История успеха / Мурманский областной театр кукол

Выпуск №10-230/2020, Мир кукол

История успеха / Мурманский областной театр кукол

Юбилей, связанный с 85-летием Мурманского областного театра кукол и 20-летием директорства в нем Евгения Суханова, появление в нем нового главного режиссера - Петра Васильева (2019), возобновление работы Фестиваля стран Баренцева региона, переезд в новое здание, 45-летие службы «кукольной» сцене Натальи Петруниной - актрисы театра (2020) - вот основные события жизни этого коллектива за пару последних лет. Жизни, как видим, насыщенной и, что самое главное, творческой. История успеха - не типичное явление наших дней, когда учреждения культуры не столько живут, сколько выживают. Стоит взглянуть на ситуацию изнутри, как очарование сказки пропадает. Так как большую долю этого волшебства составляет труд, ежедневный и профессиональный. И понимаешь, что ключевая фигура всего этого - директор.


Юбилей театра и директора

Евгений Суханов - настоящий директор. Современная театральная реальность богата разными типами театров. Но среди уличных, камерных, режиссерских, художнических, инженерных и прочих «директорский» - самый непопулярный. О директоре в театральных рецензиях не пишут, в исследовательских работах его образ не анализируют.

Но при разговоре о Мурманском театре кукол на данном этапе его бытования персону Евгения Суханова нельзя обойти стороной. Тем более, что этот директор как никто другой заслуживает «выхода» на публицистические подмостки из тени административно-хозяйственного закулисья. Техническое образование, активная гражданская позиция, административная хватка, костюмный дресс-код и чувство ответственности за порученное ему «кукольное хозяйство». Именно он, опираясь на активный актерский состав, инициировал фестивальную жизнь театра, заявив его на театральной карте России. Именно благодаря ему коллектив держался в форме несмотря на отсутствие в течение нескольких лет постоянного режиссера. Именно он отважился в юбилейный год пригласить в театр театроведов-экспертов, чтобы диагностировать творческий тонус коллектива и определить пути его развития. И резюмирующее пожелание уважаемой Анны Некрыловой о необходимости расширения репертуара и единого художественного руководства (читай: стиля) было не только вежливо выслушано, но учтено и реализовано. В театре появился амбициозный и энергичный главный режиссер - Петр Васильев и спектакль по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина, адресованный взрослой аудитории. Именно благодаря активной (и успешной!) менеджерской деятельности Евгения Суханова театр в конце 2019 года пережил и отпраздновал новоселье, переехав из помещения библиотеки, где он существовал в течение не одного десятилетия, в собственное здание с несколькими залами и просторным фойе. А совсем незадолго до этого театр встречал гостей и участников IX Международного фестиваля стран Баренцева региона.


Сова в надежных руках

После восьми лет отсутствия в сентябре 2019 года театр вернул его на фестивальную карту страны, «прописав» в Мурманске. Именно поэтому на эмблеме фестиваля саамчонок (символ Мурманского театра кукол) бережно держит полярную сову (символ фестиваля). Правда, границы Баренцева региона оказались весьма обширными. Помимо непосредственных «северян» - театров кукол из Архангельска, Пскова, Вологды, Республики Коми (Воркута) и Республики Карелия (Петрозаводск), драматического театра из Котласа, на фестивале присутствовали и «южане»: Воронежский театр кукол имени В.А. Вольховского «Шут» и театр кукол «В гостях у Кузи» из подмосковных Мытищ. Другие берега Баренцева моря были представлены театральными коллективами из Финляндии: Akseli Klonk (Оулу), Neanneri liikutus (Рованиеми); Норвегии: Kattas Figurteater Ensemble (Тонсберг) и Швеции: Dockteater Amusé (Стокгольм) и Dockteater Manstjarnan (Умео).

В этом полилоге театральных культур обозначилось несколько знаковых моментов для российских и иностранных кукольников. Прежде всего, на фестивале доминировал жанр сказки. И если для наших отечественных театров сказка, в первую очередь, один из концептов национальной идентичности, то для зарубежных гостей фестиваля - это повод символического осмысления проблем современного человека. Так сказочная Русь XIX века здесь была представлена весьма стереотипным ландшафтом: изба, лес, домашняя утварь, иногда - река. А вот ее художественное решение оказалось вариативным. Это был и «лоскутный стиль» в вариантах нарочито «деревенского шитья» в спектакле «Как кощей женился» (Котласский драматический театр, режиссер Наталья Шибалова, художник Наталия Полякова) или же элегантного «пэчворка» в розовых тонах в спектакле «Гуси-лебеди» (Государственный театр кукол Республики Коми, режиссер Валерий Баджи, художник Ирина Хмарук). Знаками «русскости» мог выступать и предметно-фактурный ряд (солома, хворост, холст) художественного решения, как в спектакле «Соломенный бычок» (театр кукол «В гостях у Кузи», режиссер и художник Светлана Дорожко). Однако самый стильный «русский мир» представил в сценографии «Волшебного кольца» Виктор Платонов (Архангельский театр кукол, режиссер Борис Константинов). Светлые стилизованные народные костюмы актеров с расписанными «березовыми» пейзажами подолами сарафанов и рубах наполняли пространство спектакля воздухом северных просторов и окутывали события знакомого шергинского сюжета легким мистицизмом белых ночей.

Характерно, что «национальных» сказок гости с других берегов Баренцева моря не привезли. Зато их современные сказки оказались созвучны историям, представленным российскими театрами. Лейттемой спектаклей фестиваля стал поиск персонажем собственной идентичности, осознании им собственной инаковости/уникальности в социуме, ощущение одиночества и его преодоления. И героями этих трогательных экзистенциальных исканий оказались два типа персонажей: женщина и ребенок.

Женщина страдающая и спасающая, рефлексирующая и утешающая, страстная и невинная, но всегда любящая и иногда самовлюбленная. Будь то страшно-нежная котласская Баба-яга (Наталья Шибалова) или ветреная птица (Тамара Лапшина) из мурманского «Чуда в перьях»; веселая спасительница мировой гармонии на отдельно взятой городской улице рованиемская Куотарула (Жозе Сало) из одноименного спектакля или стокгольмская служанка-призрак «а ля Джульетта Мазина» (Эллинор Вернер Нордлунд) из спектакля «Гав! Я же говорил!», мурманская же Бабушка-пчела (Наталья Петрунина) или рассказчица «из народа» в «Соломенном бычке» (Мария Кузнецова) и активистка «медвежьей» педагогики тонсбергская Танте Беате (Анне Хельгесен) из «Более десяти пальцев». Симфонией о судьбе русской женщины от крестьянки до царицы и от девицы до вдовицы смотрелся спектакль архангелогородцев «Волшебное кольцо».

Апофеозом «женской» темы фестиваля в ее экзистенциальном ключе стал спектакль «Голоса Катарины» (Kattas Figurteater Ensemble, режиссер Анне Хелгесен, художник Говард Лойд; композитор Бьерн Андор Драге). Делая выбор между жизнью в монастыре и жизнью в миру, героиня Сесилии Шиллинг общалась с богом академическим вокалом, со зрителем обычной речью, а воображаемых карикатурных собеседников - кукол Папу и Лютера озвучивала чревовещанием. Этот невероятный полифонизм моноспектакля, аранжированный органным аккомпанементом в исполнении Магнуса Асплида (спектакль игрался на сцене Мурманской филармонии) превращал личную драму человека эпохи Реформации во вневременную символическую мистерию.

Еще одним знаковым персонажем фестивальных сказок был ребенок. Персонажем-ребенком в театре кукол XXI века «мало прожито, но много пережито». Он тонко чувствует, многое видит, постоянно думает. Поэтому наш маленький современник здесь не столько познает мир, открывая его разные грани, сколько решает проблему собственной идентичности в нем, открывая грани собственной личности. Он постоянно оказывается «иным», «чужим», и, как следствие, одиноким в мире. Мир не пугает его, а удивляет и обескураживает своим несовершенством. Так на фестивале была показана целая галерея таких остраненных персонажей: «кукольный» мальчик среди «живых» механизмов в воронежском «Городке в табакерке» (режиссер Светлана Дремачева, художник Любовь Белых); наивный «Запорожец» в петрозаводском «Железе» (режиссер Борис Константинов, художник Виктор Антонов); инфантильный слоняра (Владимир Пьянков) из мурманского «Чуда в перьях» (режиссер Петр Васильев, художник Алевтина Торик, композитор Петр Макаров); крокодилёныш на берегу холодного моря из спектакля «Где моя мама?» (Dockteater Manstjarnan, режиссер и художник Маргарета Селандер); незадачливый неряха из вологодского «Мойдодыра» (режиссер Елена Иванова, художник Любовь Болдырева) и финские друзья «беспризорные» кот (Ану Энквист) и пес (Маркус Каарто) из «Таво и Бэлла» (Akseli Klonk, режиссер Янне Куусти, художник Вирпи Тансканен); одинокий мальчик-марионетка из благополучной стокгольмской семьи из «Гав! Я же говорил» (Dockteater Amusé, режиссер, художник и актриса Эллинор Вернер Нордлунд). Каждый спектакль - вариант пути маленького героя, который он проходит, обретая родину, семью, друзей, а в итоге - себя самого.

И все эти темы сошлись в финальном спектакле хозяев фестиваля «Маленькие трагедии» (режиссер Петр Васильев, художник Алевтина Торик), пронзительном, легком и символичном. Каждая пушкинская пьеса - отдельная система кукол. «Перчаточный» балаганный фарс «Скупого рыцаря» контрастирует с «планшетной» пародийно-романтической драмой «Каменного гостя». Психологическое кружево общения беззаботной марионетки, порхающего Моцарта-«эльфа» (Иван Песнев) и грузного гурмана Сальери (Сергей Репин) оттенялся нарочито безликими тряпичными куклами «Пира во время чумы», означающими то ли тела, покидаемые душами посреди праздника Жизни, то ли души, оказавшиеся ненужными телам на пиру Смерти. Герои спектакля любили, жадничали, завидовали и гибли в соответствии с сюжетами, зрители переживали, а актеры упивались пушкинским текстом, игрой на музыкальных инструментах и единым дыханием с таким родственным зрительным залом.

Фестиваль оказался еще и пространством концептуальной коммуникации. Эксперты, приглашенные для участия в нем, посвятили свои лекции актуальным проблемам театра кукол, так что ни актерам, ни режиссерам на них скучно не было. Свидетельством «попадания» была смена жанра мероприятия в процессе его проведения (ох уж эти «кукольники»!) с лекции на круглый стол и/или дискуссию. Корифей в мире театра кукол Анна Некрылова (Санкт-Петербург) акцентировала важность работы с мифопоэтикой сказки при создании спектакля в современном театре кукол. Автор этой статьи сделал доклад «"Взрослые" проблемы детского спектакля» об особенностях психологического восприятия театрального текста детской аудиторией. Екатерина Венедиктова (Москва) вызвала оживленную полемику, провокативно представив сообществу доклад на тему «Кукла в пространстве современного драматического спектакля».

Однако у фестивальной коммуникации был еще и образовательный аспект. В его собственном пресс-центре вместе с сотрудниками театра Петром Макаровым и Марией Агаповой работали и студенты-театроведы ЯГТИ Анастасия Широкова и Екатерина Демяхова. Итог их работы - два выпуска фестивальной газеты «Баренц-фест» и видеодневник фестиваля. Благодаря чему можно представить как проходило это безупречно организованное, высокопрофессиональное и атмосферное событие культуры или, точнее, со-бытие в культуре.

 

Наталья Петрунина и театр ее души

Атмосферность - ключевое в ряду определений Мурманского театра кукол. Особенно это заметно на спектаклях для самых маленьких (и самых сложных) зрителей в силу непредсказуемости их эмоциональных оценок. И пальма первенства в труппе театра здесь, безусловно, принадлежит Наталье Петруниной - ведущей актрисе малой сцены. В Мурманском областном театре кукол она служит 45 лет, сыграв за это время более 70 ролей. Создаваемых ею персонажей отличает доброта: будь то уютная «прованская» grand-mère классической «Красной шапочки», экстравагантная нянюшка-снеговик из абсурдистской постановки «Как родился дед Мороз» или «фольклорная» рассказчица-пестунья в нежном бебби-шоу «Прилетели гуленьки». И это только часть из 20 ролей артистки текущего репертуара. Актриса, в прямом смысле слова, говорит с маленьким зрителем на его языке. Мягкие, лишенные какой бы то ни было агрессии, интонации, четкая эмоциональная окрашенность персонажей (мимика, тембр, жестикуляция), выразительный темпоритм речи и пластики делают ее героинь узнаваемыми и любимыми. Она не столько играет спектакль, сколько играет в него и предлагает зрителю играть вместе с ней. И аудитория откликается и учится играть... в театр. Камерные спектакли с участием Натальи Петруниной - процесс непосредственного общения со зрителем лицом к лицу и глаза в глаза. Собственно, в этой игре она воспитывает в своих маленьких собеседниках умение смотреть спектакль, прививает им основы театральной культуры. Эти уроки театра и доброты оказываются интересны (и полезны!) и взрослым. Поэтому на спектаклях «тети Наташи» - всегда аншлаг. Поэтому не только для детей, но и для их родителей она знаковая и значимая фигура Мурманского областного театра кукол - его душа.

Как видим, этот театр воспринял юбилей не только как повод подвести итог, но и как старт нового этапа своей жизни. Он уже не только часть культурной среды столицы Заполярья и области, а благодаря активной (и успешной!) фестивальной политике узнаваем на сценических площадках и России и Европы.

 

Фото Евгения ВЕЛИЧКО

Фотогалерея