Рыцарь театра / К 100-летию А.Граве

Выпуск №1-231/2020, Дата

Рыцарь театра / К 100-летию А.Граве

8 сентября 1920 года родился народный артист РСФСР, актер Театра им. Евг. Вахтангова, известный зрителям старшего поколения по кинематографу, педагог, участник фронтового филиала Вахтанговского театра Александр Константинович Граве.

Почти семь десятилетий - с 1942 по 2010 год - Александр Константинович проработал в Вахтанговском театре, куда поступил, закончив обучение в школе Театра. Его педагогом была ученица Евгения Багратионовича Анна Орочко.

Александр Граве мог играть все. И героев, и драматические роли. Ему были подвластны и пафос, и простота. Он обладал от природы блестящей памятью. Сверх дисциплинированный, пунктуальный, Граве всю жизнь спасал театр при всякого рода экстренных ситуациях - заменял своих коллег, чтобы не отменять спектакли. Такие актеры необходимы театру, как воздух. Сам называл себя «палочкой-выручалочкой». В послужном списке Александра Константиновича более полутора сотни ролей. Часто был не первым исполнителем, а дублером, но после ввода, очередного или экстренного, становился полноправным исполнителем той или иной роли, органично вписывался в спектакль.

Он был запоминающимся Тартальей после Николая Гриценко во второй редакции «Принцессы Турандот» (1963). Изящный, сухощавый, с хорошей осанкой, Гравве играл Кристиана в знаковом спектакле «Сирано де Бержерак» спустя годы после премьеры, но именно он принимал участие в юбилейном исполнении романтической и героической пьесы, посвященном переводчице Ростана Т. Щепкиной-Куперник. Он сыграл роль Лепорелло в «Маленьких трагедиях» после первого исполнителя Николая Плотникова, долгие годы создавая на сцене этот забавный и трогательный образ, сам ввел на роль Дон Гуана Василия Ланового, и их дуэт всегда вызывал восторженный прием публики. Меньше чем через год после выпуска, в спектакле «Дамы и гусары» с блеском играл роль Гжегожа. Для этого спектакля Граве, обладавший даром легко и изящно складывать стихотворные строки, написал текст куплетов, как и для «Мещанина во дворянстве».

Первой крупной ролью Александра Граве стал Ераст в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Сердце не камень». Граве покорял разнообразием красок, интонаций, приспособлений, изображая самоуверенного, подловатого, соблазняющего наивную женщину Ераста.

Александр Константинович пришел в школу Вахтанговского театра восемнадцатилетним, сразу стал исполнять маленькие роли в массовке, а в 1942 году вместе со своими коллегами вернулся из эвакуации из Омска в Москву и с фронтовой бригадой, ставшей впоследствии фронтовым филиалом Вахтанговского театра, отправился на фронт. Вместе с товарищами прошел от Ржева до Праги. Был награжден Орденом Красный Звезды, а к 50-летию Победы - орденом Отечественной войны II степени.

Побывав в гуще войны, он сумел и в кино правдиво и убедительно изобразить мешковатого трогательного недотепу красноармейца ОгурцоваБеспокойное хозяйство»), полковника в «Хронике пикирующего бомбардировщика», запомнился в фильме «Друзья и годы». А в Театре Вахтангова такой «фронтовой» ролью стал горячий, молодой офицер новой формации Орлик в спектакле «Фронт».

Его первые послевоенные роли - героический молодогвардеец Ваня Земнухов из «Молодой гвардии». Сухой педант адвокат Ганефельд в «Перед заходом солнца», Розенкранц в послевоенном «Гамлете» режиссера Б. Захавы.

Удачей Александра Граве стала роль циничного сластолюбца Тоцкого в «Идиоте», знаменитом спектакле театра по роману Ф.М. Достоевского, сыгранного жестко, точно, выпукло. А в «Западне» по Э. Золя он появлялся в роли смешного пьяницы Соленая Глотка и запоминался надолго.

Характерные роли необыкновенно удавались ему, давали толчок его фантазии, Граве сам режиссировал их, находя яркие, выразительные детали. Таким был его Учитель философии в фарсе Мольера «Мещанин во дворянстве». Александр Константинович был очарователен в ролях сказочных королей - в «Золушке» и в «Коте в сапогах».

Одной из важных для актера и театра работ стала роль Казангапа в инсценировке романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день...». Мудрый друг главного героя Едигея, чью роль исполнял Михаил Александрович Ульянов, был сыгран строго и проникновенно.

Граве создал немало значительных ролей и в советских пьесах, и в классике. Ефроний в «Антонии и Клеопатре», доктор в «Воскрешении, или Чуде святого Антония», Головастиков в «Варварах», Вафля в «Лешем».

Ему необычайно повезло. Почти до последних дней служения театру он получал новые роли - Ферапонт Фомич в «Царской охоте» (2002), помощник режиссера Антуан в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» (2003), Сенект в «Калигуле» (2004), граф Лудовико в «Собаке на сене» (2006). Ему довелось поработать и с новым художественным руководителем театра Римасом Туминасом - в 2008, в возрасте 88 лет, он сыграл Нестора в первой постановке Туминаса в Вахтанговском театре «Троил и Крессида». А 5 марта 2010 года Александра Константиновича Граве не стало...

В конце 40-х годов Граве обратился к театральной педагогике, но плотная занятость в репертуаре театра вскоре заставила его отказаться от преподавания. Граве вновь вернулся в Театральное училище имени Б.В. Щукина в 1986 году, стал педагогом кафедры мастерства актера, профессором, одним из ведущих мастеров Щукинского института. Выпустил два курса в качестве художественного руководителя: Коми-Пермяцкую национальную студию и еще один актерский курс.

Он был ассистентом режиссера А.И. Ремизовой, поставил в 1958 году спектакль «После разлуки», снимался в кино, озвучивал мультфильмы. Наделенный многими талантами, писал стихи, сочинял ценимые вахтанговцами капустники, резал по дереву.

Истинный вахтанговец, преданный театру и заветам его основателя, Александр Константинович Граве был одним из хранителей подлинной вахтанговской театральной культуры. Отличали его высочайший профессионализм, творческое горение, служение любимому искусству.

 

Фото Валерия МЯСНИКОВА

Фотогалерея