Чебоксары

Выпуск № 10-120/2009, В России

Чебоксары

 

Если тебе изменила жена, то утешься тем, что изменила она тебе, а не Отечеству, – это Чехов. Иронии не скрывает.

Без «изменщицы» не обходится ни один из мало-мальски известных сюжетов от трагедии до анекдота. В русском фольклорном сознании (несмотря на известную набожность народа) симпатии всегда на стороне «греховодницы». К прелюбодеянию, осуждаемому церковью, в миру отношение сносное, терпимое, а чаще всего – сочувственное. Вот старинной песни – старинные слова: «Тише, тише (шепчет молодка своему милому, забравшемуся к ней на сеновал), муж проснется, закричит». На что любовничек отвечает: «Закричит, так жить не будет, пусть-ка лучше помолчит!».

В разных землях, далеких и близких, где до сих пор сильны традиции домостроя, где правит бал «ветхозаветная мораль», всякая женская неверность всеми осуждаема. На Кавказе – говорил мне опытный режиссер – Катерину из «Грозы» А.Н.Островского публика не примет и непременно осудит. Я этому не совсем верю. Но так говорят. Я же думаю, что если кто в зале, поддавшись общему настроению, и скажет в сердцах – «так ей и надо», то дома наедине с собой погрустит о загубленной душе «изменщицы». И жалко ему станет Катерину.

Такие мысли пришли ко мне не на пустом месте, а по поводу. В Чебоксарах я посмотрел под занавес сезона семь спектаклей в разных театрах. Во всех постановках присутствовала эта самая интрига, связанная с «изменой». Даже в невинной сказке «Чиполлино» (Русский драматический театр) графиня Вишня, по всему видно, недолго будет хранить верность своему супругу графу Вишне, однажды трагически угодившему в «сухофрукты».

Мелькнет любовный сюжет в спектакле-фэнтези Чувашского ТЮЗа «Упавшие с луны» шведского драматурга Л.Свенсона. Речь в спектакле идет главным образом о «пустыне отрочества», которую «пересекают» довольно эксцентричная девочка-подросток и ее приятель. Но на периферии сюжета, от главной интриги вдалеке «случай свел» мать этой самой девочки с отцом вышеозначенного недоросля. Дядечка как появился в жизни мамы совершенно неожиданно, так и пропал без объяснений. Случившееся на событие явно не тянет. Театр и зрители относятся к такому «курьезу» спокойно, как к «норме жизни»; может быть, нынче оно так и есть. Театр – зеркало.

В комедии «Странная миссис Сэвидж» Дж.Патрика (Русский драматический театр) – своеобразном варианте «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, уменьшенном до миниатюры, – интрига вертится вокруг маниакального стремления старой дамы осчастливить все человечество, потратив на это весь свой капитал. Дети, понятно, не в восторге. Бабуля легко приобретает симпатии обитателей дома для душевнобольных, персонала и, конечно, зрителей. Но, как говорится, «чувств никаких не изведав», наблюдает публика за детьми этой самой бабули: муж, не задумываясь, обманет жену, жена-вертихвостка вообще не выходит из подозрения, братец давно всех продал и готов на все ради денег. Все это – мимоходом. Дело, понятно, обычное – давно ставшее нормой жизни, а зрителю подавай сенсацию…

Любовная интрига пробралась и в музыкальную комедию Чебоксарского ТЮЗа (версию повести Н.Лескова «Левша» написали Б.Рацер и В.Константинов) «Как Иван за море ходил». Аглицкая королева недвусмысленно намекает Левше, что неравнодушна к нему, готова, как говорится, на все услуги и даже не прочь оставить Ивана навсегда проживать в городе Лондоне. Но не тут-то было. Иван не поддается, вспоминает свою Машку и возвращается в Расею, где его (в пику писателю Н.Лескову) встречают с распростертыми объятиями, а Царь, оказывается, заранее выписал в Питер невесту Машку и устраивает свадьбу своему умельцу и хитроумному разведчику Левше. Фривольный куртуазный мотив мелькнул было в спектакле и уже готов был завершиться «изменой», но патриотическая идея одержала верх.

Любовные отношения составляют суть интриги, определяют тему двух спектаклей в Академическом драматическом театре им. К.Иванова. Это «Вей, ветерок» Яна Райниса и сочинение болгарского драматурга И.Иовкова «Албена». Главная героиня лирической драмы латышского драматурга стоит перед поистине трагическим выбором между любовью и честью, как она ее понимает. Разлучница все равно что любовница. Дорогу перешла. В конце концов девушка бросается в Даугаву и погибает. Любовь в латышском эпосе как рок и судьба. Актеры и играют немного отстраненно, ни на миг не забывая о поэтической, эпической родословной драмы. Здесь быт как бытие. Даугава, мельница, холсты.

В спектакле «Албена» по стечению обстоятельств действие происходит тоже на мукомольне. Здесь те же камни истории: горбится старинный мост, черепица на крышах домов, потертые ступени и обветренные стены. Но подле старых камней уже идет новая жизнь, встает новое солнце. Почти жанровые картины, современные характеры. Легковесный староста, сельский философ-учитель, силач-батрак, разбогатевший купчик, молодой сельчанин, старики. И все влюблены в красавицу Албену. Предлагают любовь, смущают деньгами, завлекают подарками. Албена выделяет одного. Любовь сельской красавицы и простого мельника не обещает сложной интриги. Действие движется характерами и ситуацией. Любовные сцены поставлены как счастливые игры. Молодые актеры, особенно Албена – Ирина Верьялова, пластичны и выразительны, прекрасны, как сама природа. Их горькая любовь не нуждается в объяснениях. Она греховна. Но всему виной обстоятельства – оба несвободны, оба люди семейные. Обстоятельства, ведущие к трагической развязке: мельник убивает мужа возлюбленной.

Попытку извлечь в финале какую-то мораль, дать какую-то оценку случившемуся постановщик спектакля В.Яковлев все же решил предпринять. На сцене возникает ряд прекрасных картин, достойных живописца. Здесь и танец, и дымы, и фигуры двоих, уходящих на каторгу, и икона над головой, и пламя, и раскаленные угли…

Много смысла, аллюзий, догадок… Но достаточно уже и того, что тронула душу и запала глубоко в сердце рассказанная театром эта история несчастной любви. Еще одна история измены.

Фото из архивов театров

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.