Александр Чубченко. Жизнь без фальши (Владимир)

Выпуск №3-233/2020, Юбилей

Александр Чубченко. Жизнь без фальши (Владимир)

В нынешнем году заслуженному артисту РСФСР Александру Ефремовичу ЧУБЧЕНКО исполнилось 80 лет. Глядя на этого подтянутого, строгого, сероглазого человека никогда не скажешь, что он приблизился к такой солидной дате. Юбилей - это всегда рубеж, который дает возможность человеку и окружающим оценить главный отрезок собственной жизни, в данном случае - жизни в искусстве.

Азам актерского мастерства и отношению к профессии Александра Чубченко учили замечательные педагоги Школы-студии МХАТ (Омский филиал). В начале творческого пути он работал в Оренбургском театре драмы, а с 1971 года служит во Владимирском академическом драматическом театре. Во Владимир А.Е. Чубченко приехал из Сибири вместе с супругой и бывшей сокурсницей, замечательной актрисой Людмилой Акининой, которая долгие годы была примой театра (скончалась в 2017 году). Оба получили здесь звание заслуженных артистов РСФСР. В этой творческой семье вырос сын Андрей, который тоже стал заслуженным артистом России, лауреатом премии «Хрустальная роза Виктора Розова», успешно служил в МХАТе. В настоящее время работает в Малом театре, снимается в кино.

Замечательный актерский и семейный дуэт запомнился владимирцам в лирической комедии «Два билета до Владимира» в постановке Михаила Морейдо. Этот спектакль «жил» 12 театральных сезонов, прошел более 300 раз и назывался «визитной карточкой» Владимирского драмтеатра на гастролях во многих городах ближнего и дальнего зарубежья. Кстати, еще одна пьеса была взята в репертуар театра специально для одной из самых любимых публикой актрис владимирской труппы Людмилы Акининой. Именно она исполняла главную роль в спектакле «Дорогая Памела, или Как нам пришить старушку...», а ее супруг был в роли Сола Бозо особенно проникновенным и романтичным. Этот спектакль «жил» тоже несколько лет.

За годы служения владимирскому зрителю Александр Чубченко создал более 100 образов. Принципиальная неторопливость и невозмутимость дает персонажам особый неповторимый колорит и эмоциональный эффект. Любимые им роли: профессор СеребряковДядя Ваня» А.П. Чехова), КлешнинСмута» А.К. Толстого), Павел СергеевичВладимирская площадь» Л. Разумовской), месье ШевальУжин дураков» Ф. Вебера), лорд ПортюсКруг» С. Моэма), ОсипРевизор» Н.В. Гоголя), ДедушкаМоя профессия - синьор из общества» Дж. Скарначчи, Р. Тарабуззи), Демьян-златокузнец из Киева («Андрей Боголюбский» А. Чеботарева, С. Хромова, С. Жучкова). Спектакль «Андрей Боголюбский» стал своеобразным символом не только театра, но и всего региона. Он открывал фестиваль в Париже (2016), участвовал в мероприятиях Русского бала в Вене (2015), в первом международном форуме древних городов (Рязань, 2018); стал обладателем Золотого диплома славянского форума искусств «Золотой Витязь» (2012), приза «Хрустальная шапка Мономаха» Всероссийского театрального форума «У Золотых Ворот» (2014). Роль Чубченко органично вплетена в ткань спектакля о князе-строителе не только величественных соборов, но и Государства Российского.

Александр Ефремович обладает способностью к полному перевоплощению, представая каждый раз новым и неожиданным: ироничным и трагическим, суровым и нежным, мрачным и романтичным. С приходом актерской зрелости появилась особая глубина и философское осмысление материала. Александр Чубченко успешно экспериментировал и в сфере режиссуры, поставив в разные годы такие знаковые спектакли, как «Трагический поединок» по пьесе «Четыре допроса» Аркадия Савицкого, «Священные чудовища» Жана Кокто и «Владимирская площадь» Людмилы Разумовской.

Большинство его героев - люди, скуповатые на эмоции, но при этом в них чувствуется внутренний огонь. Артиста считают закрытым человеком, но именно это качество помогает ему найти внутренний стержень любой роли. За скупостью его эмоций - такой нерв, который заставляет зрителей переживать вместе с актером. Как это было в пьесе «Месье Амилькар платит», которую он сам нашел для своего бенефиса в год 70-летия. Поставил спектакль Искандер Сакаев. Художник Машу, которого играл Александр Чубченко, вдохновенно изображал «по заказу» чувства любви и привязанности к одинокому богатому «другу», месье Амилькару. Но простился с «нанимателем», поняв, что играть в чувства невозможно. В прессе писали: «Машу был каждую минуту настоящим и живым, чутким и тонко чувствующим... Этот образ, созданный Чубченко, всем зрителям необыкновенно запомнился...»

Успехи Александра Ефремовича на театральной сцене были отмечены многими наградами, в том числе в 2012 году он стал лауреатом премии имени Евгения Евстигнеева за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

В последнее время спектаклей с участием Александра Чубченко стало меньше, но его любят артисты и зрители за то, что он не похож ни на кого и живет театром. Он всегда присутствует на премьерах, советом и делом помогает молодым артистам, передает им опыт работы над ролью. Быть индивидуальностью и мастером своего дела - не только «дар небес», но во многом и собственная заслуга, что никак не зависит от смены систем и времен. Недаром девиз Александра Ефремовича: «Жить надо без фальши...» Он так и живет!

Фотогалерея