Ушел Юльен Балмусов (Москва)

Выпуск №10-230/2020, Скорбная весть

Ушел Юльен Балмусов (Москва)

Мы готовились к тому, чтобы отметить в первом номере нового сезона 80-летие Юльена Сергеевича БАЛМУСОВА - замечательного артиста Российского академического молодежного театра, которому он прослужил всю жизнь, придя в эти стены в 1962 году после окончания Театрального училища им. М.С. Щепкина. На курсе, на котором будущий артист учился, преподавала Валентина Сперантова и, скорее всего, именно она разглядела в юном студенте будущую звезду своего театра, Центрального детского.

Мы думали о том, как рассказать о Юльене Балмусове достойно - без излишней пафосности, с той долей иронии, что неизменно жила в нем, в первую очередь, по отношению к самому себе, с той яркой театральностью, склонностью к экспериментам, которые на протяжении десятилетий делали Балмусова одним из любимейших артистов прославленной труппы.

А его не стало в последние майские дни. И теперь все слова о Юльене Сергеевиче станут лишь данью памяти - горькой и светлой одновременно...

Школьницы рождения конца 40-х - начала 50-х и студентки-первокурсницы влюблялись целыми классами и курсами в юного героя спектакля «Девочка и апрель» в конце 60-х годов: Юльен Балмусов был так красив, строен, самые простые реплики произносил настолько глубоким, волнующим голосом, что не влюбиться было просто невозможно! Не умеющие еще в том возрасте оценить мастерство артиста, зрительницы, вчерашние девчонки соединяли персонаж с выразительной внешностью, завораживающими интонациями богатого на оттенки голоса - и портрет кумира сопровождал девичьи грезы...

Взрослея, те из них, кто становился театралками не без пережитого увлечения, уже научились различать в этом артисте, игравшем самые разные роли, его самобытные, глубокие профессиональные черты. И сегодня невозможно забыть его Тиля Уленшпигеля в «Духе Фландрии», Артура в «Итальянской трагедии» по роману «Овод», герцога Орсино в «Двенадцатой ночи», Гаспара и Раздватриса в «Трех толстяках» (первом спектакле Алексея Бородина на сцене Центрального детского театра), Жавера в «Отверженных», Бельведонского в «Бане», шекспировского короля Лира, Джеггерса в «Больших надеждах», Хэвишема в «Маленьком лорде Фаунтлерое», Блэка и Хетэуэйя в «Марсианских хрониках»...

Артист широчайшего масштаба, Юльен Сергеевич Балмусов был одинаково выразителен, ярок, притягателен в любом жанре. Он мог быть лирическим героем и гротесковым персонажем, мог блистать в комедии и драме. Потому, вероятно, и привлекал этот артист самых разных режиссеров, работавших и работающих в РАМТе - и молодых, и среднего, и старшего возраста. И зрители поклонялись Юльену Балмусову, которому под силу было абсолютно все.

Среди ролей, сыгранных Балмусовым в последние годы, Гаев в «Вишневом саде» и Генерал в спектакле «Чехов-Gala». Трудно представить себе более разных персонажей - истинный аристократ, легкомысленный и многословный, Леонид Андреевич Гаев был человеком на стыке двух эпох. И потому над ним не хотелось смеяться - хотелось понять, осознать это столкновение: драматическое, по сути, прикрываемое иронией и от того казавшееся порой смешным...

А Генерал из «Свадьбы» (в «Чехов-Gala»), немощный, жалкий, внезапно словно возвращался в свою давно забытую славную молодость и из того минувшего времени с поразительным чувством собственного достоинства обретал внутри себя то прошлое, которое заставляло переполненный зрительный зал замирать от оскорбления, нанесенного старому человеку...

Юльен Сергеевич Балмусов обладал не только истинным мастерством, но и притягивающим, подобно магниту, обаянием. Природный аристократизм сочетался в нем с открытой доброжелательностью, отсутствием звездности, на которую Юльен Балмусов имел все права. Удивительный по выразительности голос сделал артиста востребованным на радио в значительном количестве радиоспектаклей и чтецких программ. Он сыграл на телевидении немало передач из цикла «Жизнь замечательных людей», воплотив эти выдающиеся личности естественно, органично; немало снимался в кино и запомнился зрителям по таким лентам, как «Сокровище республики», «Слушай», «Залп «Авроры», «На одной планете», «Доверие».

Сообщение на сайте РАМТа об уходе Юльена Сергеевича Балмусова из жизни, было теплым и справедливым: «Редкое природное дарование, огромный творческий диапазон, сочетание глубокого проникновения во внутренний мир создаваемого образа с блестящей отточенностью внешнего рисунка роли, уникальное чувство партнерства, исключительные работоспособность и требовательность к себе, высокий профессионализм сделали Юльена Сергеевича Балмусова не просто ведущим артистом театра, но еще и настоящим эталоном высокого служения искусству для нескольких поколений артистов театра. Свыше 100 ролей, сыгранных Мастером, стали живой школой актерского мастерства и навсегда остались в золотом фонде истории современного театра».

И в жизни благодарных зрителей, которые будут любить и помнить всегда, потому что жизнь артиста - это всегда кусок и нашей собственной жизни...

Фотогалерея