Демиург в отражении / Иван Шевелев (Киров)

Выпуск №2-232/2020, Лица

Демиург в отражении / Иван Шевелев (Киров)

В Кировский драматический театр Иван Шевелев пришел уже сформировавшимся артистом с немалым творческим багажом. Сахалин, Астрахань, Арзамас... Приходилось много и плотно трудиться. С первых ролей в Кирове Иван «взял публику» своей искренностью и притягательной сценической хрупкостью.

Умение показать такую уязвимость, оголенность нерва, тонкие эмоциональные переходы стало отличительной чертой артиста. Зрители помнят его роли в спектаклях «Поздняя любовь» по А.Н. Островскому (Николай Шаблов), «Красное и черное» по роману Стендаля (Жюльен Сорель), «Соловьиная ночь» В. Ежова (Петр Бородин), из недавних - Несчастливцев в спектакле «Лес» А.Н. Островского и Бусыгин в «Старшем сыне» А. Вампилова. Лирический герой Ивана - угасающий и воскресающий через любовь человек, глубоко одинокий в своем чувстве и понимании любви. Лишь изредка его чувство соприкасается с чем-то настоящим и цельным, и тогда рождаются истина и подлинная радость, как было это в финале спектакля «Поздняя любовь» в постановке заслуженной артистки РФ Елены Одинцовой.

Роль советского солдата Петра Бородина в спектакле заслуженного деятеля искусств РФ Евгения Степанцева «Соловьиная ночь» Иван Шевелев исполняет с 2010 года. Несмотря на сценический стаж спектакля, в образе Бородина Ивану по-прежнему удается показать красоту юношеского неведения, уважительное отношение к старшим, чистоту мысли, мягкость, человеческую нежность к молодой немке и связанные с этим метания души. Это одна из самых дорогих сердцу артиста ролей. За десять лет сильно изменился актерский состав, ушли из жизни некоторые исполнители, режиссер. Сам Иван много и тяжело болел, однако находил в себе силы и приходил из больницы, чтобы сыграть в этом спектакле. Сегодня ему уже неудобно играть парня, и он бы с радостью передал эстафету молодому коллеге, только бы эта драма осталась в репертуаре.

- В прошлом мае мы гуляли по парку, и со мной поздоровались выпускники. Сказали, что видели меня в «Соловьиной ночи». Было очень приятно, - рассказывает Иван Валерьевич. - Каждый год на спектакль приходят новые поколения школьников, студентов, и каждый год рассказывать им о войне все сложнее, ведь они ничего не знают. А «Соловьиная ночь» - спектакль с фундаментом, в нем есть «дух подлинности». Евгений Кузьмич, будучи ребенком войны, впитывал фронтовые истории с детства, рассказывал их нам на репетициях. Сейчас таких людей почти не осталось. Трепетный, наивно-романтический спектакль. Герои пьесы искренне верили в свою страну, в правое дело. Сейчас многие говорят про Крым. А для меня он всегда был «наш» и будет «наш», несмотря ни на что. Мой дед в войну проливал кровь за Севастополь, а это значит, и моя кровь, часть меня отдана этой земле. В финале спектакля мой герой говорит: «Это была последняя, самая последняя война на земле... Иначе зачем же пролито столько крови!..» Я чувствую, как в людей входит эта мысль, как идет эмоциональная волна от зала. Этот спектакль понятен всем, в нем переплетено святое и патриотическое. Постановки на такие темы, как мне кажется, и должны составлять репертуар государственного театра.

В 2019 году Иван Шевелев исполнил роль Яши в новой, четвертой в истории театра, постановке «Вишневого сада» А.П. Чехова. Ранее он уже играл роль Лопахина в другом театре. Эта работа отмечена театральным критиком Ниязом Игламовым как наиболее цельная и проработанная, точная в жанровом отношении.

Режиссер Евгений Ланцов поставил ансамблевый спектакль, действием сблизив персонажей пьесы при их полном душевном «раздрае». Здесь Яша - новоявленный франт, бросающий короткие презрительные взгляды на «деревенских» Дуняшу и Епиходова. Он мечтает о Париже и пребывает здесь, однако живые эмоции просыпаются в нем, когда на сцену выходит Раневская (Наталья Исаева). Это не лакейство, но человеческое сострадание к слабому. Стоит ей кивнуть, подумать, как он уже тут. Постоянно соревнуется с Гаевым (Владимир Жданов), дерзит, не находя в нем дельной поддержки для своей барыни. Его не назовешь несчастным, ибо Яша оптимист и выкрутится из любой беды. Но он рационально задумчив, пытается уберечься от чувств, от русской хандры, от самого себя и злится, когда жизнь ставит все на свои места, опрокидывая его в родное болото и будоража уснувшую скорбь. Пусть в финале спектакля Яша уезжает в чужие края, он знает - сердце рано или поздно запросится обратно, и все его французские манеры тут же отлетят за ненадобностью.

Свой комедийный талант артист раскрыл, играя в спектаклях «Блэз» К. Манье (Блэз), «Он, она, окно и тело» (Официант, Ронни Уорзингтон) и «Клинический случай Р. Куни (Майк Конноли), «Лгунья» М. Эннекена, М. Мэйо (Джимми), «Семейка Краузе» А. Коровкина (Эрик), «Лисистрата» Аристофана (Кинесий) и многих других. Непринужденный, легкий, бесконечно обаятельный и главное - азартный, артист растворяется в комедии, становится органичной частью той детективной или анекдотической истории, в которую его завела судьба. Посмотрев на Ивана Шевелева в комических ролях, можно подумать, что он живет в мирах, придуманных драматургами, и даже если история уже не играется, а только всплывает в памяти, верится, что герои артиста поселились там навечно, в круговороте ошибок и шуток.

Полюбившийся кировчанам актер героического амплуа, не теряя обаяния юности и завидной легкости комика, перешел на глубокие характерные роли, расширив палитру своих красок и составив весомую конкуренцию своим собратьям. Минувший сезон, оказавшийся из-за пандемии неестественно коротким, принес артисту роль одиозного художника в спектакле Захара Пантелеева «Пикассо» по пьесе Олега Богаева (первая постановка в России).

Здесь Пикассо - менее всего историческая личность, нуждающаяся в биографическом описании, но собирательный образ творца, «Художника», и неважно, живописец это, поэт или артист. Мастер по-своему исполняет волю Всевышнего, повторяя и умножая красоту и уродство мира в границах своих возможностей, для него акт творения - единственный смысл бытия.

В спектакле Иван Шевелев играет человека вдвое старше себя, причем в первом акте он поджар и молод, а во втором, по мере развития действия, превращается в немощного девяностолетнего старца. Вначале он окружен людьми, у которых при одном звуке его имени перехватывает дыхание, в конце пути Пикассо покидает мирские пределы и уносится душою и разумом в глубины своего сердца, туда, где сможет говорить со своими персонажами, жить с ними единой жизнью.

Молодой режиссер Луис (Владимир Шишлянников) на перепутье - стать как Пикассо и поступиться всем ради творчества, или же остаться человеком, каким это понятие знакомо нам - добрым, сострадательным и жертвенным. Он мечется, но Пикассо-Шевелев не дает поблажек и не знает жалости. Он непреклонен в своем понимании правды - пусть творческая энергия, распирающая мозг, погубит тебя, но родит чудо. Только не испытывать неуверенность и неопределенность. В глубине души у игрока Пикассо есть свое сокровенное воспоминание о человеческом счастье, и артист показывает это легко и тонко, чуть «растапливая» свой стеклянный взгляд, но и оно, это чувство, разбивается вдребезги о гордыню творца.

Сегодня театр готовится к премьере «Грозы» А.Н. Островского. Постановка по счету уже седьмая - уж очень любят на Вятке эту пьесу. Иван Шевелев работает над ролью Дикого. Работает страстно, умно, виртуозно. Впрочем, когда есть роль, возможность выйти на сцену, все остальное для артиста перестает существовать, как и для его героя Пикассо.

Фотогалерея