Непредсказуемая / Римма Павловна Кречетова (Москва)

Выпуск №1-231/2020, Лица

Непредсказуемая / Римма Павловна Кречетова (Москва)

В той или иной реакции Риммы Павловны Кречетовой на спектакль, фильм, пьесу, на новое музыкальное явление предсказуемо только одно - непредсказуемость. Самое удивительное, что можно сколь угодно не соглашаться с ее позицией, но нельзя не уважать ее доводы и логику. Непредсказуемый взгляд Кречетовой - всегда аргументирован...

С момента нашего знакомства прошло 35 лет. Внушительный срок. Маленький юбилей на фоне большого юбилея Риммы Павловны. Хотя, разумеется, множество ныне здравствующих деятелей театра знают ее и восхищаются ее талантом намного дольше.

Мне было 25, когда мы впервые оказались в совместной командировке на сборе лаборатории драматургов и режиссеров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Римма Павловна поразила своей открытостью, готовностью разглядеть новый талант. Есть такое понятие - «свежая голова», когда для решения какой-либо задачи привлекают не погруженного в проблему человека. Римма Кречетова, будучи признанным ведущим театральным критиком, глубинно знающим театр изнутри, каждый раз на обсуждениях новой пьесы или ее лабораторного показа, будь это в Сибири, или на семинаре «Авторская сцена» в Щелыкове (а затем в самых различных театрах России), оказывалась той самой «свежей головой». Она без всякого дидактизма давала урок непредвзятости. Лично я этому ценнейшему качеству учился (не знаю, насколько успешно) именно у нее.

Давным-давно, когда Союз театральных деятелей был еще Всероссийским театральным обществом, Кабинет драматических театров проводил общественный Совет на тему «Судьба не поставленной пьесы». Я очень хорошо помню Римму Павловну, стоявшую на сцене еще не сгоревшего Дома Актера и державшую в руках потрепанный экземпляр пьесы одного из молодых авторов. Тогда речь шла о драматически непересекающихся путях развития театра и новой драматургии. Римма Павловна - одна из тех, кто упорно сближал эти пути. Она деятельно приближала то время, когда число драматургических лабораторий и конкурсов стало измеряться десятками, когда, наконец, появились профессиональные сценические площадки, на которых зажила и, можно сказать, окрепла современная драматургия.

Вместе с Риммой Кречетовой в 90-х годах прошлого века мне довелось поработать в жюри крупнейшего в то время Всероссийского фестиваля театров, где играют дети, «Калужские театральные каникулы». Римма Павловна при абсолютной доброжелательности, вносила в атмосферу фестиваля ту степень профессиональной серьезности, которая буквально притягивала к ней режиссеров и педагогов. Они замирали, слушая ее разборы на обсуждениях. Ее суждения, вне зависимости от того, был ли их предметом любительский или профессиональный театр, никогда не замыкались только на «материи» спектакля, казалось, они были направлены в саму жизнь. Было ощущение, что живая реальность, мир, в котором мы существуем, становился объектом ее размышлений.

Римма Кречетова обладает даром глубокого театрального писателя. Он проявляется и в ее многочисленных статьях, касаются ли они значимых проблем современного театра, или просто конкретного спектакля, и, разумеется, в ее книгах. А в них - осмысление крупнейших явлений и персоналий театральной истории, таких, как Юрий Любимов, Давид Боровский, Владимир Высоцкий... А что уж говорить о Станиславском, о котором Римма Кречетова написала книгу в серии «Жизнь замечательных людей»! И тут, конечно, дух революционных театральных открытий Станиславского оказался созвучен характеру самого автора, эмоционально погружающегося в новые законы сценической реальности. И при этом Римма Павловна остается проницательным аналитиком, я бы сказал, театральным философом. Каждая из ее книг становится событием в театроведении - их обсуждают, восхищаются энергией мысли, страстностью в отстаивании своей позиции и вместе с тем системностью подхода к той или иной теме или проблеме. Вот и сейчас Римма Павловна пишет новую книгу и продолжает работать в Театральном музее им. А.А. Бахрушина, в мемориальной мастерской Давида Боровского.

Римма Кречетова - несомненно, отважный человек. Я знаю еще некоторых (совсем немного) театральных критиков, которые решались попробовать себя в другой профессии - режиссуре. Еще меньше тех, кто, уйдя из критики, в режиссуре остался. Поставив два спектакля в Эстонии, Римма Павловна театральной критике не изменила, но сменив на время роль теоретика на роль практика, она получила бесценный опыт для реализации себя в своей основной профессии. А какие это были две пьесы! «Гамлет» - не больше и не меньше! А вторая - «Высшая мера» Владимира Арро - одного из лидеров тогдашней новой волны в современной драматургии.

Думаю, что не ошибусь, если предположу, что круг общения Риммы Павловны весьма широк. Римма Павловна - удивительная увлекающаяся натура. Одно из подтверждений тому - ее пристрастие к питерской музыкальной группе Billy's Band, посещение ее концертов в клубах, дружба с ее основателем Билли Новиком. Отзывчивость на талант - одно из главных душевных свойств Риммы Павловны. Проводить время в ее компании - это особенное удовольствие, а уж если это происходит за какой-нибудь хорошей бутылочкой - такие беседы вдвойне ценны. Их темы могут быть самыми разнообразными и выходить за пределы театральных сфер - от глобальных социальных проблем до достоинств определенных сортов грузинских вин или шотландского виски. Вообще, Римму Павловну отличает не только любовь к театру, но и к жизни как таковой. А доля здорового гедонизма придает ей дополнительное очарование.

Дорогая Римма Павловна! С юбилеем! С удовольствием поднимаю бокал за ваш вдохновляющий талант и ваше здоровье!


Фото с официального сайта Государственного центрального

театрального музея им. А.А. Бахрушина

Фотогалерея