БЕЛГОРОД. Идеалистичный муж

Выпуск №1-231/2020, В России

БЕЛГОРОД. Идеалистичный муж

В Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина осенью должны состояться сразу несколько премьер. Многие из них, уже совершенно готовые, как «Завтра была война», «Руководство для желающих жениться», так и не успели увидеть зрителя по причине ограничений, связанных с пандемией. Но есть и другие - те, чьему появлению в срок вроде бы ничего помешать не может. Как, например, «Идеальный муж».

Спектакль, премьера которого запланирована на октябрь 2020 - вторая работа на щепкинской сцене главного режиссера Севастопольского драматического театра Черноморского флота Юрия Маковского. Первой была «Кабала святош» по М. Булгакову в 2019 году. Новый спектакль еще не полностью готов - перед премьерой будут дополнительные репетиции, но увиденного на предпрогонах достаточно, чтобы создать первое впечатление.

К драматургии Оскара Уайльда театр не обращался двадцать лет - со времен невероятно успешного спектакля «Как важно быть серьезным» в постановке Вадима Данцигера, если только не считать мюзикла «Кентервильское привидение», в котором текста первоисточника практически нет.

В Белгороде героев играют молодые артисты - старшему чуть за тридцать. Собственно, Уайльд ведь их такими и написал, и Юрий Маковский продолжает избегать соблазна давать роли в своих спектаклях исключительно опытным мастерам. Сюжет от этого только в выигрыше - право, в устах тридцатилетних речи о бесконечной любви, верности, пылких страстях, соответствии идеалам выглядят убедительнее.

Именно эта пьеса Оскара Уайльда, кажется, пользовалась едва ли не большей востребованностью в кино, нежели в театре. И все же ее не назовешь широко известной, поэтому позволительно напомнить читателю детали сюжета.

Мирную жизнь идеальной английской семьи Чилтернов нарушает приезд в Лондон известной авантюристки Лоры Чивли. Она шантажирует Роберта Чилтерна, влиятельного политика - он должен публично поддержать сомнительную сделку, которая принесет Чивли и ее союзникам немалый барыш. Взамен ему обещано неразглашение информации о бесчестном поступке, который сэр Роберт совершил в молодости. Отчаявшийся герой обращается к своему другу лорду Горингу, который когда-то был влюблен в миссис Чивли...

Сценографическое решение принадлежит московскому художнику Анастасии Глебовой. И оно, необычное, эффектное, стало одной из главных удач спектакля. Пространство помещено под огромную стилизованную люстру - сверкая длинной сияющей бахромой то ярче, то более тускло, она придает действию атмосферу вечного праздника. Вечного бала, где разодетые уайльдовские персонажи двигаются в непрекращающемся ритмичном танце. Двигаются без особенного огня, но стройно и стильно - вполне в духе сдержанных британцев (балетмейстер Александр Малахов).

Спектакль идет динамично и пролетает менее чем за два часа сценического времени. «Салонная комедия» - так характеризует свой новый спектакль Юрий Маковский. И, действительно, все здесь, кажется, не всерьез и не взаправду - легко, весело, изящно. Будто тон всему задают не главные участники сюжета, а появляющиеся в пьесе первыми миссис Марчмонт и графиня Бэзилдон - разряженные в пух и прах светские щебетуньи. Они глуповаты, болтливы, но как же обаятельно сыграны Анной Лего и Татьяной Макаровой!

Эту заданную легкость мало нарушает даже появление той самой миссис Чивли (Оксана Катанская). И, кажется, сделано это сознательно: актриса так и не уходит в хоть сколько-нибудь серьезный драматизм, изящно балансируя на его грани. Даже в сцене с Горингом, когда все поставлено на карту, когда отбирают главный козырь, игра не перестает быть игрой.

Впрочем, при всем этом в Лоре Чивли, какой ее рисует Оксана Катанская, достает и решительности, и цинизма, и того женского очарования, перед которым не мог устоять ни лорд Горинг, ни барон Арнгейм, мимоходом упомянутый в пьесе как главный покровитель прелестницы. Чивли-Катанскую ничто не может смутить и раздавить. И кажется, что за финалом пьесы нас снова ждет новая интрига. Анастасия Глебова, которой принадлежит замысел не только декораций, но и костюмов, одела главную роковую женщину спектакля исключительно в красное. И эти платья, как и сама Чивли, кажется, еще чуть-чуть - и скатятся в пошлость, в кафешантан, но... остаются на той же тонкой грани.

Роберт Чилтерн в трактовке режиссера получился очень эмоциональным, даже несколько невротичным. Это необычно как для актера Ильи Васильева, которого зрители привыкли видеть в более сдержанных ролях, так и для самого героя. В нем нет ни капли деланной степенности, присущей «государственному мужу», это живой человек, то вымаливающий прощение у жены, то в отчаянии бросающийся в объятия друга. Вряд ли Роберт - идеальный муж, но идеалистичный - бесспорно. Впрочем, еще интереснее наблюдать за тем, как переживает события его супруга, которую играет Валерия Ерошенко.

Ее леди Чилтерн - безоглядно любящая мужа женщина, которой, кажется, легче пережить супружескую измену, чем измену дорогого человека своим идеалам. Есть несколько моментов, когда актриса буквально прожигает своей искренностью зал, но остается в этом очень негромкой и камерной. Сам ее облик авторы спектакля противопоставляют внешности Чивли - струящиеся, сдержанных цветов одеяния против яркого оперения, невысокая хрупкая фигурка против вызывающей женской стати.

Чета Чилтернов будто боится выйти за созданный ими самими интимный круг, проверенный сценарий, где нет места ни плохим поступкам, ни плохим мыслям. Роберт-Васильев потому так и страшится разоблачения, поскольку знает - для жены он существует лишь «идеальным мужем». Но жизнь сложнее и многообразнее глянцевой картинки тщательно выстроенного благополучия.

Продолжая разговор об искренности, нельзя не отметить Наталью Ткаченко, которой досталась роль Мейбл Чилтерн, сестры героя. Ее игра делает этот персонаж отнюдь не проходным: так живо передает молодая актриса перепады настроения юной и влюбленной Мейбл, так эмоционально реагирует на любые появления Горинга.

А самого лорда, который играет в сюжете важнейшую роль, зрители увидят в исполнении двух артистов - Романа Рощина и Сергея Штатнова. И Горинги получились у них настолько разными, насколько это возможно. У Рощина он - вчерашний мальчишка, честный, бесхитростный, но немного запутавшийся в своих личных отношениях с друзьями и женщинами. У Штатнова скорее - баловень судьбы, уверенный в своей неотразимости. Слегка ленив, слегка необязателен - но все прощается завсегдатаю светских вечеринок.

Для одного из диалогов Чилтерна и Горинга постановщик выстроил любопытную мизансцену: действие переносится из роскошных гостиных на берег реки. Два друга, беседуя, бросают камешки в воду. Звук плеска воды всегда неслучаен, отражает реплики то одного, то другого и еще больше оттеняет эффектность текста Уайльда. Вообще, если говорить о звуковом и музыкальном оформлении спектакля, оно придумано самим режиссером - и придумано с большим вкусом.

В «Идеальном муже» можно увидеть не только молодежь, а и признанных звезд белгородской труппы - заслуженных артистов России Оксану Бгавину (леди Маркби) и Виталия Бгавина (граф Кавершем).

Появление Кавершема моментально придает действию вес и объем. Далеко не всем участникам спектакля удается пока органично произносить уникальный уайльдовский текст, и в этом отношении Бгавин солирует среди других артистов. А Оксана Бгавина так увлеченно, по-настоящему азартно играет свою Маркби! Она предстает отнюдь не сплетничающей старушкой, а эффектной дамой в ярко-зеленом одеянии, поминутно заливающуюся хохотом.

Юрия Маковского в «Идеальном муже» мало интересуют политические и этические проблемы, которые легко можно было бы выпустить на первый план, имея под рукой текст, усыпанный блестящей сатирой в отношении сильных мира сего. Задачей было создать спектакль о любви и ревности, о флирте и изменах, о мужской дружбе и женском соперничестве, и все это - на фоне светских приемов и остроумных диалогов. Такой коктейль, без сомнения, будет пьянить зрителя. Осталось дождаться октябрьской премьеры.

 

Фото автора

Фотогалерея