Умер Николай Губенко (Москва)

Выпуск №1-231/2020, Скорбная весть

Умер Николай Губенко (Москва)

16 августа, накануне своего 79-го дня рождения, ушел из жизни народный артист РФ Николай Николаевич ГУБЕНКО, один из самых известных артистов и режиссеров театра и кино, художественный руководитель созданного им театра «Содружество актеров Таганки».

Известность пришла к Николаю Губенко рано - когда, будучи студентом второго курса ВГИКа, он снялся в культовом фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича». После этой ленты и дипломного спектакля «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта, в котором он сыграл главную роль, его заметил Юрий Петрович Любимов и пригласил в труппу Театра на Таганке, еще только начинавшего свой звездный путь в первой половине 60-х.

В Театре на Таганке, слава которого росла и распространялась слухами едва ли не по всему миру, Николай Губенко сыграл поистине выдающиеся роли: Летчика в «Добром человеке из Сезуана» Брехта, Керенского в «Десяти днях, которые потрясли мир» по мотивам книги Джона Рида, Пугачева в спектакле по поэме Сергея Есенина, Печорина в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, Годунова в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина и многие другие. В 1968 году Губенко ушел из театра, чтобы продолжить образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров ВГИКа.

И на этом поприще слава Николая Губенко возросла, заставив критиков и зрителей глубоко переживать снятые им ленты, большинство которых - по собственному сценарию: правда, первой его работой в кинематографе стал фильм «Пришел солдат с фронта» по сценарию его однокурсника Василия Шукшина, а уже затем Николай Николаевич начал писать сам, как он говорил, «основываясь на личном опыте - на том, что досконально изучил и прочувствовал». Слово «прочувствовал» - главное. В фильмах Николая Губенко это чувство словно перетекает с экрана в аудиторию, будь то зал кинотеатра или экран домашнего телевизора. И зрители не просто впитывают эти чувства, а как будто уплывают в атмосферу своего собственного бытия. Что и было всегда присуще лучшим фильмам советской эпохи...

«Если хочешь быть счастливым» (1974), «Подранки» (1976), «Из жизни отдыхающих» (1980), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1983), «Запретная зона» (1988). А его известными работами как артиста кино стали Василий БлюхерПароль не нужен»), лейтенант ГолощёковОни сражались за Родину»), Сергей УваровПрошу слова»)...

В 1980 году по просьбе Юрия Любимова Губенко вернулся в труппу Театра на Таганке. После отъезда в 1983-м Любимова из СССР включился в борьбу за возвращение режиссера в страну. В марте 1987 года, после смерти Анатолия Эфроса, возглавлявшего театр вместо Любимова, худсовет единогласно избрал Губенко новым руководителем. Эту должность он покинул в ноябре 1989 года, когда был назначен на пост министра культуры СССР, оставшись при этом в труппе театра.

Много всего разного выпало на долю Николая Николаевича Губенко. Он с гордостью говорил о том, что первым советским министром культуры был Луначарский, а последним - Губенко. Так замкнулась цепь, но не для него, человека твердых, хотя мгновенно вышедших из употребления понятий, ставших для большинства знаком преодоленного коммунистического прошлого, а для Губенко оставшихся знаком гуманности, идеалов, справедливости. Он долгие годы был депутатом Государственном думы РФ, депутатом Московской городской думы, чиновником не по определению и званию - по убеждениям, по стремлению хоть что-то изменить.

В начале 1990-х, после возвращения Юрия Любимова в театр, в коллективе сложилась конфликтная ситуация. В итоге в 1993 году 36 ведущих актеров труппы ушли, чтобы вместе с Николаем Губенко организовать «Содружество актеров Таганки». На этих подмостках Николай Николаевич поставил «Белые столбы» по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина (1994), «Четыре тоста за Победу» (1995), «ВВС (Высоцкий Владимир Семенович)» (1998), «Афган» (1999), привлек к работе молодых режиссеров.

Сказанное Николаем Николаевичем Губенко в одном из давних интервью, сегодня, после его ухода, для многих прозвучит как завещание: «Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас все больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, - страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос... Это национальная трагедия. Похоже, власть не отдает себе отчета в том, что вопросы морали, социального благоразумия, совести, этики - производные от культуры.

...Опыт последних десятилетий заставляет сделать тяжелый вывод: разрушение русской культуры стало системным. Оно не сводится к частным утратам и повреждениям. Смысл его - развал мировоззренческой основы русского народа. Наша культура - объект войны. Вот и получается, что в юбилей А.С. Пушкина один студент на вопрос: «Что для вас значит Пушкин?» - ответил: «Он сегодня неактуален. На нем не заработаешь».

Будем помнить...

Фото GlobalLookPress


Фотогалерея