Добрая волшебница орловской сцены / Татьяна Легкобит

Выпуск №3-233/2020, Лица

Добрая волшебница орловской сцены / Татьяна Легкобит

«...много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное воспоминание, сохраненное с детства, может быть лучшее воспитание и есть. Если набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек», - напутствует юных друзей герой романа Достоевского «Братья Карамазовы».

Думаю, слова классика, вложенные в уста своего персонажа, близки многим: у каждого есть бережно хранимые воспоминания, при обращении к которым светлеет лицо, невзначай пробегает улыбка, и испаряется намерение совершить опрометчивый поступок. Для многих одним из чистейших источников таких воспоминаний детства стал театр кукол: светлые, добрые истории, которые очаровывают и захватывают, энергия и дух праздника, понятная, зримая мораль, яркий живой мир фантазии дарят незабываемые впечатления душе зрителя. На кукольной сцене творятся чудеса - а ведь мечтают, ждут чудес все, и взрослые, и дети.

В течение 49 лет Татьяна Петровна Легкобит, актриса Орловского театра кукол, воплощает наши «всамделишные» мечты в театральную реальность. Учеба у ведущих педагогов страны, работа с выдающимися режиссерами, признание коллег и любовь публики, роли, в которых высокое мастерство Татьяны Петровны признано бесспорным, - вот неполный перечень достижений актрисы.

Один из секретов ее успеха как художника и личности - гармония натуры, где богатое внутреннее содержание сочетается с поэтичной изящностью облика. Красивая, элегантная женщина редкой душевной грации, с блеском в глазах, выразительным взглядом, она крайне требовательна к себе и чрезвычайно скромна. Влюбленная в искусство, творчески наполненная Татьяна Петровна создает кукольные образы с подлинно художественным вкусом, вкладывая все силы в работу над ролью. Характерная разноплановая актриса, она владеет всеми видами кукол: пальчиковыми, перчаточными, гапитными, марионетками, Петрушкой, штоковыми, паркетными, теневыми. Более преданного театру человека трудно себе представить.

Кажется, с первых шагов ее жизнь определялась близостью к сцене, однако она выросла не в театральной семье. Мама работала медсестрой, папа - электрослесарем: во время войны ремонтировал самолеты, позднее работал на заводе. Папины родители умерли в голодные и холодные военные годы. В мирное время молодой семье тоже пришлось нелегко, но они выстояли. В семейном кругу любили петь, так что музыкальная одаренность, прекрасный голос, абсолютный музыкальный слух - это у Татьяны Петровны наследственное. Когда в театре диву даются, откуда она знает на зубок, нота в ноту чуть ли не все песни, она отвечает: «От родителей. Детская память все впитала».

Когда маленькая Таня перешла в четвертый класс, ее вместе с одноклассниками пригласили в Саратовский дворец пионеров записываться в кружки по интересам. Девочка мечтала танцевать. Но, как это обычно бывает, набор в танцевальную группу уже закончился. Сотрудница Дворца пионеров посоветовала Тане и ее подругам посетить студию Веры Ивановны Карелиной. «Сходите на ее занятие, - подсказала добрая женщина, - оно как раз сейчас началось. Может, побывав на нем, вы уже не захотите никуда идти...»

С 1960 года Вера Ивановна руководила детским театром кукол «Смешинка» Саратовского городского дворца пионеров, а до этого работала в Саратовском академическом театре драмы и Вольском драматическом театре, но по состоянию здоровья вынуждена была оставить сцену. Творческая жизнь детского театра увлекла талантливую девочку: подруги бросили студию, а Таня осталась. Ее первыми номерами были «Вальс Штрауса» и «Цыганский танец». С особой теплотой Татьяна Петровна вспоминает бесконечные «елки», проводившиеся во Дворце пионеров в период зимних каникул, по 3-4 в день, с утра и до вечера: «Всякий раз за полчаса до начала новогоднего представления мы показывали свой спектакль детям, из-за долгой, трудной дороги приехавшим на праздник заранее».

Талант, богатые природные данные, неистощимая фантазия - а ведь, по словам Сергея Владимировича Образцова: «Искусство - это фантазия, без нее в искусстве ничего сделать нельзя», - свидетельствовали о том, что юная актриса нашла свое предназначение, свою звездную дорогу.

В решающий год, когда Татьяне надо было определиться с будущей профессией, педагог сама обратилась к ученице: «Вас у меня много, но не со всеми я начинаю этот разговор, а если начинаю, то не каждому даю совет поступать на театральное отделение. Но, наблюдая за тобой, я уверена, тебе обязательно надо это сделать». Девушка была счастлива: она давно хотела спросить Веру Ивановну, стоит ли ей мечтать о профессии артиста-кукловода, но не решалась.

В тот год шел второй набор на кукольное отделение в Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова - одну из старейших Российских театральных школ, кузницу блестящих артистических кадров. Татьяна поступила на курс заслуженного артиста РСФСР Александра Семеновича Чертова.

Посмотреть дипломный спектакль курса приехал Виктор Давидович Офрихтер - страстный приверженец театра кукол, совершенствовавший его до уровня высокого искусства, главный режиссер Пермского театра кукол с 1960 по 1982 год, выдающийся педагог, участник Великой Отечественной войны, известный также и тем, что после войны привез в родной город лишь пишущую машинку и ... ребенка неизвестного возраста и национальности, спасенного на пожаре. Спектакль Офрихтеру очень понравился. После просмотра Виктор Давидович пригласил четырех студенток курса на работу в Пермский театр кукол. Среди них была Татьяна Легкобит.

Офрихтер стоял у истоков Пермского театра кукол - одного из самых ярких и интересных не только в стране, но и в мире. Сцена Пермского кукольного - лучшая в России, его спектакли авторские, нередко экспериментальные, авангардные, такие как недавние «Превращение», «Король Лир», «Крошка Цахес», признаваемые самыми интересными и новаторскими, получают награды престижных российских и международных фестивалей.

Татьяна пришла в Пермский театр кукол в 1972 году. Она играла в самых удачных постановках Офрихтера: операх «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр», пантомиме «Красная птица». В 1973 году на десятом по счету Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине в рамках советской культурной программы был показан знаменитый «Мойдодыр» Офрихтера. Тот фестиваль совпал с 25-летием фестивального движения. Собрав в свои ряды 130 стран-участниц, он позиционировался как «самый большой из когда-либо организованных». Несовершенные, в сравнении с современными, технические средства не помешали творческому диалогу артистов со зрителями: волшебство театра состоялось, и иностранная публика с восторгом приняла спектакль. Татьяна Петровна вспоминает, как после каждого представления их, артистов, окружала детвора, засыпая вопросами: «А как вы воду делали?», «А можно куклу потрогать?». Политическая подоплека фестиваля людей не занимала: в приоритете было искусство и счастье участия в мероприятии, собравшем художников со всего мира, готовых делиться идеями со зрителями и коллегами.

После Берлина Татьяна участвовала во многих российских фестивалях. Скорее всего, актриса продолжила бы работать в Перми, если бы не судьбоносная встреча, навсегда изменившая ход ее личной и профессиональной жизни. Она познакомилась с молодым талантливым актером - Павлом Легкобитом, сибиряком, выпускником Ярославского театрального училища и филологического факультета Пермского государственного педагогического института. Удивительно, но с Татьяной он впервые встретился не в театре, а ... в магазине и принял ее за балерину. Впрочем, последнее как раз не удивляет: ее точеная фигура, благородная пластика движений, грация напоминают именно об этом виде искусства.

К слову, кукловождение внутренне близкородственно балету: театр кукол - это театр поэзии движения, где, как и артист в балете, через пластику кукла выражает чувства и мысли. Умение филигранно синхронизировать руки, пальцы и речь в чем-то схоже с мастерством выполнения сложнейших балетных па. Изящная игра на сцене целиком зависит от ловкости кукольника - стоит дрогнуть руке, и кукла вмиг совершит неестественное движение. Искусные руки-птицы парят над ширмой, словно балерины над сценой.

Выходит, будущий муж Татьяны был не так уж неправ в своем первом впечатлении. После памятного знакомства Павел уехал в Кунгур, потом пять лет проработал у знаменитого Ивана Тимофеевича Бобылева в Пермском академическом театре драмы. В 1978 году получил заманчивое предложение-мечту сыграть роль Лариосика в «Днях Турбиных» М. Булгакова от Л.Ю. Моисеева, уезжавшего в Орел принимать театр в качестве главного режиссера. Ответить отказом было невозможно. Так он и оказался в Орловском драматическом театре имени И.С. Тургенева, где работает по сей день, только театр теперь академический, а Павел Легкобит - заслуженный артист РФ, председатель Орловского отделения СТД РФ, профессор Орловского государственного института культуры, а его ученики играют в разных театрах страны.

Переезд супруга, а значит и долгие разлуки с ним, привели Татьяну Петровну к решению оставить Пермь и ехать в Орел. «Она пожертвовала ради меня тем, чего достигла в Перми», - говорит Павел Иванович.

Татьяну Петровну пригласили в Орловский театр кукол, где она трудится и сегодня. За все годы она работала с таким режиссерами, как Н.П. Наумов, Г.А. Карбовничая, В.И. Куприн, а также с В.Р. Денисенко, Я.М. Мер, В.С. Сергейчевым, Г.В. Смирновой. Она блистательна в роли Бризеиды в «Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха, Васьки Куролесова, Шапокляк, бегемотика Бантика в постановке «Бантик», Пифа в спектакле «День рождения Пифа» П. Шенхоф и А. Скутулис, Мачехи в «Морозко», Лисы в «Золотом цыпленке» В. Орлова.

Н.Я. Симонович-Ефимова, основательница русской профессиональной школы искусства играющих кукол, держа куклу за гапит, говорила: «У меня в руках бьется сердце этой куклы». В руках Татьяны Петровны куклы тоже обретают живую душу, и начинается волшебство. За 33 года работы в Орловском театре кукол она сыграла более 160 ролей в 122 спектаклях. В ее репертуаре много острохарактерных образов. Нередко в одном спектакле Татьяна Петровна исполняет несколько ролей: Бабу Ягу, сестру Капу в «Аленьком цветочке» С. Аксакова; Рыбу, бедного и богатого, Смерть в «Сказе про Маланью» НЛескова; Собаку Журку, Корову, Лебедя в спектакле «Гуси-лебеди», Орлика и Царя в «Сказании об Орле» Н. Захаровой. В Госпоже Метелице и фрау Хильде в спектакле «Госпожа Метелица», Мачехе в «Морозко», Бегемотихе в «Слоненке», Курице в спектакле «Кошкин дом» критики особо отмечают интересную интерпретацию образов, созданных артисткой.

На вопрос, какой из сыгранных спектаклей самый любимый, Татьяна Петровна отвечает: «Любимый спектакль - тот, над которым сейчас работаешь». Такая самоотверженность по отношению к любимой работе сообщает высокий художественный уровень каждому спектаклю с участием Т.П. Легкобит. Все они о всепобеждающем добре, о том, что каждому, подобно Маленькому принцу, ежедневно следует пропалывать душу от злых баобабов.

Так в спектакле «Радостный мир» в магазин игрушек попадает солдатик с пушкой. Он сталкивает другие игрушки с полок, доказывая, что он здесь главный. Даже самому маленькому зрителю ясно: войне не место в радостном мире. В спектакле «Он рад зеленой песенке» на солнечной лужайке, поросшей ромашками, пробует музицировать кузнечик. Лесные жители сбегаются и слетаются на звуки скрипки. Приходит и медведь. Скрипач-неофит говорит, что хотел бы научиться красиво играть на скрипке. Медведь обещает помочь ему и, действительно, помогает. Счастливые звери и птицы, которые раньше ссорились по пустякам, устраивают в лесу совместный концерт: у каждого - свой инструмент, своя мелодия. Аудитории понятен вывод: искусство - великая объединяющая сила.

Спектакль-игра «Бантик» о бегемотике Бантике, который работал в цирке. Бантик подружился с девочкой и очень ждал от нее письма. Цирку надо было ехать в другой город, а письма все не было. Чтобы оттянуть время отъезда, Бантик постоянно что-то теряет, что приходится долго искать, ломает, разбивает, придумывает разные игры, в которые включается и зрительный зал. В финале девочка приносит ему письмо, чему все очень довольны. Такие постановки с удовольствием смотрят и дети, и взрослые, ведь их главный посыл - вневозрастной: сохранить в душе мир детства.

Татьяна Петровна с болью говорит о том, что искусство кукловождения сейчас переживает не лучшие времена. Специалисты уходят, молодежи в профессию приходит мало, так как на артистов театра кукол учат лишь в Санкт-Петербурге, Саратове и Ярославле. В Москве же нет кукольного отделения. Ширму и куклу все чаще заменяет живой план, а куклу обозначают символически или пользуются предметом. И это объяснимо: владение куклой требует обширных знаний, трудолюбия, особого мастерства. Для того чтобы даже, как кажется, простая перчаточная кукла ожила, нужна развитая пластика рук и желание добиться результата, а с отношением: «Да зачем мне это надо!» - толка в кукольном деле не будет.

Все же надеемся, театр кукол переживет трудные времена, и, разумеется, в первую очередь, благодаря таким преданным сложному, но прекрасному искусству мастерам, как Татьяна Петровна Легкобит.

В этом году у Татьяны Петровны юбилей. От всей души поздравляем ее и желаем новых творческих побед, интересных ролей, счастья, крепкого здоровья и, как прежде, оставаться примером и источником вдохновения для коллег и любимой актрисой для зрителей.

«У меня есть девиз, - улыбается Татьяна Петровна. - Пока живет в тебе стремление вперед - не бойся!» В этих словах надежда и вера в лучшее.

Фотогалерея