Преданность - качество редкое / Владимир Уваров (Владикавказ)

Выпуск №2-232/2020, Лица

Преданность - качество редкое / Владимир Уваров (Владикавказ)

Для всех он разный: Театр - дом, театр - служение. Наконец, место интересных знакомств и глубоких (и так бывает) разочарований. Для Владимира Уварова театр - жизнь. Без пафоса. Он абсолютно не из тех, кто на каждом углу кричит или шепчет: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» Но он давно живет и работает так, что все его ближайшее окружение, второй круг, третий знают: театр - его жизнь.

Живой человек, со своими слабостями и пристрастиями, любящий муж, заботливый отец, преданный друг, благодарный сын. И все же жизнь его - это его театр. 40 лет назад, решив подписать бумаги о принятии в труппу (первый раз в совершенно незнакомом городе), Владимир Уваров остался здесь на долгие, интересные и крайне плодотворные годы.

Зашел в театр и встретил девушку. Красавицу, которая только выпустилась из ГИТИСа, вернулась на родину. С тех пор Уваровы вместе и дома, и на работе. Наталья Серегина до сих пор на зависть хороша, в прекрасной форме. Она - заслуженная артистка России, так что «срок семейного стажа», обычно улыбаясь, «можно смело множить на два», - говорит Владимир Иванович.

Обосновался во Владикавказе, который поначалу ему, закончившему любимое Щукинское с красным дипломом, уже поработавшему в разных театрах с хорошими режиссерами показался не слишком значительным для его профессиональных амбиций. Но человек предполагающий нередко оказывается под совсем ему неведомыми расположениями Творца. Вот и Владимир Уваров, курский парень, получивший блестящее актерское образование в одном из лучших театральных вузов мира, сыгравший главные роли в пьесах Мольера, Чехова, Шекспира, Островского, Горького, стал директором и художественным руководителем старейшего на Кавказе театра - Академического русского театра имени Евг. Вахтангова. Это произошло в тяжелейшие 90-е годы, что позволило, без преувеличения, теперь уже его театру не только выжить, но и превратиться в образец стабильности.

Ученые, политологи, практики пишут, что страна сильна семьей. Согласен ли с этим Уваров, не знаю. Но живет Владимир Иванович именно так. И укрепляет страну не только своей семьей, где дети, внуки - предмет особой радости. Театр по Уварову, как уже говорилось в начале, это тоже дом, семья. И то, без чего невозможно существовать, без тепла и взаимоподдержки, - тоже исходят от Уварова, народного артиста Российской Федерации, народного артиста Северной Осетии, лауреата Госпремии им. К. Хетагурова, награжденного медалями «Во Славу Осетии» и «За боевое содружество».

Он требовательный руководитель, у него особенная интуиция на талант, тонкий вкус, чувство меры. Сыплющий анекдотами из театральной жизни, из своей, богатой людьми и событиями, он никогда не допустит пошлости на сцене. Прекрасно понимая, что театр - живой организм, реагирующий на изменения времени, приглашающий на работу молодых и «громких» режиссеров, Уваров не допускает к сцене конъюнктурности, сиюминутных веяний.

Сцена для Уварова - святое место, где не может, не должно быть ни случайностей, ни, тем более, грязи. Преданность Уварова классике, «которая потому и классика, что хороша во все времена», очень по душе владикавказским театралам. Во Владикавказе всегда была особенная публика, благодарная и образованная. Но русский театр жители столицы республики выделяют особо. Более того, на каждую премьеру приезжают зрители, поклонники вахтанговского театра из соседних республик. Не остаются в гостинице, сразу после спектакля домой, чтобы еще в двух-трехчасовом пути обсудить увиденное.

Важно, что взгляды Владимира Уварова и горожан, не только заядлых театралов, во многом совпадают. Может, поэтому в русском театре нет проблем с продажей билетов. Единственная претензия тех, кто видел Владимира Ивановича артиста, заключается в том, что в последние годы Уваров редко выходит на сцену - это энергозатратно для такого перфекциониста как он. Но когда появляется даже в эпизоде, Уваров становится камертоном для всего состава, задействованного в спектакле.

Он, смущаясь, говорит: меня любили преподаватели, я был вроде неплохим студентом. Зрители, знающие Уварова-артиста, думают иначе: удивительный, великолепный!

Но, говорит Владимир Иванович, «я еще и чиновник, а это значит - держу в голове схемы, цифры, договоры. И как чиновник, скажу: еще не было года, чтобы мы не перевыполнили план по всем позициям. Хотя в сравнительно небольшом городе Владикавказе сложно работать - конкуренция огромная. Три театра, включая наш, с залами на 600-700 мест, два молодежных театра, ТЮЗ и невероятно зрелищный, единственный в своем роде конный театр...» Это отчет директора или гордость артиста? Сам Владимир Иванович называет это «раздвоением» личности. Но диагнозом в случае с Уваровым и не пахнет. За десятилетия уваровского руководства престиж Русского владикавказского театра с годами только вырос.

Говоря о причинах такой стабильности Владимир Иванович называет и труппу, по его словам, едва ли не лучшую, и благодарного владикавказского зрителя, и отношение республиканской власти к театру. Мы смело и уверенно добавим: еще и фигура самого худрука. Прекрасный актер, вошедший в роль худрука-директора театра около 30 лет назад, он стал чиновником, хорошим чиновником, и не перестал быть актером. Его знание театра от винтика до кулисы, правильное распределение ресурсов, материальных и профессиональных, выстраивание приоритетов все эти годы дает результаты. Кроме того, Владимир Уваров, в течение многих лет являющийся серьезным и востребованным общественным деятелем, поработав и в депутатском статусе, решает вопросы своего коллектива. Для кого-то, быть может, актеры и «сукины дети». Для Уварова они - его дети. И он в ответе за все, что творится в его «театральном» доме.

Владимир Иванович Уваров - щедрый человек. На эмоции, с разными знаками, на поступки, на помощь. И это тоже знают. И этим очень многие дорожат. Чего греха таить, сегодня люди разучились благодарить, быстро привыкают к хорошему и так же быстро начинают находить пятна на Солнце. Но попробуйте сегодня коллективу академического театра имени Вахтангова предложить пожить неделю, месяц, Боже сохрани, два без Уварова, труппа завоет: Нееет! Владимир Ивановиииич!

...А еще Уваров - великолепный рассказчик. Ну, Курск и Курск. Ну, речка и речка, ну, школьные друзья, ну, ТЮЗ городской. Но благодарная память Владимира Ивановича умеет подать и послевоенный Курск, и экзамены в ТЮЗ, где от волнения забыл фамилию Горького, и друзей своих самых лучших, и отношения родителей друг ко другу. Поразительная память, ни разу не запнется, называя имена школьных учителей и даже по ненавистной алгебре, провожавшей его от доски словами: «Иди, горе!..», и по обожаемой литературе, где был номером один для всех проверяющих из гороно со своим «Горцы у Ленина» Расула Гамзатова...

Все эти рассказы говорят о хорошем человеке Владимире Уварове, который спустя столько лет, без сомнений повторяет: «Я же курский парень!» Активный, полный творческих планов, решающий множество бытовых вопросов театра, он любит свое прошлое. Не только потому, что «как молоды мы были», нет. Он помнит то тепло, ту полноводную речку на рабочей окраине Курска, маленькую кухоньку в долгожданной хрущобе, друзей... И любит повторять слова Генриха Бёлля: «Я хочу настоящего времени прошлого».

Именно за эту память, преданность своему курскому детству, своим друзьям, главное - своим юношеским идеалам, он и во Владикавказе стал своим. Преданность - редкое качество. И ценится оно высоко.

Фотогалерея