Счастливый союз / Татьяна Токарева (Краснодар)

Выпуск №2-232/2020, Лица

Счастливый союз / Татьяна Токарева (Краснодар)

Хор Краснодарского музыкального театра имеет не только самостоятельный голос, но и крепкую голосовую платформу, состоящую из старожилов, беззаветно преданных музыкальной сцене. Одна из них - заслуженная артистка Кубани Татьяна Токарева, отметившая полувековой юбилей работы в театре.

Сегодня в хор приходят выпускники училищ искусств, институтов культуры (квалификация «артист хора»), а раньше людей принимали и без специального музыкального образования, после прослушивания. Так случилось и с Татьяной Токаревой.

С двух лет девочка пела под черный репродуктор, он и стал ее первой образовательной ступенью. «Эх, путь-дорожка фронтовая...», - зычно выпевала маленькая Таня любимую песню. Семья переехала в Адлер, желание петь не исчезало, и девушка стала брать частные уроки по вокалу у солистки императорских театров Екатерины Евлампиевны Афанасьевой, к тому же приятельницы Валерии Владимировны Барсовой. Знаменитое колоратурное сопрано жила в Сочи, где произошла незабываемая встреча юной Татьяны с Барсовой. Девушку поразила тогда внимательность русской певицы к молодым людям, имеющим природную постановку голоса.

Но частные уроки не давали профессию. Татьяна поступила в медицинское училище (других в Сочи не было) и одновременно продолжила учиться в вечерней музыкальной школе рабочей молодежи. Закончив учебу с красным дипломом, Татьяна работала фельдшером уже в Краснодаре. Как-то вечером после работы услышала по радио объявление о наборе в хор Краснодарского театра оперетты.

Оперетту Токарева любила всегда, но, чтобы работать в театре, - такое не приходило в голову. Происходило это в 1969 году, у театра собралось около 100 человек, желающих петь в хоре. Татьяну это не смутило. Уверенности придавала концертная практика еще в музыкальной школе, когда с песнями И. Дунаевского она проехала все санатории Сочи. На просмотре были главный режиссер театра А. Паверман, главный дирижер В. Малахов и главный хормейстер В. Трембач. Татьяна исполнила третью песню Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, романс «Венецианская ночь» М.И. Глинки и «Песню об Одессе» И. Дунаевского из оперетты «Белая акация».

В труппу зачислили только троих. Татьяна попала в другой мир. Сразу ввелась в «Севастопольский вальс» К. Листова. Краснодарский театр поставил это сочинение одним из первых в стране, в 1962 году, спектакль просуществовал до 1966 го, а в 1969 м его возобновили, а, по сути, создали новую постановку с новым оформлением и режиссурой. Ведущие солисты остались почти все из прежнего состава: Любовь Алабина и Клара Крахмалева (Люба Толмачева), Евгения Белоусова (Нина Бирюзова), Евгений Василевский и Олег Свечников (Дмитрий Аверин). Хор - собирательное действующее лицо «Севастопольского вальса». Это голос военного поколения, его единая, звучащая душа. И это всегда понимает зритель и по-особому откликается на массовые сцены, особенно на эпизод, когда героиня Люба Толмачева поет песню о родном городе. Поет как воспоминание о недавних тяжелых боях и судьбах безвестных девчонок: «Девушки матросы и старшины...» Свет в этот момент затемнялся, залитая солнцем Графская пристань как бы меркла и отступала во тьму воспоминаний, и солистка начинала простой и строгий монолог, а за ней хор как бы умножал личное ее переживание, делая его всеобщим. Неподражаема здесь была Любовь Алабина!

В тот спектакль, где стремительно меняются мизансцены, и вошла Татьяна Токарева, став на полвека голосом в хоре Краснодарского театра оперетты. Собственно, вся театральная жизнь - это одна бесконечная перемена сюжетов, мелодий, костюмов, лиц, характеров и острых ситуаций. И эта новая актерская жизнь поглотила Токареву, примерившую на себя образы знатных дам, простых работниц, девочек и девушек, заморских особ. 30 спектаклей в месяц, иногда по три спектакля в день! Начались маленькие рольки в детских постановках: «Маша и Витя против диких гитар» (Белоснежка), «Замок с секретом» (Бабочка и Солнышко), землеройки, жуки и несметное количество представителей фауны и флоры.

«Я работала с настоящими профессионалами, - говорит Татьяна Токарева, - у артистов нашего хора были редкой красоты голоса, а сейчас берем певческой грамотностью. Хор очень важен в спектаклях неовенской оперетты с их мощными финалами. С удовольствием работала в «Цыганском бароне» и в старой версии, и в новом спектакле, где режиссер Александр Мацко открыл купюры, и появилось сложное переплетение двух хоров - домочадцев Зупана и пришельцев-цыган. Развернутые, необыкновенной красоты финалы у Имре Кальмана в «Сильве», «Баядере», «Марице». А как можно спеть «Цыганскую любовь» Франца Легара без хора! Целый хоровой номер «Кони несутся вдаль...» был в «Черной магии» В. Гевиксмана. С теплотой вспоминаю спектакль «Добрый день, или Невеста по заказу» кубанского композитора Виктора Пономарева. Это был мелодист от бога!.. Конечно, работа и наша эффективность напрямую связаны с дирижером. С ними беда. Самыми яркими мастерами за 50 лет работы были для меня Эрик Розен и Валерий Хоруженко. Как они слушали хор, какие давали уникальные замечания. В театре всегда были педагоги по вокалу, которые осуществляли контроль над звуком и голосом».

Костюмерная для хора в 60-е была вся на подборе, солистам шили на премьеры, а после списания спектакля передавали в хор. Татьяне как-то принесли платье для знатной дамы - черный шелк с уникальной вышивкой из стекляруса. На изнанке, где обычно инвентарные номера, стоял штамп на немецком языке: Wiener Oper - «Венская опера». Видимо, попала каким-то путем трофейная добыча после победы советских войск в Германии и Австрии. А может, осталось от старых актрис военного поколения, передававших или продававших свои туалеты и театральные драгоценности новому поколению. Токарева выходила в нем в «Марице», «Сильве», «Веселой вдове». Платье исчезло без следа в 1980-х годах...

«Актер хора - это звучит гордо!» - утверждает актриса. Прибавим: музыкальный театр, вся музыкальная литература в лучших своих образцах всегда опиралась на коллективное сотворчество солиста и хора. Как важно, чтобы этот союз не иссякал в Краснодарском музыкальном театре. Это так трудно порой удержать. Но можно. Случай Татьяны Токаревой об этом говорит.

Фотогалерея