Умер Роман Виктюк...

Выпуск №3-233/2020, Скорбная весть

Умер Роман Виктюк...

В последнее время становится все страшнее слушать новости и включать телефон: едва ли не ежедневно приходят горькие вести об ушедших. И 17 ноября, в день, когда прощались с Арменом Борисовичем Джигарханяном, не стало Романа Григорьевича ВИКТЮКА, уникального, ни на кого не похожего Мастера, не только создавшего свой театр, но прививавшего особый стиль многочисленным театрам, в которых довелось ему работать.

Об этом Поэте, воспринимавшем искусство на непостижимо высоком градусе чувств - его темперамент входил в душу каждого из артистов, с которыми Виктюку довелось работать во Львове после окончания ГИТИСа, а затем в Калинине (нынешней Твери), Киеве, Вильнюсе, где с 1970 по 1974 год. Роман Виктюк был ведущим режиссером Русского драматического театра Литвы. И туда ездили со всех концов страны те, кто мечтал посмотреть его спектакли «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской и «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова.

С середины 70-х Роман Григорьевич Виктюк начал работать в московских театрах, где - без преувеличения - каждый его спектакль становился событием культурной жизни столицы: «Царская охота» Леонида Зорина в Театре Моссовета, «Татуированная роза» Теннесси Уильямса, «Соборяне» по Н.С. Лескову в Театре имени Евг. Вахтангова и особенно - запрещенный спектакль в Студенческом театре МГУ «Уроки музыки», попасть на который было практически невозможно.

Роман Григорьевич обладал несомненным педагогическим даром - он преподавал в Эстрадно-цирковом училище, в Институте театрального искусства, проводил мастер-классы не только в России, но и в Украине и Польше. И те, кому довелось видеть документальные записи его репетиций в различных телевизионных передачах, вряд ли смогут забыть, какой искренней любовью к артистам и счастьем их успеха Виктюк светился, когда кричал на весь зрительный зал: «Ге-ни-аль-но!!!»

Роман Григорьевич поставил огромное количество спектаклей, более двухсот. Его немыслимая энергия и фантастический темперамент не ведали пауз, потребности в передышках. Казалось, 24 часа в сутках - не его время, а какое-то выдуманное, им не ощущаемое. Потому и перечислить даже долю поставленных Романом Виктюком спектаклей невозможно, слишком длинным окажется список, в котором за каждым наименованием не просто театральная история, а поэтическое, возвышенное восприятие мира, далеко не каждому ведомое.

В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль - «Служанки» по пьесе Жана Жене. Это была первая работа театра после ухода из жизни его создателя, Аркадия Исааковича Райкина, и, по словам Константина Райкина, сыграла огромную роль в обновленной жизни коллектива. Хореография Аллы Сигаловой, костюмы Аллы Коженковой, ярчайшая игра Константина Райкина, Николая Добрынина, Александра Зуева и Сергея Зарубина с тщательнейшей режиссерской разработкой, можно сказать без всякого преувеличения, покорили весь мир - спекаткль был с большим успехом воспринят в разных странах, вызывая подлинное изумление мастерством всего коллектива создателей.

А спустя два года спектаклем «М. Баттерфляй» по пьесе Д.Г. Хуана открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров. Началась новая полоса в жизни Мастера...

На сцене этого театра появились такие спектакли, как вторая и третья редакции «Служанок», а далее последовали одна за другой премьеры, хотя бы малую часть из которых невозможно не назвать: «Двое на качелях» У. Гибсона, «Лолита» Э. Олби по роману В. Набокова, «Философия в будуаре»» Маркиза де Сада, «Осенние скрипки» И. Сургучёва, «Саломея» О. Уайльда, «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса, «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова, «Федра» М. Цветаевой, «И вдруг минувшим летом» Т. Уильямса, «Мандельштам» Де Нигро, «Мелкий бес» Ф. Сологуба. И - премьера 2020 года, «Отравленная туника» Н. Гумилева...

На страницах «Российской газеты» в день ухода Романа Григорьевича Виктюка очень точно и эмоционально написала Наталия Шаинян: «Он владел тем летучим, сияющим веществом, что называется магией театра и не подлежит описанию. Его лучшие спектакли стали легендой, вошли в учебники по истории русского театра... Мощен заряд театральной жизни, вложенный в них создателем... Влюбленный в музыку и поэзию, всюду гость и нигде не свой окончательно - он был блуждающей звездой, «беззаконной кометой в кругу расчисленном светил»...

... Невозможно представить, что тот, в ком было столько жизни и огня, тот, чья фантазия была неистощима и вкус безупречен - что он больше не выйдет на сцену после спектакля, держа за руки своих актеров. Виктюк не раз говорил, что «Травиата» будет его последним спектаклем, но не спешил, не хотел готовиться к завещанию. Мы никогда не увидим его, но там, где смерти нет, он поставит Верди».

Фотогалерея