"Вы - одна... Спасибо Вам!" / "Райна"

Выпуск №2-232/2020, Книжная полка

"Вы - одна... Спасибо Вам!" / "Райна"

«Райна». Санкт-Петербург: «Балтийские сезоны», 2020


Сборнику воспоминаний о замечательной актрисе Райне Праудиной предпосланы слова: «Эта книга - коллективный труд всех тех, кто когда-то соприкасался или работал с главной героиней. Она сложилась из заметок Аркадия Каца и воспоминаний». Сложилась - в данном случае, пожалуй, ключевое слово: не слишком часто на нашей памяти воспоминания о человеке, совсем недавно ушедшем из жизни, заполнены не болью и отчаянием расставания, а удивительным светом, этим человеком оставленным для тех, кто жил рядом, партнерствовал на сценах, составлял так называемый «дальний круг» - зрителей, почитателей.

Райна Борисовна Праудина во всех без исключения вызывала восхищенное изумление не только своими ювелирно выточенными ролями в самых разных спектаклях, но и ощущаемым и на расстоянии благородством, чувством собственного достоинства, сосредоточенностью не только на собственном внутреннем мире, но и чутким вслушиванием в душевное состояние окружающих. И потому ее зрители были убеждены всегда, что актриса обращается со сцены к каждому, сопереживает, видит, что называется, насквозь, человеческую глубину каждого.

К большинству воспоминаний приложены своеобразные комментарии режиссера, мужа Райны Борисовны, Аркадия Фридриховича Каца, и повествуют они отнюдь не только о сыгранных прекрасной актрисой ролях, но и милые подробности о ее смешливости, самоиронии, кулинарных вдохновениях, умении создать и хранить дом - гостеприимный, открытый, куда стремились самые разные люди. Коллеги и друзья.

Слова актрисы Рижского театра русской драмы Татьяны Поппе, вынесенные в заголовок этой заметки, показались мне очень простыми и почти исчерпывающе точными - многие коллеги, ученики, друзья Райны Борисовны могли бы повторить их: она учила самим своим примером высокого служения, о котором Аркадий Кац написал, завершая книгу воспоминаний: «Как ни стараются нас отделить от Бога, дар лицедея - Божий дар. Может быть, поэтому для Райны Праудиной каждый выход на сцену - в заглавной ли роли или в крошечном эпизоде - всегда был праздником. И это определяло главное в ней: столько усилий, чтобы быть, и никаких, чтобы слыть. Возможно, это и есть главный признак таланта».

Таланта, проявляющегося в необыкновенно мелодичном голосе (кто слышал - никогда не забудет), в невысокой и «неброской» фигурке с, казалось бы, обычной внешностью, но поразительным образом умевшей становиться признанной красавицей, вырастать на сцене, транслировать отчетливо, внятно для искушенного и неискушенного зрителя все оттенки характера своих героинь - трагических, драматических, комических, гротесковых. Смело перемешивая краски, вызывая бурную реакцию зала.

Мне посчастливилось видеть Райну Праудину на подмостках Риги, в Театре им. Евг. Вахтангова, в Театре «У Никитских ворот», в «Актерском доме», созданном Аркадием Кацем при Центральном Доме актера им. А.А. Яблочкиной в Москве. В любой новый коллектив Праудина входила вроде бы незаметно, но удивительно органично, становясь сразу своей. И ни одна ее роль не забыта мною, даже десятилетия спустя, потому что в каждую без исключения была вложена не частичка, а часть ее жизни - очень богатой и разнообразной, глубоко духовной жизни, которой она умела, как мало кто, щедро делиться со своими зрителями.

В сборнике воспоминаний «Райна» читаешь о ее давних и недавних ролях - и как будто снова переживаешь чувства и мысли, испытанные когда-то на спектаклях «Вишневый сад», в котором она сыграла Раневскую, «Убивец» по «Преступлению и наказанию», где она предстала матерью Раскольникова, Пульхерией Александровной. Это было еще в Риге, а затем в Театре им. Евг. Вахтангова - Нехама в «Закате», Красавина в «Женитьбе Бальзаминова», Богаевская в «Варварах», Бетина в «Цилиндре», Касия в «Мартовских идах». А разве возможно забыть образы, созданные Райной Борисовной на сценах «У Никитских ворот» и «Актерского дома»! Первой ее работой «У Никитских ворот» стал незабываемый спектакль «Игра в джин» Дж. Кобурна в паре с Борисом Левинсоном, затем последовали «Все течет. Жизнь и судьба. Письмо из гетто» по В. Гроссману, Софья Петровна Л. Чуковской, Мария Васильевна в «Дяде Ване», Анна Дмитриевна Каренина в «Живом трупе», Эльжбета в «Фокуснике из Люблина», Эсфирь Львовна из «Незабудок» Л. Улицкой, Фрозина в «Скупом», Филицата в «Правда - хорошо, а счастье лучше», Мерчуткина в чеховском «Юбилее». И удивительная, неповторимая Бабушка в спектакле, которым Райна Праудина попрощалась со своими коллегами и зрителями - «Я, Бабушка, Илико и Илларион».

Своими воспоминаниями об актрисе и теплом и чистом человеке поделились Адольф Шапиро, Татьяна Швец, Людмила и Борис Луценко, Семен Злотников, Андрей Ильин, Семен Лосев (он стал и автором обложки книги), Игорь Старосельцев, Сергей Десницкий, Зоя Самсонова, Александр Лукаш, Галина Борисова, Екатерина Райкина, Валерий Шейман, Марк Розовский и еще многие, многие...

Марк Розовский писал: «Мы получили эту артистку, как подарок судьбы, свалившийся с Неба... Стержнем ее труда является этика служения, безупречная и тихая, но при этом столь глубокая и честная. Она - творец. Конечно, будучи супругой Аркадия Фридриховича  и пройдя с ним рука об руку огромнейший театральный путь, Р.Б. Праудина «принадлежит», прежде всего,  его режиссуре, его исключительно тактичному и ответственному отношению к таланту этой могучей Актрисы.  Однако и мне кое-что перепало!»

А актриса Театра «У Никитских ворот» Наталья Юченкова-Долгих очень точно отметила, что «в ее присутствии невозможно было вести себя неподобающе... Все и всегда рядом с ней было торжественно, необыкновенно и одновременно как-то очень просто. Она как светокрылое, лучезарное и радостное создание освещала все на своем пути».

И свет этот остался с нами...

Фотогалерея