Жажда творить / Наталья Ступина (Жуковский)

Выпуск №1-231/2020, Лица

Жажда творить / Наталья Ступина (Жуковский)

Наталья Николаевна Ступина служит искусству более 55 лет, из них почти 36 она - художественный руководитель театра «Стрела» в городе Жуковском Московской области. Родилась в Егорьевске. Всегда была пытливой и неугомонной девчонкой. Никогда не хотела быть актрисой. Хотела быть режиссером. В 1973-м окончила режиссерский факультет Театрального института имени Б.В. Щукина. Училась у самого Бориса Захавы. За спиной у Натальи Николаевны педагогическая деятельность в детских театральных студиях, работа на киностудии документальных фильмов при Министерстве обороны, театральные постановки в России и Молдове, активная деятельность в СТД, участие и победы на международных театральных фестивалях, проведение режиссерских лабораторий и т.д. Говоря языком современной журналистики, у Натальи Ступиной - богатый бэкграунд. И самое главное детище - театр «Стрела».

Обладая высоким мастерством, энергичным характером и лидерскими качествами, она создала в городе авиационной науки профессиональный творческий коллектив, который играет важную роль в организации культурного пространства. За 36 театральных сезонов поставлено более ста спектаклей. Благодаря Наталье Николаевне коллектив театра хранит лучшие традиции русской театральной школы. В каждой постановке, будь то психологическая драма, легкий водевиль, детская сказка, главный режиссер, следуя завету Вахтангова, стремится вскрыть глубину содержания и найти яркую форму для ее воплощения.

Спектакли для детей в «Стреле» - подобны витаминам для организма, они стали необходимостью для проведения досуга маленьких зрителей. На спектаклях «Кошкин дом», «Кот в сапогах», «Теремок», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Морозко», «Муха-цокотуха», «Аленький цветочек» - аншлаги. Не секрет, что эти сценические сказки словно островки русской культуры среди диснеевского информационного переполнения. Родители юных зрителей Жуковского это очень хорошо понимают, многие из них сами выросли на сказках родного театра и способны оценить их значение. К постановке детских спектаклей в жуковском театре относятся более чем ответственно. Результат - победы на международных фестивалях, из последних - «Что за прелесть эти сказки!» (Саров, Нижегородской области, 2015, 2017), «Театральные ассамблеи» (Балашиха, Московской области, 2018, 2019) и другие.

Репертуарный список главного режиссера театра «Стрела» едва ли уместится в рамках одной статьи. Когда коллектив был еще студией в 80-е годы, руководительница уже считала необходимым воспитывать студийцев на хорошей отечественной драматургии: А. Володин «Две стрелы», М. Рощин «Валентин и Валентина», А. Гельман «Наедине со всеми». Сейчас эти постановки и увлекательные занятия с удовольствием и благодарностью вспоминают те, кто прошел с Натальей Николаевной большой творческий путь и остался работать в театре. У худрука в формировании репертуара предпочтение отдается классике, как русской, так и зарубежной, хотя современная драматургия тоже не обделялась никогда вниманием. В списке постановок «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, «Лекарь поневоле» Мольера, «Беда от нежного сердца» Вл. Соллогуба, «Отель двух миров» Эм. Шмитта... Режиссер Наталья Ступина увлечена инсценировками прозы. Зрители театра «Стрела» любят спектакли по прозе А.П. ЧеховаКаштанка», «Прошлым летом на дачах»), Ю. НагибинаЗаступница»). Проза, с одной стороны, дает большие возможности для сценического воплощения, наделяя свободой режиссера в интерпретации текста. С другой - существует проблема превращения прозаического текста в драматургию. Из года в год Наталья Николаевна проводит лаборатории от СТД для молодых режиссеров, где одной из главных тем является инсценировка прозы. В нечитающий век Наталья Ступина успевает очень много читать, работать с текстами, писать инсценировки.

Ступина - режиссер «театра для людей». Ей важен зритель, она готова идти в ногу со временем, в равной степени заботясь о продвижении, популярности коллектива. Но самое главное в том, что она - представитель театра глубинного, психологического, где правит хороший вкус, где все оправданно, откуда зритель уходит эмоционально и интеллектуально разбуженный. Театр Ступиной - это театр воспитывающий, радующий, образовывающий, театр мастера, учителя, мыслителя, строителя сооружения, в котором на вершине стоит актер. Мы привыкли, что театральная метафорическая лексика совпадает со строительной: говорим «выстраивание действия», «актерская пристройка» и т. д. В спектакле Ступиной «кирпичики» хорошо сложены, такую постройку, или конструкцию критики называют крепкой режиссурой, потому что в ней продумано каждое слово и жест, точно простроено действие, причинно-следственные связи убедительно отражены в линиях персонажей.

Наталья Николаевна находит у авторов ценностно-смысловые мотивы, созвучные нашему времени. Поэтому классика в ее сценических историях звучит современно. У автора Ступина старается вытащить все смыслы, докопаться до главного, укрупнить деталь. Погружаясь сама, она погружает актеров в мир драматурга, заставляет исполнителя существовать на уровне психологии и физиологии героя, даже вне репетиционного времени. Она готова два года работать над серьезной постановкой, параллельно ставя что-то другое, легкое и искрометное. Главная цель - поиск. Почти научный. Чем значительнее автор, тем глубже поиск идейного содержания его произведения и длительнее работа над соответствующей формой. Так она работает над Чеховым и Горьким. Ее режиссерский замысел становится ключом к авторской идее текста. Новый поворот в работе над спектаклем в какой-либо сцене, любое изменение много раз проверяется на своих зрителях. У Натальи Николаевны существует практика показа отдельных сцен актерам, не занятым в данном спектакле, и другим работникам театра. Экспериментируя, режиссер постоянно проверяет отрепетированные картины на зрителях, которым доверяет. Режиссер чуткий, привыкший слушать и слышать. Так кропотливо и скрупулезно она работала над трепетной чеховской «Чайкой», делала фееричную «Ночь перед Рождеством» Гоголя, создавала вселенскую «Вассу» (первый вариант) Горького.

Во время подготовки спектакля «Золочёные лбы» Б. Шергина Наталья Ступина углубилась в изучение культуры русского Севера на уровне ученого, исследующего фольклор. В свое время уникальный фольклорный спектакль-притча, получивший много наград на различных фестивалях, в том числе и за границей, прославил не только театр, но и наукоград Жуковский. Да и саму Россию, расширяя русское культурное поле за рубежом. Труппа «Стрелы» успешно совершила гастрольно-фестивальные поездки и на Запад (Франция, Испания, Ирландия, Литва, Латвия, Дания, Венгрия, Украина) и на Восток (Египет, Тунис, Южная Корея).

Режиссер «Стрелы» любит экспериментировать с пространством, превращая все помещения в сценические. Так родился «спектакль-путешествие». Это «Последняя жертва» А.Н. Островского. Зрители были то «в гостях» у купца Флора Федулыча, то в комнате Юлии Павловны, то в трактире в атмосфере цыганского романса, становясь соучастниками действия.

Благодаря огромным усилиям Натальи Николаевны и всей ее команды появилось больше возможностей для воплощения новых творческих идей: недавно завершился капитальный ремонт и реставрация здания театра. Теперь прекрасный в стиле неоклассицизма дом с колоннами и парадным подъездом выглядит светлым и обновленным и, как нельзя лучше, соответствует уровню коллектива, духу театра.

У Натальи Николаевны есть особый дар - убеждать других. Это дает ей возможность работать с чиновниками, с производственными и коммерческими организациями, не занимающимися творчеством. Харизма художественного руководителя, неутомимая энергия заставляют следовать за ней в ее начинаниях даже тех, кто далек от театра. Потому что приходит понимание, что театр - вещь необходимая. Эти черты характера помогают Наталье Николаевне работать и с актерами, и со всем творческим и административным составом, ставить качественные спектакли, от которых, без преувеличений, зритель в восторге. Постановки убеждают, волнуют, тревожат и радуют, а значит, обогащают жизнь человеческого духа.

Наталья Николаевна воспитала не одно поколение хороших профессиональных актеров и прекрасных добрых людей, которые занимались у нее когда-то. Она научила их вникать в художественные произведения, привила любовь к театру. До сих пор получает письма от тех, кто ей благодарен за воспитание души. Вдвойне ценно, что в наш непишущий, информативный век бывшие воспитанники Натальи Ступиной, которым 50-60 лет, находят время и желание писать своему педагогу. Пишут из Израиля, Австралии, других стран. Пишут со словами благодарности за ту важную роль, которую она сыграла в их судьбе.

В 2019 году коллективу театра «Стрела» исполнилось 35 лет. Есть те, кто с детской студии воспитывались Натальей Николаевной, закончили ГИТИС, остались в театре. Есть и те, кто в разное время приехал, чтобы быть ближе к Москве, но жуковский театр стал для них родным домом. Все актеры имеют высшее театральное образование. Все продолжают на спектаклях, на тренингах, во время общения учиться у Натальи Николаевны. Она - глава одной большой семьи, называющейся театр «Стрела».

Наталья Николаевна, как почти каждая женщина, не любит говорить о возрасте. В свой юбилей она считает значимой для себя другую дату - 55 лет творческой деятельности. Ей и нам, ее сотрудникам и единомышленникам, важно осознавать, что больше полувека она созидает, оставляя за собой шлейф настоящих сценических полотен, что создала из любительской студии профессиональный муниципальный театр. У Натальи Николаевны много различных заслуг в области культуры перед Отечеством, солидных наград, звание «Заслуженный работник культуры РФ». Но как истинный художник и ценитель редкого, единичного, она предпочитает говорить о другой награде, эксклюзивной, являясь одной из немногих ее обладателей. Общественная организация «Международная академия наук о природе и обществе» в 2003 году наградила Наталью Николаевну Ступину памятной медалью Академии «За развитие культуры и искусства».

Достигнув солидного возраста, Наталья Николаевна легка на подъем, многие молодые позавидуют ее отличной памяти, цепкому вниманию, она спешит быть в курсе всего, что связано с культурой. Она смотрит спектакли других режиссеров. Сейчас готовит две премьеры. Впереди у нее еще много проектов. Жажда познания, жажда воплощения, жажда творить для людей - в этом вся Наталья Ступина.

Наталья МАЛАХОВСКАЯ



Каждое утро, просыпаясь, я вижу прекрасную картину «Пионы», и мне становится радостно, и я думаю, что жизнь - прекрасна, и что я люблю театр! Потому что автор картины - режиссер Наташа Ступина

Наталья Николаевна Ступина - удивительный человек! Прелестная, изящная, элегантная женщина. Держится всегда достойно, сдержанно, но приветливо. Лишена суеты и подобострастия. Образована и иронична.

Она - «мать-создательница» театра «Стрела» в Жуковском. Я всегда удивляюсь, как это она, нежная и хрупкая, руководит большим коллективом, выступает на серьезных совещаниях в городе, стоит насмерть, если вопрос касается ее театра, - и выигрывает!

Ее режиссура, высказывания в спектаклях близки мне, потому что ее волнует прежде всего человек, а не собственные режиссерские изыскания. В этом она близка своим учителям, особенно, Сергею Женовачу, в лаборатории которого они много общались, что повлияло и влияет до сих пор на ее творчество. 

Сегодня Наталья Николаевна - Мастер режиссуры, и наступил естественный момент, когда она может, хочет и должна делиться всем тем, что умеет. И Наталья Ступина делает это блестяще. Уже много лет она проводит лаборатории для режиссеров и актеров в городе Архангельске, которые организовывает Кабинет драматических театров СТД РФ. Из очень локального семинара эти встречи превратились в чрезвычайно важные для творческих людей Архангельской лаборатории. И я точно знаю, что конкретная польза от ее работы во много раз больше, чем от некоторых очень знаменитых руководителей. 

Дорогая Наталья Николаевна! Искренне считаю, что это большое счастье - знакомство, общение, творчество с Вами! Пожалуйста, не останавливайтесь, ставьте спектакли, пишите картины, делитесь своим мастерством с молодыми. Общайтесь, высказывайтесь о спектаклях, художественных выставках и просто беседуйте о жизни! Вам есть, чем делиться! Я Вас очень люблю и восхищаюсь Вами!

Ваша Марина КОРЧАК


Фотогалерея