Кирилл Рубцов - актер "тотального театра" (Москва)

Выпуск №3-233/2020, Лица

Кирилл Рубцов - актер "тотального театра" (Москва)

В ноябре 2020 отмечает 45-летие один из самых ярких и харизматичных актеров поколения сорокалетних - Кирилл Рубцов. Выпускник Театрального института имени Б.В. Щукина (мастерская Владимира Иванова).

Вопреки «сериальной узнаваемости», Кирилл Рубцов не теряет ощущения наслаждения театром. Он поистине служит в театре - такое давно забытое в актерской среде слово, устаревшее и кажущееся лишним. Неотъемлемая часть актерской карьеры, так уж повелось с нулевых - узнаваемость в киноролях служителей закона, без страха и упрека борющихся с организованной преступностью на берегах Невы и у стен Кремля. Честный мент есть и в карьере Рубцова: «Шеф 3», «Шеф. Игра на повышение», в настоящий момент идут съемки 5 сезона сериала «Шеф». Осенью 2020 зрители Первого канала могли увидеть актера в роли успешного, но рефлексирующего адвоката Бориса Аврутина в «Презумпции невиновности».

«Ментовская медийность», ставшая субкультурой нашего времени, влияет и на узнавание актера, и на рейтинг у телезрителей, и активно эксплуатируется театрами. Но Кирилл Рубцов избирателен в выборе материала. К своим 45 годам актер сыграл в 43 фильмах разных временных эпох и стилей. От сериалов до артхаусного кино. Актер не боится экспериментов и поисков, в фильме об Александре Вампилове «Облепиховое лето» режиссера Виктора Алферова, он исполнил самого Олега Ефремова, не добиваясь внешней похожести, но передавая саму суть знаковой персоны русского театра. В мини-сериале «Паршивые овцы» о тяжелой и неоднозначной теме заключенных во время Великой Отечественной войны, актер исполнил роль политического заключенного, который в бытность свою разведчиком Умаевым, заранее предупредил руководство СССР о нападении немецких войск, но ему не поверили. Среди работ Рубцова особняком стоит роль в короткометражке режиссера Александра Сосова «То, что мешало умереть». Кирилл Рубцов и Наталья Гудкова исполняют роли супругов, запертых в пространстве собственной квартиры, замерзающих от нелюбви.

В спектакле Театраимю Евг. Вахтангова «Бовари» режиссера Ольги Субботиной актер играет две роли: Родольфа Буланже и Гюстава Флобера. Виртуозен актерский дуэт с Анной Дубровской, Эммой Бовари.

Спектакль идет на Симоновской сцене, и слова Рубена Симонова, представленные на выставке в фойе: «Театр Вахтангова должен жить», - полностью отражают дух спектакля. Ольга Субботина, воплощая один из принципов Театра Евгения Вахтангова - происходящее на сцене должно быть понятно каждому, и каждый зритель должен найти в переживаниях героев нечто близкое себе - сумела так поставить спектакль, что зритель смеется и плачет, потому что все люди счастливы одинаково, а каждый человек несчастен по-своему. Каждый человек умирает, но не каждый живет. И что-то неуловимо толстовское звучит в «Бовари». Спектакль о невозможности любви для многих, и о всепрощении. Кирилл Рубцов (Родольф Буланже) в своем персонаже, в котором, казалось бы, так много аморальности, что можно погрязнуть в пошлости, создал образ потерянного человека, которого искренне жаль в финале, как жаль всякого человека, не испытавшего чудо любви, или понявшего, что это была любовь, слишком поздно.

Совсем другой дуэт, комедийный, предстает перед зрителями в легендарном спектакле Вахтанговского театра «Мадемуазель Нитуш», поставленном Владимиром Ивановым. Дуэт Марии Ароновой (Начальница монастырского пансиона) и Кирилла Рубцова (Лейтенант Фернан де Шамплатро) поражает совершенством актерской импровизации. Пародийность в речи и пластике, переодевание - все эти приемы вахтанговской школы Кирилл Рубцов с легкостью применяет в сцене знакомства с молодой воспитанницей пансиона. На театральных подмостках в этот момент происходит яркая, праздничная, карнавальная игра. И в следующий момент персонаж Рубцова уже бравый гусар с образцовой военной выправкой, демонстрирует еще и прекрасный вокал. Эта сторона актерского таланта знакома зрителям по участию Кирилла Рубцова в мюзикле «Звуки музыки» в роли капитана Георга фон Траппа.

Говоря о ролях Кирилла Рубцова в Театре Вахтангова, хочется особо отметить его участие еще в одном спектакле своего учителя Владимира Иванова «Люди как люди» по пьесе М. Горького «Зыковы». В роли Хеверна артист словно бы «пропевает» иностранный акцент, придающий холодность и резкость голосу в диалоге с Софьей (Лидия Вележева). Актеры, проводя одну из самых сложных сцен, словно бросают друг в друга острые льдинки: он - в сердце женщины, она - в самолюбие мужчины, читая ему отповедь, полную сдерживаемого гнева.

Еще одна из интереснейших работ актера - роль Герцога Бэкингемского в Московском театре Олега Табакова в спектакле «Кинастон» режиссера Евгения Писарева. Партитура роли выстроена по всем законам полифонии. Его Виллерс, герцог Бэкингемский воплощает мифологему Платона об андрогинах: «Любовью называется жажда целостности и стремление к ней», и совершенно неважно, любовь эта гетеро- или гомосексуальная, важно, что две половинки разделены богами и ищут друг друга по свету...

Среди ролей Кирилла Рубцова и чудесный Дроссельмейер в спектакле для детей «Щелкунчик в стиле стимпанк», исполненный в своем негосударственном театре С.А.Д (Содружество Артистов Драмы), который был основан в 2011 году актером, со свойственной ему неутолимой жаждой творчества. Хореограф Андрей Меркурьев, режиссеры Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов создали музыкальную сказку с куклами и театром теней, передавая доход от продажи билетов в благотворительный фонд «Жизнь как чудо». Хочется пожелать с такой отвагой, особенно в нынешней ситуации пандемии, не снижать планку и продолжать показывать в «Аптекарском огороде (где базируется театр С.А.Д.) спектакли репертуара, названиям которых можно только позавидовать: «Аркадия», «Маркес без слов», «Вся жизнь впереди».

Внимание и такт отличают Кирилла Рубцова в общении с почитателями его актерского таланта, он не принимает участие в сомнительных телевизионных ток-шоу, в редких интервью говорит ровно столько, сколько допустимо для сохранения своего личного пространства. В своей видео-визитке, размещенной в личном блоге Instagram, Рубцов заявляет, что «артист должен меньше говорить, мы засоряем эфир». И эту программу он воплощает в своем творчестве: за него говорят его роли.

Мне вспоминается Жан Луи Барро, создававший так называемый «тотальный театр», представляющий сочетание воздействия слова на человека и воздействия движений, выражающих слова. В этом театре соединялось всё - от пения, музыки, танца, пантомимы до невероятного владения голосом. Роли актера Кирилла Рубцова в театре и кино, как мне кажется, ведут именно к такой сложной «тотальной» роли, которую мы и будем ждать в недалеком будущем на самых разных сценических площадках.

Фотогалерея