Валентина Авраамова: "Люблю, когда метель в лицо" (Воркута)

Выпуск №3-233/2020, Лица

Валентина Авраамова: "Люблю, когда метель в лицо" (Воркута)

С заслуженной артисткой России Валентиной Григорьевной Авраамовой (Аноприенко), актрисой Ворокутинского драматического театра им. Б.А. Мордвинова мы встретились в преддверии бенефиса, посвященного юбилею актрисы. Багаж накопленного опыта на сцене позволяет Валентине Григорьевне говорить о себе не только откровенно, но и с некоторой долей иронии.

- Валентина Григорьевна, давайте разговор начнем с самого традиционного вопроса. Вы с детства мечтали стать актрисой?

- Отнюдь. В детстве, которое пришлось на послевоенные годы, моей мечтой было стать первой женщиной-космонавтом. Более того, я даже серьезно к этому готовилась и ходила в секцию парашютистов. И вот после своего десятого прыжка я возвращаюсь домой и узнаю, что в космос полетела первая женщина - моя тезка - Валентина Терешкова. Тут же моя мечта рассыпалась в прах: в космосе мне уже нечего делать - я не хотела быть второй или еще какой-нибудь по счету.

Я занялась пулевой стрельбой. Показывала хорошие результаты. Однако где-то подспудно заложенное во мне родителями и родственниками творческое начало пересилило: я поступила в Харьковский институт искусств. Правда, не сразу, а со второй попытки. Какое-то время я была студенткой Киевской эстрадно-цирковой студии. Набравшись некоторого артистического опыта, успешно окончила актерский факультет институт искусств, где моим мастером-педагогом был Лесь Иванович Сердюк - народный артист СССР.

- А ваш первый театр?

- По распределению я поступила на службу в Нежинский украинский драматический театр имени Михаила Коцюбинского. Все свои первые главные роли (а их было немало!) - практически всю украинскую драматургическую классику, - я играла исключительно на украинском языке. А в 1974 году переехала в Россию - в судьбоносный для меня Борисоглебский драматический театр имени Н.Г. Чернышевского: именно там я встретила своего мужа - Анатолия Ивановича Аноприенко.

Все случилось в лучших театральных традициях: мой партнер по спектаклю внезапно уехал и на его место назначили только что пришедшего в театр молодого режиссера и актера, который, как никто другой, подходил под освободившуюся роль. Через год мы поженились и вот уже в этом году справили с Анатолием Ивановичем сапфировую свадьбу.

- Эта встреча как-то повлияла на вашу творческую судьбу?

- Безусловно. Мы приняли решение покинуть Борисоглебский театр и уехали в Москву. В столице тогдашнего СССР Анатолий Иванович Аноприенко стал директором-распорядителем театра-студии «Балаганчик» при Союзтеатре СТД СССР. С «Балаганчиком» мы исколесили всю территорию безбрежного советского пространства: города и автономии России, а также города и столицы союзных республик нашей необъятной страны.

Чтобы на афишах не пестрела фамилия «Аноприенко» в сочетании с занятыми нами позициями, я взяла себе псевдоним «Авраамова»: по отчеству моего деда, которому очень благодарна и за свое детство (я росла без мамы и меня воспитывали дедушка с бабушкой), и за творческий потенциал, который мне достался от него.

Работая в театре «Балаганчик», я с успехом сыграла целый ряд персонажей в моноспектакле «О, женщины!», поставленном моим супругом Анатолием Ивановичем Аноприенко по рассказам известных писателей-сатириков: Анатолия Трушкина, Михаила Задорнова и Виктора Коклюшкина.

Пройдя через бесконечный ряд городов, театров и ролей мы с Анатолием Ивановичем снова оказались в том месте, где познакомились и поженились, - в Борисоглебске. Там в 1996 году я была удостоена звания «Заслуженная артистка Российской Федерации». За моими плечами уже были достаточно серьезные и сложные роли: Леди Анна в «Ричарде III» Уильяма Шекспира, Фениса в «Хитроумной» Лопе де Веги, Мария Стюарт Шиллера, царица Анна в «Василисе Мелентьевой» и Евлалия Андревна в «Невольницах» Островского, Елена в «Дяде Ване» Чехова, Гертруда в «Мачехе» Бальзака, Любовь Яровая в одноименной пьесе Константина Тренева и многие другие.

- Как вы оказались в нашем заполярном городе?

- Прежде всего, сказалась бытовая неустроенность. Это в 20 лет не обращаешь особого внимания, что ты живешь где-то по углам, в общежитиях и на съемных квартирах. Главное - творчество! Театр! А со временем обретаешь семью, свои сложные привычки и уже хочется иметь свой Дом. В Борисоглебске мы с Анатолием Ивановичем жили в коммунальной квартире и перспективы на собственную жилье у нас были слишком туманные.

А в Воркуте нам сразу предложили собственную квартиру. Нельзя было упускать столь соблазнительный шанс. Вот так в 1997 году мы приехали жить и работать в этот чудесный и необычный город. Упорные слухи, ходившие о Воркуте, рисовали ее сплошь застроенной «зэковскими» бараками, забранными колючей проволокой и с белыми медведями, беспрепятственно гуляющими по улицам. На самом деле, город оказался уютным, приветливым, с удивительно талантливым театром и интеллигентной публикой. Что действительно сбылось, так это северные морозы и вьюги.

Сначала, когда мы ехали в поезде, я постоянно думала: «Как я - рожденная в теплой и даже жаркой Украине, - буду жить в таком холоде?» На деле все оказалось намного проще: я полюбила воркутинский климат! Мне нравится, когда стоят трескучие морозы, мне нравится, когда свирепствуют продувные метели! Я люблю идти по улице - и чтобы сильный ветер дул мне в лицо, очищая мысли и освежая душу.

- Как сложилась ваша карьера в Воркуте?

- Как говорится, лучшая роль еще впереди. А что касается уже пройденного пути, то здесь я сыграла более, чем в ста спектаклях. Мои героини - это Раневская из «Вишневого сада» Чехова, Агата из «Козьего острова» Уго Бетти, Лили Бэлл из «Странной миссис Сэвидж» Джона Патрика, Виктория из спектакля «Исполню любые женские фантазии» Александра Галина, Устинья Наумовна из «Банкротства» Островского, Кристина Мильман из «Тустепа на чемоданах» Баэра, тетка Арина из «Сотникова» Василя Быкова и многие, многие другие.

- Валентина Григорьевна, почему вы для своего сегодняшнего бенефиса выбрали моноспектакль «Маргарита» по роману Михаила Булгакова?

- Роман «Мастер и Маргарита» стал культовым для нашего поколения. Думаю, что каждый человек, который считает себя культурным и интеллигентным, хоть раз, но прочитал эту книгу, вместившую в себя и сатиру, и философию, и религию, и оккультизм, и любовный роман.

Еще в 70-х годах я делала композиции по этому роману. Выступала с отдельными отрывками и на сцене театра, и в библиотеках, и на производстве. И все как-то не было времени заняться им вплотную. А сейчас это время наступило. Режиссер-постановщик «Маргариты» - самый строгий для меня режиссер, не дающий мне никаких поблажек, мой супруг - Анатолий Иванович Аноприенко.

В «Мастере и Маргарите» поднимаются вечные, актуальные проблемы - вопросы любви и ненависти, правды и лжи, веры и неверия, добра и зла, реальности и фантасмагории. Я же захотела заострить внимание именно на любви. А булгаковская Маргарита - это и есть сама любовь, летящая сквозь время и пространство к вечным недостижимым идеалам.

 

Фото Тимура КУЗИЕВА

Фотогалерея