Встречи в пути / Владимир Андреев

Выпуск №1-231/2020, Лица

Встречи в пути / Владимир Андреев

«Андрей Михайлович Лобанов говорил: если бы когда-нибудь какой-нибудь актер смог бы поведать зрителям через роль все про себя, это было бы гениально. Если бы режиссер, ставя спектакль, пропускал все через себя, творил, идя от собственного сердца и собственных чувств, это было бы грандиозно. Всегда нужно быть откровенным и честным со своим зрителем, если, конечно, материал роли или пьесы позволяет тебе это делать. Я не прошу зрителей, чтобы они меня поняли, но потаенно взращиваю в них желание понять и почувствовать меня, поверить в искренность моего существования на сцене. Есть такое выражение: «Чувствуете ли вы так, как чувствую я?» Не знаю, насколько мне это удается, но иногда я верю, что это получается», - говорил Владимир Алексеевич Андреев в одном из интервью...


Народный артист СССР, лауреат множества премий, профессор ГИТИСа, президент Ермоловского театра...

Владимиру Андрееву 90. Трудно в это поверить, когда смотришь на него на сцене, когда общаешься вне театра - это бесценные мгновения подлинного счастья узнавания, познания, бесконечной мудрости, обаяния, острого ума, иронии и самоиронии, мастерства и любви к делу всей его жизни - театру; к людям, которые так же верно и преданно ему служат; к воспоминаниям, которые так важны для каждого, особенно, если люди, встретившиеся на пути, определили судьбу: Варвара Рыжова, Андрей Гончаров, Леонид Зорин, Давид Самойлов, Михаил Светлов, Александр Вампилов, Всеволод Якут, Иван Соловьев... Эти имена Владимир Алексеевич часто вспоминает. Есть и другие, их бесчисленное множество, о каждом он рассказывает в таких подробностях, как будто встречался с ними вчера.

Но есть имя, стоящее для Владимира Алексеевича особняком: Андрей Михайлович Лобанов. Незаслуженно забытый «преждевременный режиссер», учитель Гончарова и Товстоногова, который в послевоенные годы, задолго до «Современника», до Ефремова, до «шестидесятников» открывал новую эру русского театра, возвращая на сцену правду, увлекая своих артистов интересом и зоркостью к жизни, к ее конкретности, требуя от них повышенного градуса искренности, воплощения себя в образе. Андреев каждым словом, каждой мыслью через подробное существование на сцене ярко, открыто и безоглядно раскрывает собственную душу через душу роли.

Ученик не повторяет в творчестве своего Учителя, да это и не нужно. Это имя для него - камертон верности мысли, человечности, порядочности. Лобанов в Андрееве продолжает просто быть - в творчестве, в работе со студентами, в жизни.

... Из глубины сцены, напевая, легкой походкой спускается человек. Точно прицеливаясь, он кидает ключи на письменный стол. По всему облику видно, что пришел хозяин домой навеселе. Уж очень свободны его движения. Он подходит к граммофону, стоящему в углу, целует его, включает пластинку с веселой одесской песенкой. Потирает руки, одобрительно оглядывается. Опирается на стол, снова оглядывается, смотрит на часы, висящие на цепочке. Убирает их в карман. Проходит в комнату, огибает стол, подходит к дивану. Поправляет подушки, одновременно ведет диалог с исполнителем звучащей песенки. Садится на диван, протягивает руку, чтобы снять ботинок, но передумывает. Вместо этого развязывает галстук...

Этот герой - Андрей Николаевич Дорогин, персонаж пьесы Леонида Зорина «Пропавший сюжет». Таким увидел этого человека Владимир Алексеевич Андреев. А я таким впервые увидела его на сцене и «пропала»: для меня это было совершенным потрясением актерского существования на сцене. Как он это делает?!

После этого были пересмотрены все спектакли с участием Владимира Алексеевича, у меня появилась возможность присутствовать на его репетициях. Ермоловский театр стал моим навсегда. Но я до сих пор, спустя уже много лет, до сих пор не понимаю: КАК он это делает? Его игра не дает порой эффектных пластических решений и подчеркнуто педалируемых интонаций, которые так легко можно было бы описать. Невозможно заметить, какой ворожбой переходит к зрителю тайное волнение артиста и легко, властно ведет только ему известной логикой чувств. Он может просто читать стихи, а весь зал - шмыгать носами и хвататься за платки.

Лицо актера - его судьба. В облике Андреева поражает его удивительная интеллигентность, поразительное актерское, человеческое и мужское обаяние. Он в полной мере обладает теми качествами, которые сегодня оказываются бесценными: порядочность, доброта, милосердие. Такой человек не может быть злым. Андреев всегда готов понять и простить. В нашем страшном мире, когда насилие и жестокость воспринимаются как норма, когда стремительный темп жизни не дает времени на передышку, лишая возможности остановиться и осмотреться вокруг, актер продолжает говорить со сцены о вечных, непреходящих ценностях бытия.

А какие у Андреева прекрасные выразительные руки! Их движения - отдельный рассказ, ведь каждое из них - еще один штрих образа, подсказка, неукротимый творческий полет. Они как бы дополняют, рисуют, объясняют и, наконец, завораживают.

Его слушают затаив дыхание. А как он умеет молчать на сцене!

Его встречают и провожают аплодисментами не за почтение к возрасту, а преклоняясь перед мастерством.

70 лет с небольшим перерывом - в Театре имени М.Н. Ермоловой. 50 лет преподавания на актерском факультете ГИТИСа. Сотни ролей, поставленных спектаклей, снятых телевизионных постановок, десятки фильмов, огромное количество учеников: Виктор Раков, Марина Дюжева, Кристина Орбакайте, Виктор Евграфов, Владимир Зайцев, Николай Токарев, Борис Миронов, Евгений Каменькович, многие другие.

Десятиклассник АлешкаВ добрый час») и Володя Вечно живые») В. Розова, Алексей С новым счастьем» М. Светлова), Шурка ЗайцевСтарые друзья» Л. Малюгина), РоббиТри товарища» Э.-М. Ремарка), РоуландУкрощение укротителя» Дж. Флетчера), АттилиоСуббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо), Глеб КосмачевГлеб Космачев» М. Шатрова), Голубков Бег» М. Булгакова), Лейтенант Шмидт (документальная драма с одноименным названием), ВасильковБешеные деньги» А.Н. Островского), ЗиловУтиная охота» А. Вампилова), Дядя Ваня в пьесе А.П. Чехова, Король Англии Генри II ПлантагенетЛев Зимой» Дж. Голдмена), Царь Максимилиан в пьесе А. Ремезова, стареющий Д'Артаньян в спектакле по произведению Е. Евтушенко...

Фильмы «Ночной патруль», «Жестокость», «Доброе утро», «Аттестат зрелости», «Человек родился», «Калиф-аист», Царь Салтан в одноименном фильме-сказке Александра Птушко, «Три дня вне закона», «Ультиматум», «На полпути в Париж», «Принцесса цирка», «Сволочи»...

Владимир Алексеевич и сегодня продолжает выходить на родную ермоловскую сцену. Почти 15 лет он играет 80-летнего Сэма в «Фотофинише» П. Устинова. Я знаю, что многие смотрели этот спектакль по много раз, приводят на него родителей, друзей, гостей из других городов...

В его актерских работах есть та наполненность внутренним содержанием, тщательная и любовная отделка характера, совпадение сущности образа с его человеческой индивидуальностью, которые отличали работы великих мастеров. Он навсегда усвоил уроки своего учителя А.М. Лобанова, учившего мыслить образами, стремиться к прекрасному, уважать это прекрасное, не подменять подлинную идейность мнимой.

Каждым словом, каждой мыслью через подробное существование на сцене ярко, открыто и безоглядно актер раскрывает собственную душу через душу роли. Он настаивает на уникальности повседневного человека, важности обыденного. Он не дистанцируется от персонажа, а находит его в себе, показывает натурального человека, который осознал ценность себя не придуманного.

Андреев любит и хорошо знает поэзию. В спектакле «Из пустоты... (Восемь поэтов)» он неповторимо читает стихи И. Бунина, а его чтецкая программа «Любовь моя и молодость моя» - это бесценный подарок всем зрителям Ермоловского театра. Б. Пастернак, Я. Смеляков, В. Луговской, Н. Рубцов, А.С. Пушкин, Д. Самойлов, И. Бунин, М. Светлов, В. Гафт... Это далеко не полный перечень авторов, чьи стихи звучат в его исполнении.

Андрееву всегда было необходимо поведать о чем-то главном из области человеческих чувств, услышать то, что волнует сегодня. Ему важно, чтобы написанный когда-то текст говорил о том, что происходит, что интересует и волнует современное общество, каждого отдельного человека.

Жаль, что многие спектакли остались только в истории и их нельзя посмотреть. Его роли - легенда. Но то первое невыразимое ощущение от его Дорогина в «Пропавшем сюжете» навсегда со мной. Приходите в Театр имени М.Н. Ермоловой на спектакли с участием Владимира Алексеевича, и вы все увидите сами.

Верно и преданно служить - этому научил меня он. И, уверена, его мысли о театре, понимание себя во времени и времени в себе позволили ему совершить уникальный поступок: в 2012 году добровольно отказаться от руководства театром, пригласив занять пост художественного руководителя народного артиста России Олега Меньшикова. Теперь Владимир Алексеевич - почетный Президент театра.

Хочется еще раз процитировать Андреева: «Идет время, требующее оправдания седины и эстетики морщин, приходят молодые, доказывая свое право на поиск...

Театр остается с нами!»


P.S. Журнал готовился к выпуску, когда 29 августа пришла горькая весть: Владимир Алексеевич Андреев скончался.

Будем любить и помнить...

Фотогалерея