще походит на спектакль и воспринимается, скорее, как театральное представление, отдавая дань театру, впитывая в себя театральные приемы. А театр все чаще приглашает Моду на свою авансцену.

Фотогалерея