Все о театре и людях театра/III Всероссийский театральный форум «Театр — время перемен» в Ростове-на-Дону

Выпуск № 10-120/2009, Событие

Все о театре и людях театра/III Всероссийский театральный форум «Театр — время перемен» в Ростове-на-Дону

 

Всех нас, людей, посвятивших себя служению Мельпомене, собрал на этот раз древний город Ростов-на-Дону. Красивый город Ростов. Он встретил нас солнцем и теплом, радушным приемом, хорошо продуманной организацией, приветливыми и услужливыми юношами-портье в Конгресс-отеле «Дон-Плаза» в центре города, уютными номерами, предрасполагающими к нормальному отдыху, подтвердив, что Южный театральный форум подготовлен не только с умом, но и с сердцем.

Обрадовал и обнадежил форум широтой охвата и размахом направлений, количеством лабораторий. В течение четырех дней теоретические, организационные и практические вопросы театрального искусства обсуждались специалистами разных рангов и направлений: от руководителей органов управления культурой, режиссеров, артистов театров и кукольных дел мастеров до художников, хореографов, звуковиков, художников по свету и по костюму, критиков и литературных работников, драматургов и специалистов по массовым формам театрального искусства.

В общей сложности около 20 лабораторий и мастер-классов вели серьезную и продуктивную работу, которую так долго и с надеждой ждали в регионах.

Деловой и заинтересованный тон разговора, заданный еще на торжественном открытии форума, был продолжен и развит в дальнейшем во всех лабораториях и семинарах по направлениям, где участники делились своими заботами и тревогами. Говорили об отсутствии закона о культуре, института главных режиссеров, о затянувшейся паузе в подготовке актерских и режиссерских кадров в центральных вузах. Поднимался вопрос и о президентских грантах, которые по сей день достаются в основном только московским и петербургским театрам, о том, что в ряде регионов нет своих помещений у отделений СТД. В отдельных театрах не хватает работников постановочной части, режиссеров и художников. Долго ждали в регионах Российской Федерации такой встречи и такого серьезного разговора о делах театральных.

Мне лично, как театроведу с достаточно солидным стажем, наш семинар театральных критиков под руководством прекрасного специалиста и профессионала Н. Д. Старосельской напомнил семинары критиков, которые в советское время проходили под руководством В.А.Сахновского-Панкеева, а затем А.Н.Свободина. Тогда мы собирались то в Москве, то в Ленинграде, в Казани, Тбилиси, Риге и других городах, отсматривали по 8-10 спектаклей разных театров и обсуждали их с участием режиссеров этих театров, встречались с именитыми и молодыми драматургами, читали их новые пьесы и обсуждали в присутствии автора.

Старт, взятый руководителем нашего семинара с постановки серьезной проблемы о состоянии театральной критики на современном этапе и выяснения причин дискредитации профессии театроведа, подкреплялся конкретным анализом просмотренных спектаклей ростовских театров, выступали завлиты театров, журналисты, театральные критики и редакторы газет и журналов Южного федерального округа, их выступления обобщались руководителем семинара тонко и умело, выявлялись позитивы и просчеты каждого выступающего. При этом в разговор о театральных постановках в Ростове Н.Д.Старосельская вкрапливала интересные сообщения о событийных спектаклях в столичных и периферийных театрах.

Для молодых, начинающих критиков и журналистов семинар стал своего рода школой и методической консультацией профессионала, а для опытных журналистов и критиков — проверкой своего видения и чувства театра, подпиткой новыми впечатлениями и уточнением спорных ситуаций, предметным диалогом между специалистами одной группы крови. Истосковались, изголодались многие из нас по такого рода встречам, обмену мнениями, разговору о

многонациональном театре России, который в Южном федеральном округе так многоязычен и многоголосен.

И собрались-то люди, влюбленные в театр, болеющие за театр, озабоченные состоянием театров сегодня и судьбами театров на будущее. Разве нормально, что в Дагестане, где функционируют 11 театров, нет своего помещения у СТД после пожара, уничтожившего и Дом актера, и половину библиотеки ВТО, и само здание еще в 80-е годы? СТД из года в год кочует по всему городу, на птичьих правах занимая то одну комнату в чужом учреждении, то комнату с коридором, выделенным из уважения к председателю СТД, народному артисту РФ Айгуму Эльдаровичу Айгумову. О какой творческой работе с театрами можно говорить в таких условиях существования творческой организации?

А молодые театры, такие как Азербайджанский и Табасаранский в Дербенте, не имеют ни помещений, ни режиссеров, ни заведующих постановочной частью. Об этих и других насущных вопросах жизни театров говорили на форуме.

Наверное, на будущее можно продумать и другие формы и сроки учебы молодых специалистов, начинающих критиков и журналистов, пишущих о театре. К просмотру и обсуждению можно было приурочить наиболее интересные спектакли театров, где происходит само мероприятие.

На заключительной итоговой встрече участники форума приняли обращение к Председателю СТР России А.А.Калягину о необходимости учреждения нового театрального журнала для южных регионов, так как существующий «Вестник» не соответствует своему назначению.

Форум собрал самую многоязычную аудиторию южных регионов и подтвердил необходимость подобных встреч не для праздного общения, а для попытки сдвинуть с мертвой точки застопорившиеся проблемы театрального искусства, обмена мнениями и предметного разговора кровно заинтересованных людей.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.