АСТРАХАНЬ. Новый этап

Выпуск №4-234/2020, В России

АСТРАХАНЬ. Новый этап

В декабре 2020 года Астраханскому драматическому театру исполняется 210 лет. Театр-долгожитель, безусловно, переживал множество различных эпох взлетов и падений, которые навсегда останутся в истории. Однако сегодняшняя жизнь театра не менее разнообразна и интересна.

У каждого творческого организма, как и у всякого человека, своя судьба. Есть театры, у которых на протяжении многих десятилетий один творческий лидер. Есть те, в которых довольно часто меняются первые лица. Индивидуальность таких театров складывается из особенностей характеров главных режиссеров, художественных руководителей, директоров, в разное время отдававших частичку своей души, чтобы сделать именно этот театр лучше, интереснее, современнее и успешнее.

Новый сезон и новый этап Астраханского драматического ознаменовался сменой сразу двух руководителей. Такого не наблюдалось по крайней мере лет тридцать. Очень хочется верить, что кардинальная смена курса приведет к успеху, процветанию, а главное, к максимальному творческому проявлению и бесконечному зрительскому интересу.

Директором театра стала Лилия Аркадьевна Гурко, человек, немало сделавший для астраханской культуры. В разное время она возглавляла направление концертной деятельности астраханской филармонии, была заместителем директора Музыкального театра, Театра оперы и балета, занималась организацией и проведением гастролей, фестивалей. Все это вселяет надежду, что опыт, полученный в прежние годы, поможет новому директору осуществить замыслы художественного руководителя театра, которым стал известный в России режиссер, заслуженный артист России Александр Анатольевич Огарёв.

Задумываясь о смелых идеях нового художественного руководителя, понимаешь, что именно так оно и будет. Весь прежний опыт режиссера, отзывы коллег из других городов, которым посчастливилось работать с Александром Огарёвым, готовят нас к тому, что тихая провинциальная жизнь театру не грозит. Первые же шаги на астраханской сцене подтвердили лучшие прогнозы. Конечно, еще рано говорить о том, что получится в итоге, но репетиционный период невероятно увлекает всех без исключения артистов и других участников творческого процесса. Для своей первой постановки на астраханской сцене Огарёв выбрал пьесу «Татуированная роза». Начнем с того, что Теннесси Уильямс в последний раз появлялся в афише театра в 1992 - 1993 годах. Это была пьеса «Трамвай «Желание». Позже самостоятельная работа артистов театра «Стеклянный зверинец» была показана раза два-три. В афише была и «Татуированная роза», но лет 40 назад. Этот экскурс в историю постановок драматурга на сцене театра говорит о том, что столь непростой автор был, вероятно, слишком сложен для астраханского зрителя в прошлом столетии.

Меняются времена, меняются люди. Сегодняшний зритель иной. Он приходит в театр не только за весельем, развлечением или чтобы скоротать время. Сегодня публика готова к непростому разговору с театром, к сложным конструкциям спектаклей, к разгадыванию загадок и символов. В зрительном зале все больше людей, желающих, чтобы их воспринимали как умных, образованных собеседников. Это очень ответственно для театра. Такой подход заставляет держать высокую планку и помогает верить в себя, если подобный разговор со зрительным залом успешен.

Возвращаясь к предстоящей премьере хочется остановиться на том, что у обычных людей называется «трудовые будни». Репетиционный процесс новой постановки во многом отличается от всего того, что было прежде. В определенном смысле - это не традиционная репетиция предстоящего спектакля, а своего рода шаманский ритуал, медитации, увлекающие артистов идти за режиссером, полностью полагаясь на него. Будущий спектакль уже сейчас соткан из символов, знаков, света и цвета, инфернальных звуков, пограничных эмоций, отражающихся в пластике, музыке, глазах артистов, струнах их душ.

Как и в большинстве пьес Теннесси Уильямса, это незатейливый сюжет о судьбе простой женщины, которая могла бы родиться в совершенно любой точке земного шара и прожить ту же самую судьбу без какой бы то ни было социальной и территориальной привязки. В центре повествования героиня, потерявшая мужа, который ради благополучия своей семьи и возлюбленной нарушает закон и погибает. Веря в незыблемость их отношений и в то, что он пострадал из-за любви к ней, женщина обрекла себя на вечные страдания и муки. Трагедия усиливается тем, что муж, оказывается, любил не ее одну и был не так уж безупречен. Предательство настигает в тот момент, когда уже не с кого спросить... Все очень характерно для Уильямса и типично для жизни. Но, вероятно, только Уильямс мог так препарировать глубины человеческого (а точнее, женского) подсознания и вскрыть трагические нарывы женской души, которая по божественному определению является частью мужской. Удивительно, как человек, настолько далекий от слабой половины человечества, мог так тонко понимать и чувствовать женское сердце...

Все эти мысли рождаются не только в связи с авторским текстом, а во многом благодаря тому, куда ведет режиссер артистов в процессе работы над материалом. Хочется верить, что спектакль будет так же интересен зрителю, как интересно в нем существовать артистам при его рождении. И еще пожелать долгой и счастливой жизни театру в ныне существующем формате и составе.

Фотогалерея