"Атомный первый наш ледокол!" / Мурманский театр кукол

Выпуск №10-230/2020, Мир кукол

"Атомный первый наш ледокол!" / Мурманский театр кукол

Спектакль «ЛедокоЛ» - одна из последних премьер Мурманского областного театра кукол. Это постановка главного режиссера театра Петра Васильева, который является и автором драматургической основы спектакля. Перед постановочной группой была поставлена непростая задача: придумать и воплотить в жизнь спектакль «на заказ», так называемый на театральном сленге «датский». То есть постановку к определенной заказчиком юбилейной дате, в данном случае - 60-летию первого атомного ледокола «Ленин». Ледокол, прошедший славный трудовой путь, несколько лет назад встал на вечный прикол у мурманского морского вокзала. Было принято решение сохранить это чудо советской техники в качестве музея ледокольного атомного флота. Корабль со временем стал одной из туристических и культурных достопримечательностей столицы Кольского Заполярья, его символом.

Спектаклей о ледоколах, тем более в формате театра кукол, в театральном пространстве до появления постановки в Мурманском театре кукол не существовало. Автор спектакля Петр Васильев не только убедительно справился с непростой задачей: рассказать средствами театра кукол юбилейную историю корабля, но и сделал так, чтобы постановка не стала разовым актом, а уверенно вошла в репертуар театра. Не случайно, что именно этой премьерой в Мурманске завершился Год театра в России. Постановка одной из первых была адаптирована к сцене нового театрального здания, в которое после капитального ремонта переехал старейший театр Мурманской области. По иронии судьбы именно «ЛедокоЛ» стал одним из последних спектаклей в мартовской афише перед перевернувшей привычную театральную действительность пандемией коронавируса...

«ЛедокоЛ», благодаря точному режиссерскому решению, богатой творческой и технической фантазии художника-постановщика (А. Торик) и атмосферной авторской музыке (П. Макаров), точному подбору актерского состава, стал спектаклем-открытием, зрелищем, интересным для разновозрастной зрительской аудитории, действом, осторожно, но крепко захватывающим и не отпускающим до самого финала.

Постановщики пошли вполне логичным и точным в данном случае путем: заглавный герой Ледокол отмечает юбилей, вспоминая яркие события своей жизни. С самого начала задан определенный режиссерский прием, когда герои и зрители являются участниками всего происходящего на сцене и одновременно видят его со стороны. Мы находимся внутри корабля и смотрим на его проекцию-макет на экране-иллюминаторе, следим за караваном судов и находимся на одном из них, наблюдаем за работой аквалангистов, меняющих лопасть винта, и изучаем подводный мир их глазами.

Спектакль становится своеобразным гимном героизму людей, несущих трудовую вахту в условиях заполярного климата. Одна из идей спектакля заключается в том, что человек - повелитель своих умных и мощных машин, без его помощи самая большая стальная конструкция всего лишь кусок железа и не более того. Это образно решено средствами театра кукол: рассказчики истории - артисты, работающие живым планом, возвышаются над моделями кораблей, айсбергами, домами, северными морями. Капитан (В. Пьянков) на протяжении всего спектакля помогает «маленькому» Ледоколу поверить в себя и обрести цель жизни. Он часто берет модель судна в ладонь, ласково покачивает его, говорит как с ребенком. Одно из основных противоречий спектакля - борьба человека и стихии, которая заканчивается в данном случае победой человека.

Стихия представлена разнообразно и изобретательно. Капитанский стол в нужный момент превращается в огромное ледяное поле замерзшей воды, которое, раскалываясь под напором Ледокола надвое, становится похожим на смыкающиеся челюсти хищного зверя. Просто и зрелищно решено пространство подводного мира: мыльные пузыри, имитирующие пузыри воздушные, бойкие рыбки - активные участники процесса замены лопасти двигателя, щупальца осьминога, проникающие сквозь иллюминатор и вызывающие бурную реакцию публики.

Стоит отдельно отметить работу художника-постановщика Алевтины Торик. Все, что находится на сцене - декорации, куклы, реквизит, - максимально функционально работает на идею спектакля, создавая атмосферу Севера и флотского быта. Нет ничего лишнего: из фотографий на стенах каюты в нужный момент «выходят» корабли-участники ледового похода, шторы превращаются в волны, спасательный круг становится местом швартовки судов, выбирающихся из ледового плена, якорь, лежащий у стола, напоминает о вечном приколе «Ленина» у мурманского причала. Принцип черного кабинета позволяет предметам возникать из ниоткуда, делая иллюзию достоверной и убедительной для зрителя любого возраста. Атмосферу сказки, радости труда, переживаний героя и за него очень точно и ненавязчиво поддерживает музыка, написанная мурманским композитором Петром Макаровым.

Несмотря на сказочность повествования сценическое действие не теряет своей документальности. Этому способствует использование в постановке современных технических средств, в частности, микрокамеры, изображение с которой транслируется в ключевые моменты на центральный экран иллюминатора. Съемка придает событиям достоверность, создает эффект кинохроники. С помощью камеры, снимающей спасение лагеря полярников, мы видим людей на льдине, машущих пилотам вертолета, вместе с ней следим за Ледоколом, крошащим лед, проникаем через маленькое окно в доме в квартиру семьи, ждущей отца-моряка из похода.

Думаю, что не стоит раскрывать все секреты и находки постановочной группы, их много, они разнообразны и отлично держат зрительское внимание и интерес на протяжении всего спектакля. Постановка, посвященная серьезной тематике и проблематике, благодаря сценическому воплощению средствами театра кукол, стала интересной детской аудитории, но не потеряла актуальность для взрослой публики. История о корабле-герое, рассказанная с любовью и юмором, находит свой отклик в сердцах мурманчан всех возрастов. Когда в финале из капитанской рубки звучит команда: «Лево по борту! Прямо пошел атомный первый наш ледокол!», ее дублируют не только матросы-участники спектакля, но и зрители. Четвертая стена разрушена окончательно, дети и взрослые чувствуют себя полноправными участниками команды ледокола.

После спектакля зрители не спешат по домам: дети тянут родителей к сцене, стремясь разглядеть фрагменты судна, взрослые обсуждают увиденное, удивляясь тому, как быстро пролетело время, каким родным и понятным, настоящим «мурманским» получился спектакль. Романтика Севера, чувство гордости за своих земляков, за страну, необычный взгляд на такие простые и знакомые вещи - все это осталось в памяти после встречи с театром и его премьерой.

Спектакль вселяет в зрителя уверенность в том, что самые трудные и тяжелые испытания можно преодолеть, общими силами можно победить любую стихию, а семья и друзья - самая большая ценность в нашей жизни. Это делает его особенно актуальным в сегодняшней непростой ситуации. Хочется верить, что театральное искусство, как и главный герой постановки - Ледокол, мощно и уверенно справится со всеми навалившимися проблемами и выйдет на «большую воду». Ведь на борту честно несут свою вахту работники театра, а на берегу нас с нетерпением ждут зрители.


Фото из архива театра

Фотогалерея