ВЛАДИМИР. Дневники воскресшего города

Выпуск №3-233/2020, В России

ВЛАДИМИР. Дневники воскресшего города

В феврале-марте 2020 года во время пандемии коронавируса коллектив Владимирского государственного академического театра драмы подготовил новую работу к 75-летию Великой Победы. Инсценировка и постановка спектакля «Искупление» режиссера театра Владимира Кузнецова - это авторское проникновение в духовный мир ленинградцев, выживших в нечеловеческих условиях фашистской блокады. Жанр пьесы - «дневники воскресшего города» - помогает раскрыть тему о непокоренном Ленинграде, о величии духа и вере в Победу его жителей.

Литературной основой постановки стали дневники и воспоминания ленинградцев - «свидетели» страданий и мужества жителей блокадного города. Даниил Гранин подчеркивал: «Наша «Блокадная книга» - это идея народной книги на основе рассказов людей, переживших блокаду... Я бы назвал ее «эпопеей страданий человеческих». Ее можно назвать было бы даже «эпопеей человеческих искуплений», потому что Ленинград в годы войны стал особым явлением неподдающихся описанию мучений русского народа».

Бережно, скрупулезно, практически пошагово оттачивал режиссер на репетициях каждую картину, чтобы передать психологию того времени, видение блокады глазами очевидцев. Продуманная до мелочей сценография спектакля на эмоциональном, метафорическом уровне соответствует содержанию: тревожный звукоряд (в том числе «вой сирен», «разрывы бомб»); агрессивные цвета опасности, аскетически скупая стилистика в декорациях и костюмах - все призвано почувствовать боль и страдание.

Благодаря образности и ассоциативности декораций Дмитрия Дробышева мы видим город обстреливаемый, голодный, замерзающий, но не сдавшийся. Это город, который ранен, но жив, хотя и живет очень трудно. Кругом разруха, сугробы и санки. Санки - для живых и мертвых. Смысл спектакля передается и сложной световой партитурой художника Сергея Скорнецкого.

Война врывается на сцену зловещими звуками взрывов бомб и снарядов, воем сирен на фоне стихов А.С. Пушкина «о граде Петровом», которые проникновенно исполняет Николай Горохов. Звучит тревожная музыка композитора Фаустаса Латенаса и громкая, резкая немецкая речь. Это немецкий генерал нервно кричит о том, что фюрер принял решение взять измором Ленинград, стереть его с лица земли. Музыкальная тема начинает нарастать до предела жестко. И только пушкинские строки, которые читают артисты после каждой картины, «смягчают боль души» зрителей.

Удачной находкой в драматургии постановки стало введение в инсценировку священника - отца Георгия, который служил в блокадном Ленинграде (Николай Горохов). Именно он начинает рассказ о тех людях, которым суждено было пройти «сквозь ад на земле». Потрясает картина, посвященная начавшемуся страшному голоду, когда слово «хлеб» обрело свой символический смысл. Целая драма разыгралась вокруг кусочка хлеба в булочной - ведь он был подлинной мерой жизни и смерти.

Пронзителен эпизод с маленькой старушкой в исполнении Галины Ивановой. Она потеряла карточку на хлеб и просит священника отпеть ее, чтобы родные не мучились. Тихо, без слез женщина просит: «Отпойте и свезите до кладбища, я посижу на пеньке, замерзну, а там и зароют...» Эта сцена вобрала всю трагедию утерянных хлебных карточек.

До слез тронул рассказ в исполнении Натальи Демидовой. Когда совсем не давали хлеба, ее героиня нашла за столом чужой квартиры три горошины, шелуху от картошки и бумагу из-под сливочного масла. Героиня радостно говорит: «Я решила, что эти горошины и шелуху оставлю, из этого завтра суп сварю. А бумагу запихиваю себе в рот. И из-за этой бумаги я дожила до шести часов утра...»

Война меняла меру многих вещей, понятий, поступков. Люди в блокадном городе подходили к последней черте, к которой голод придвигает, прижимает. Одни удержались, не переступили эту черту, а другие не смогли. Об этом эпизод «Сильва», рассказывающий о собаке, которую до войны все обожали, любили, а от голода убили и съели. Только девочка Лида, узнав об этом, не стала есть любимицу, изготовила себе яд и умерла.

Голод и дети, блокада и дети - самое страшное преступление фашистов перед человечеством. Каждого зрителя, его душу и сердце потрясли короткие строчки маленькой Тани Савичевой: «...Бабушка умерла 25 января... Дядя Алеша 10 мая... Мама 13 мая в 7.30 утра... Умерли все. Осталась одна Таня». Этот дневник - трагическое повествование о судьбе целой семьи, когда жизнь и смерть сошлись предельно близко, и смерть одолела всех.

Но даже те, кто устоял перед испытаниями, тоже не оставались прежними. Мозг от голода давал сбои. Об этом в постановке есть эпизод о преподавателе музыки Лидии Федоровне, «подкармливающей» сухариками бюст Моцарта - самое дорогое, что у нее было в жизни. А обнаружилось это после ее смерти, когда открыли клавиатуру рояля и увидели там маленькие кусочки хлеба, которые приносил ей ученик.

Щемящую историю Лидии Охапкиной в исполнении Ариадны Брунер о том, как мать, голодная и больная, борется за жизнь маленьких детей, слушаешь, затаив дыхание. Радуешься за нее, когда героиня получает от мужа с фронта посылку с продуктами, и переживаешь, когда она с детьми прощается с городом перед отправкой по зимней Ладоге. Плачешь, когда муж (Анатолий Шалухин) после эвакуации не узнает ее и детей, рыдает, сжав зубы. Эта семья выжила наперекор всем смертям, благодаря любви матери к детям, ее самопожертвованию.

Завершает пьесу символичный случай в блокадном городе. О необычайной ситуации повествует дневник Марии Ивановны Кривцовой - командира группы самозащиты (Анна Зайцева). Вместе с юным помощником Юрой она под обстрелом принимает роды у израненной после бомбежки женщины в разрушенном доме. А после войны все встретились со спасенным «новорожденным» Сашкой. Этот невыдуманный рассказ прерывается страшными разрывами бомб, которые «рвут» сердце зрителя...

Этот спектакль был показан 17 сентября 2020 года. На премьере «Искупления» зрители еще раз убедились, что сильнее всех мук голода, холода и страха перед смертью - высокая человеческая правда, крепость духа, душевное участие и любовь. Именно это помогло ленинградцам воскреснуть и победить.


P.S. Спектакль Владимирского театра оказался последней российской премьерой, на которой присутствовал композитор Фаустас Латенас. Он говорил, вспоминая об Эймунтасе Някрошюсе: «... Это не правда, что таких, как Эймис, больше не будет. Будут люди, молодые режиссеры, такие, как он. Вот сейчас во Владимире молодой режиссер Володя Кузнецов, для которого Някрошюс - главный ориентир, - поставил «Искупление», спектакль про блокаду в Ленинграде, достойный того, чтобы быть показанным здесь, на Балтийском доме».

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея