СЕВЕРОДВИНСК. Там, где романтика Белого моря

Выпуск №3-233/2020, В России

СЕВЕРОДВИНСК. Там, где романтика Белого моря

Я люблю приезжать в этот северный город на самом краю земли, где романтика Белого моря присутствует во всем - в истории, в архитектуре, в традициях города подводников с его крупнейшей судостроительной верфью и, конечно, в театре, возвышающемся на огромной площади, продуваемой северными ветрами. Северодвинск - город театральный, театр здесь в большом почете. И сейчас вышел уже второй том крупной летописи «Труды и дни Северодвинского театра».

Уже много лет работает здесь директор Алевтина Геннадьевна Голубева, и благодаря именно ей тут создана прекрасная труппа и уникальный репертуар с разнообразной режиссурой. А в 2019 году главным режиссером театра стал Анастас Кичик, и те последние премьеры, которые мне пришлось увидеть, явили театр движущимся, обновленным и молодым.

Одна из здешних новинок - антиутопия Рэя Брэдбери «451 грудус по Фаренгейту», поставленная Алексеем Ермилышевым. На этот пылающий жаром спектакль приезжают даже зрители из Архангельска, что стало традицией в последнее время. Новый главный режиссер стремится сблизить театральную культуру этих двух городов-соседей. Поскольку сам он несколько лет проработал очередным режиссером в Архангельском театре драмы им. М.В. Ломоносова и хорошо знает театральную жизнь обоих городов, являющих по сути единую творческую территорию. А люди, видевшие архангельские спектакли Кичика, проявляют такой же интерес и к его северодвинским постановкам.

Крупный роман Брэдбери уместился в компактном и страстном двухчасовом спектакле о тоталитарном социуме с торжеством технологий, изобилием потребительского рынка и полным интеллектуальным опустошением человека, которому не нужна пища для ума: лишь комиксы и реклама. Задача государства - обуздать человеческий разум, а книги осуждены на сжигание. И колонны унифицированных людей-роботов с мобильниками в руках непрерывно двигаются по сцене. Они похожи на механических кукол, а на экранах вокруг горят, пылают, полыхают книги, обдавая нас жаром огня - огня, пожирающего культуру.

Пожарный Монтэг (Павел Митякин), этот «менестрель огня», вступивший в роковую схватку с мироустройством, сквозь весь сюжет несет свое внутреннее кипение и мрачную ярость протеста. Темная клокочущая горечь заряжает его отчаянной силой, и он сражается с самим Брандмейстером Битти (Олег Александров), идеологом пожаров, в итоге сжигая его самого. Битти же, этот проповедник уничтожения культуры, демагог и манипулятор, гуру пожарников, хитер и опасен, и заставляет трепетать многие сердца. Его поединок с восставшим Монтэгом символичен, как символична его смерть.

Монтэг бежит прочь из города с его пылающими библиотеками, города, ставшего адом, оставляя в прошлом свою недалекую жену Милдред (Анна Венгерович), любовь к юной Клариссе (Маргарита Кичик) и профессора Фабера (Сергей Полетаев), ставшего его единственной опорой в новой жизни, которая грезится Монтэгу в торжестве человечности и просвещения, в торжестве книги - хранительнице знания.

Сам Анастас Кичик показал свой новый спектакль «Бог резни» по пьесе Ясмины Реза, мода на творчество которой не проходит уже полтора десятка лет. Пьеса вполне бытовая, действие происходит в одном из французских домов, где родители двух подростков, один из которых в драке травмировал другого, пытаются найти консенсус как между своими мальчишками, так и между собой.

Меж тем действие спектакля помещено в атмосферу гулкой пустоты огромной черной сцены, в которой, словно плот, плывет в невесомости квадратная платформа. На ней четверо людей, задающих друг другу неразрешимые вопросы. Они так и не найдут ответов. Тема «как примирить подравшихся детей» превращается в битву взрослых между собой: разогрев себя крепким ромом, они обнажают свои истинные конфликты и пороки. Словно отвечая нам на вопрос: «А сами вы каковы?»

Вышвырнуть на улицу беспомощного хомячка - не самый гуманный поступок, в котором папа Мишель (Вадим Мизин), оказывается, вовсе не видит греха. А у его жены Вероники (Анна Венгерович), выясняется, проблемы с алкоголем, и эта добропорядочная мать семейства, впадая в пьяный раж, костерит мужа почем зря, считая его неудачником. Ну, а муж в ответ проклинает свой брак... Тут гости (Аннета в исполнении Юлии Калиберды) блюют прямо на дорогие художественные альбомы хозяев, выражая свое подспудное презрение к книге как таковой. А адвокат Ален (Павел Варенцов), защищающий изготовителей вредных лекарств, заявляет: «Я верю в Бога войны, который правит вечно, от начала времен!» И это звучит финальной точкой нарастающему пьяному кошмару, в результате которого все участники «дискуссии» перерезают друг другу горло. А плот их тем временем по-прежнему плывет где-то в космосе, великом и бесконечном, хранящем наши вечные вопросы, на которые нет ответов...

Федор Абрамов в этих северных краях, на его родине, где к тому же регулярно проходит фестиваль его имени, очень востребованный автор. Как раз к его 100-летию Владимиром Карповым и поставлена драма «Были-небыли» по трем абрамовским рассказам. И Северодвинский театр вписал в абрамовскую летопись новую страницу, поскольку рассказов этих на сцене никто еще не ставил. Открытием для всех стала и фигура самого Федора Абрамова в исполнении Павла Варенцова - неожиданном, тонком и сердечном.

Собственно, без автора рассказ «Старухи» был бы и невозможен, поскольку именно он, автор, приехав в родные места, участвует в посиделках, ведя рассказ об этих святых русских женщинах, вынесших на своих плечах все тяготы русской деревни. Каждая выходит к нам со своим монологом - тетка Люба (Валентина Иргизнова), Татьяна Марковна (Светлана Авраменко), Фиклистовна-слеза (Лариса Тарасова), Маша-репка (Марина Соколова), Олёна-горло (Людмила Полетаева), Оля-дева (Галина Лишица), Окуля (Юлия Корельская)... Сама собою звучит ода многострадальной русской женщине, уместившаяся в одном небольшом рассказе.

«Пролетали лебеди» - история о двух поздних близнецах, родившихся у вдовы Авдотьи, которую удивительно играет Юлия Корельская. Сестренка Надька - крепкая и проворная, а Панька - заморыш, почти юродивый. И вот именно Паньке является мучительная мечта увидеть лебедей, которые поселились в окрестных лесах. Ночью он убегает из дома, чтобы найти этих лебедей, простывает на болотах и умирает. А Надька умирает позже - от тоски по брату, от великой тоски, которая обрушилась на нее и иссушила, как травинку при дороге.

Кто же сыграл этих невероятных деревенских детей? Сыграли взрослые актеры - Мария Несговорова и Павел Митякин. Сыграли так искренне и светло, как, верно, видел и понимал их сам Абрамов.

Ну, а рассказ «Последняя охота» - это история о схватке человека со зверем, которая стала схваткой с самой судьбой. Деревенский охотник Матвей оказался в противостоянии с волком - таким же свирепым и яростным, как он сам. Противостояние, в ходе которого Матвей был покалечен, потерял ногу, но не сдался, длилось долго и мучительно для обоих - и человека, и волка. Одинокий отчаянный охотник - и такой же отчаянный волк. Оба в этом противоборстве были непримиримы и хороши, как истинные дети природы. Волка, одетого в серую шкуру, играл Павел Варенцов, Матвея - Эдуард Пьянков, худой, угрюмый, неистовый. Человек победил, не сдался, выстоял. Об этом и написан весь рассказ...

Спектакль Олега Александрова «Поздняя любовь» по пьесе А.Н. Островского стал неудачным экспериментом, в котором режиссер, презрев привычные традиции в постановке нашего классика, решил сделать спектакль эксцентричный и эпатажный. Зрелище получилось броским, но абсолютно непроясненным в своем замысле и концепции: загадочные немые сцены с вычурными жестами и позами, эффектные передвижения и композиции, а также необъяснимо-экзальтированная актерская игра. Герои казались одержимыми, истерически кричали и валились на пол, бегали по столам и впадали в безумие, совершенно непонятное для зрителя, и простой сюжет о жертвенной любви оказался облачен в чуждую ему, авантюрную и нелепую оболочку.

«Незнайка в Солнечном городе» по сказке Николая Носова - одна из последних работ Анастаса Кичика, поставившего до этого целую серию ярких детских спектаклей на архангельской сцене. Теперь продолжил ее «Незнайка в Солнечном городе», пользующийся невероятным успехом в Северодвинске.

В соответствии с нынешними вкусами молодежи, половина действия происходит на экране, впечатляя нас фантастическими пейзажами и похождениями героев, легко переносящихся из сценической реальности в кино. Неутомимый Незнайка (Павел Митякин) получает волшебную палочку и отправляется с Кнопочкой (Елена Вотинова) и Пёстреньким (Павел Варенцов) в Солнечный город, где совершает множество легкомысленных и опрометчивых поступков, перевернув всю городскую жизнь с ног на голову. Зато какие головокружительные поездки на автомобиле, и по земле и по небу, какие яркие встречи и превращения! Журналиста Листика он превратил в осла, а потом цирковых ослов в городских хулиганов, льва - в жука, мимоходом взорвал полицию - в общем, наломал дров. И все как-то не со зла, а из лучших побуждений. Этот легкий и веселый мальчишеский характер вновь воплотил Павел Митякин, делая это необычайно живо и обаятельно и становясь лидером сезона нынешних премьер.

Еще появилась на этой сцене сказка-кабаре «Золушка» - микс Шарля Перро и Евгения Шварца, осуществленный Антоном Гришкевичем. Это занятная современная фантазия с круговоротом песен, танцев, пародий, в которых мы узнаем классических героев в самых вольных трактовках. Романтичная Золушка (Маргарита Кичик) грезит об алых парусах и влюбляется в Принца-рокера (Павла Варенцова), в грезах о нем исполняет репертуар Земфиры и в финале является в джинсах, преображаясь во имя любви... Вокруг шумит и колобродит лихая толпа участников и сочувствующих, каждый из которых имеет свою «минуту славы» на этом общем балу удачи. Играет на аккордеоне Мачеха (Юлия Корельская), изо всех своих сил соблазняют Принца ее разбитные дочери Анна (Мария Несговорова) и Марианна (Юлия Калиберда), печется о Золушке красавица Фея (Елена Вотинова), с удовольствием веселятся привратники и капралы... Все это беззаботное сочинение создано для играющего юношества, у которого сохранились мечты об алых парусах и достижении радужных целей, пусть и неопределенных, но необходимых всем.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея