Еще раз о любви / К 100-летию Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького

Выпуск №10-230/2020, Портрет театра

Еще раз о любви / К 100-летию Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького

Юбилей в пандемии

Все счастливые театры похожи друг на друга, каждый несчастливый театр несчастлив по-своему.

Похожесть счастливых театров, как правило, в бессменности крепкого, уверенного, состоявшегося художественного лидера и вытекающей из этого фактора стабильности: четкой репертуарной политики, здоровых отношений в труппе, достаточного количества гастролей и фестивалей, разнообразии режиссерских почерков и других, вполне очевидных составляющих. Несчастливый театр - театр без любви. О таком театре нельзя говорить, как о религии, как о «масонской ложе», в нем никто - ни по ту, ни по другую сторону рампы - не станет исповедоваться. Но все это, пожалуй, имеет отношение к достаточно молодым творческим организмам, с возрастом в несколько десятков лет. Театры с богатой традицией опираются на нее как на нерушимый фундамент. Они подпитываются ею, как дерево питается от корней, бессознательно следуя своей природе. Творцы, художники, даже сложившиеся мастера сцены, приходя в коллектив с вековой историей, прививаются к мощному древу его самобытной культуры и получают специфический генетический код. Код, передающийся из поколения в поколение...

29 апреля отметил свое 100-летие Краснодарский академический ордена Трудового Красного Знамени, театр драмы им. М. Горького. Отметил трехчасовой онлайн-гостиной с ироничным названием «Трансляция века». Из-за рекордного количества видеообращений партнеров, коллег и поклонников, празднование юбилея растянулось на неделю. Но и этого времени едва хватило, чтобы продемонстрировать публике видеооткрытки, присланные из разных концов света. Тысячи жителей Кубани 29 апреля выкладывали свои фото с хештегом театра, описывая впечатления от лучших постановок, делясь воспоминаниями и благодаря артистов за подаренные эмоции. Пандемия сконцентрировала всю народную любовь в социальных сетях, заполнила ею просторы интернета.

Однако для старейшего театра Кубани режим самоизоляции не просто внес корректировки в планы, он разрушил их до основания, и отодвинутая на неопределенный срок премьера «Горя от ума» А. Грибоедова стала меньшим из разочарований.


Не просто праздничный концерт

Директор краснодарской драмы, заслуженный работник культуры Кубани Ирина Николаевна Репина приняла театр на пороге важного события - празднования его 95-летия. Коллектив был измотан сменами руководства, неопределенностью, но, главное, - отсутствием какого-либо творческого курса. Долгое время труппа не выезжала на гастроли, не участвовала в фестивалях, а громкие, как правило, спорные премьеры последних лет чаще всего не принимались кубанским зрителем. Курс, выбранный Ириной Репиной в течение пяти лет медленно, но верно вел театр к его сегодняшнему статусу сильного, самобытного, творчески и экономически стабильного коллектива. Но, начиная с юбилейного концерта «Без пяти сто», название которого имело весьма определенный идейный посыл, директор ставила себе четкую конкретную цель, соответствующую амбициозному руководителю. Свое 100-летие театр должен был встретить не просто успешным, но и ярко заявить о себе в российском театральном пространстве. И здесь речь шла, безусловно, не только и не столько о юбилейном концерте. В масштабные планы Краснодарской драмы входили и исторический авторский проект «Екатеринодарские гастроли», и «Форум 100» от Школы Г. Дадамяна, и праздничные мероприятия на главной Городской площади, и даже московские гастроли. Кроме того, приятным бонусом юбилейного года стало участие коллектива сразу в трех престижных театральных фестивалях страны.

Для руководства театра очевидно, что вековая история Краснодарской драмы неотделима от истории страны, и простого перечисления дат и свершений недостаточно. Необходимо было осмыслить масштабное явление «краснодарский академический», его роль в развитии Кубани и российском культурном пространстве, соединив с пониманием тех условий, в которых он родился и развивался. С этой целью театр планировал выпустить объемный юбилейный буклет и снять фильм.

Должно быть, директору театра и его команде было непросто смириться с безапелляционными требованиями пандемии: отодвинуть демонстрацию блистательных результатов пятилетней кропотливой работы. Чтобы принять сложившуюся ситуацию и почерпнуть силы для нового рывка, просто необходимо было замедлить темп, остановиться и оглянуться назад.


Генетический код драмы

Краснодарская драма родилась из пепла гражданской войны, на благородных подмостках Краснодарского Зимнего театра, благодаря одной из самых противоречивых постановок своего времени, в период становления нового строя, переоценки ценностей и возникновения советской идеологии. Этот театр не исчез в руинах Великой Отечественной войны - его собственная, временно распущенная труппа, вернулась и продолжила выполнять благородную миссию в разрушенном городе. В переломные 1990-е, когда многие крепкие коллективы потеряли лицо, этот театр окончательно укрепил свои позиции, получив звание «академического». Кажется, что в самой ДНК Краснодарской драмы заложено преодоление, так необходимое для роста и развития всего, что имеет отношение к искусству. Любые трудности становятся катализатором творческой активности этого театрального организма, как бы не менялся он на протяжении десятилетий. Препятствия и сложности по-своему будоражат и вдохновляют крупнейший театр Кубани, провоцируя оставаться флагманом при любых исторических событиях. И это уже становится частью традиции театра.


На сотом витке

Юбилейный сезон выдался для Краснодарской драмы поистине уникальным, и дело тут вовсе не в обрушившейся на весь мир беде, помешавшей отметить 100-летие согласно датам. Сложно сломить коллектив, в исторической летописи которого две войны, голод, разруха и распад страны... Главная особенность сотого витка заключается в неожиданной специфической закольцованности репертуара театра, связи времен, проявившейся в юбилейной афише. Каким-то необъяснимым образом названия спектаклей, в разные годы являвшиеся знаковыми, судьбоносными, так или иначе повлиявшими на формирование и развитие театра, уверенно, ярко и совершенно по-сегодняшнему соприкасаясь с самыми насущными проблемами, возвратились в краснодарскую афишу.

Возникшие из юбилейной лаборатории, посвященной творчеству М. Горького, рождаются «Мещане» в постановке Г. Шапошникова. И этот потомок спектакля-истока, спектакля-основоположника Краснодарской драмы мощно, гордо демонстрирует актерский ансамбль всех поколений труппы. Когда-то театр открыл премьерой «Мещан» свой первый сезон. Сегодня «Мещане» - визитная карточка, образец того, как крепкая умелая режиссура, блестяще управляющаяся с большой формой, объединяет три поколения труппы в ювелирный ансамбль из качественных актерских работ.

Страстный и смешной «Слуга двух господ» К. Гольдони и завораживающий мистический «Маскарад» М. Лермонтова, в постановке главного режиссера Константина Демидова, провозглашая гимн классике, буйством красок, и торжеством его величества игры невольно относят нас к своим спектаклям-братьям из эпохи ренессанса - эпохи Михаила Куликовского. А это имя вписано в историю театра отдельной золотой главой.

Гармонично пополнили репертуар и спектакли-революционеры: искрометный безвозрастной «Конек-горбунок» А. Фогелева, по-пушкински смело взорвавшая подмостки «Пиковая дама» К. Солдатова и, гордо вошедшие с голливудским шиком «Горгоны», выпущенные Г. Цнобиладзе по нашумевшей пьесе Д. Нигро. Эти смелые, яркие, провокационные работы молодых, но уже состоявшихся и заявивших о себе режиссеров, решительно провозглашают, что уважение традиций не отменяет художественных экспериментов, что глубокое знание правил и дает право на их нарушение. Ведь именно так находится новый язык, именно так продолжается живой театр - через поиск, через мучительные и прекрасные пробы неизведанного. Именно так и рождался в далеком революционном 1920-м будущий Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького.


Трансляция века

Конечно, в связи с сегодняшней ситуацией празднование большинства значимых событий пришлось перенести. Однако есть даты, заставляющие людей в любых условиях находить возможность публично высказаться. Именно так вышло с юбилеем Краснодарской драмы, отпраздновавшей свое столетие «Трансляцией века». Гостиная вместила в себя и чтение телеграмм президента РФ В.В. Путина и губернатора Краснодарского края В. Кондратьева, и живое, очень искреннее обращение министра культуры Краснодарского края Виктории Лапиной, присоединившейся к видеоконференции. Вошла в «трансляцию» и часть обращений звезд российской сцены, поздравления известных театральных деятелей, как Кубани, так и всей страны. Но все же главной составляющей во многом экспериментального проекта стала встреча коллектива с его зрителем. Оказавшись на дне рождения у любимого театра, публика три часа находилась на прямой связи с труппой, смело задавала вопросы, поздравляла и восторженно писала: «Как же приятно видеть вас в такой непринужденной обстановке!», «Мы очень соскучились!», «Скорее бы снова встретиться с Вами в зрительном зале». Пожалуй, эти комментарии и стали для артистов заслуженными аплодисментами на вечере, где они вспоминали ушедших мастеров сцены, делились смешными и невероятными историями закулисной жизни, рассказывали о плюсах самоизоляции, читали стихи, пели, и даже проводили творческие эксперименты в режиме онлайн. Многие гости юбилея отмечали его необычайно теплую обстановку, заставлявшую всех чувствовать себя участниками праздничного застолья, протяженностью в тысячи километров. Говорили просто, говорили о важном, рассуждали с оптимизмом, без пафоса, ведь атмосфера самоизоляции в период пандемии и необычная форма происходящего провоцировали на максимальную, ничем не прикрытую искренность. Финалом таких традиционно-нетрадиционных именин для «остающихся дома», как и положено, стало задувание свечей на праздничном пироге. И здесь директору театра и артистам не помешало расстояние: желания на будущий век были загаданы, а свечи успешно потушены. Праздник состоялся, самоизоляция продемонстрировала сплоченность коллектива перед трудностями, любовь к нему многотысячной аудитории, поздравления которой стали послевкусием юбилея на несколько дней.

Из очередного испытания судьбы театр вышел более чем достойно.


P.S. По любви

Когда художественным лидером краснодарской драмы был Рудольф Кушнарев, о труппе театра часто говорили: «коллекционная». Но так ли уж все изменилось сегодня? О каждом из артистов разных поколений этой труппы можно было бы с интересом говорить отдельно. Хочется назвать их поименно, но перечислять фамилии выдающихся мастеров сцены и молодых дарований без подробного упоминания их послужных списков бессмысленно. Каждый из них без преувеличения уникален. Даже в самых критических высказываниях о спектаклях театра, пресса крайне редко ставит под сомнение высокий профессионализм и одаренность ведущих артистов труппы.

Возможно, в самобытности и кроется успех здорового микроклимата внутри творческого состава. А еще его отличает незлобивость, нежность к молодости, терпение к возрасту и много любви. Здесь есть самое ценное: отсутствие борьбы за личную симпатию художественного лидера, попыток любым способом заполучить роль, отнять ее у партнера, вырвать всеми доступными приемами зрительское признание. Талантливые люди занимаются своим делом без выпячивания, от собственной уникальной позиции в составе труппы. И все это при том, что творческий голод, одержимость профессией в Краснодарской драме такова, что, находясь в самоизоляции, артисты буквально превратили проекты театра в киноиндустрию, делая из обычных прочтений короткометражки на тему. И если уж говорить о театре как о семье, то невозможно было бы сыграть неподдельный восторг в глазах коллектива, встретившегося после месячной разлуки в рамках юбилейной гостиной. Коллеги были искренне счастливы видеть друг друга. Когда же в эфире по телефонной связи зазвучали голоса отсутствующих по техническим причинам старейших артистов, у многих представителей молодежи навернулись слезы. Тоска, смешанная с любовью, в этот вечер подступала к глазам многих зрителей. Для тех, кто занимается искусством, пережить разлуку, отложенные премьеры, переносы проектов возможно. Невозможно пережить отсутствие любви. Наверное именно поэтому, в подарок юбиляру со столетним стажем служения искусству, министр культуры края в прямом эфире проникновенно и очень по-человечески прочла «Все начинается с любви...»

Фотогалерея