МЕЛИХОВО. Короткие встречи на «Аллеях любви»

Выпуск №4-234/2020, В России

МЕЛИХОВО. Короткие встречи на «Аллеях любви»

... Пора, ох пора разделить чистый лист бумаги вертикальной чертой и писать доводы «за» и «против» спектаклей в интернете. Чтобы сделать выводы, поскольку очевидно, что и театрам, и зрителям в будущем нередко предстоит встречаться именно в таком формате.

С одной стороны, с появлением интернета возникла возможность в любую минуту на домашнем гаджете посмотреть знаменитые спектакли прошлого времени - конечно, если они были записаны на пленку. Плюс? Безусловный.

С другой - сегодня практически любой спектакль записывается, и вопрос качества записи стал чуть ли не важнее качества спектакля - дурная запись может погубить самую гениальную работу, а хорошая в силах облагородить даже не очень удачную постановку. Минус? На мой взгляд, да, и именно это обстоятельство требует самого пристального внимания. Чтобы спектакль на экране был максимально адекватен сценическому исполнению, требуется профессиональная съемка, а это лишняя головная боль для театров. Такова наша новая реальность, и к ней надо приспосабливаться.

Тем приятнее отметить неплохое, хотя и с оговорками, качество записи спектакля «Аллеи любви, или Последний пароход» театра «Чеховская студия» в Мелихово: онлайн-премьера сохранила самое главное - атмосферу, нежную и чувственную, бережную к автору, наполненную сильными переживаниями. Даже из названия ясно, что этот спектакль сделан по рассказам Ивана Алексеевича Бунина. 150-летие классика вдохновило многих. Сегодня даже смешно читать опасения, высказанные писателем в одной из статей «...всегда содрогался от мысли о том, что вот будут после моей смерти (без меня) сохнуть на полках библиотек мои книжки...»

Но здесь, в Мелихово, бунинские «Темные аллеи» чудесно срифмовались с «Аллеей любви» в мелиховской усадьбе - так родился получивший президентский грант музейно-театральный проект «Аллеи Любви», соединивший спектакль и выставку, посвященную взаимоотношениям Чехова и Бунина.

Выставку я, живущая в Таллинне, посмотреть, к сожалению, не могу, а спектакль могу - вот неоспоримый плюс интернета. Мне посчастливилось несколько лет участвовать в фестивалях «Мелиховская весна», и поэтому я с особым чувством по мере возможности слежу за работой «Чеховской студии».

«Аллеи любви, или Последний пароход» посвящаются и 100-летию Крымского исхода, темы любви и изгнания, невозвратной потери и неумирающей надежды буквально пронизывают и бунинские рассказы, и их воплощение на сцене. Три актера и одна актриса. Три мужских судьбы и характера - актеры Евгений Пеккер, Иван Кожевников, Сергей Фатьянов. И одна актриса - Марина Суворова, одна ОНА, такая разная для каждого, воплощение идеала женской любви.

Я знаю этих актеров. Я помню чудесную Соню Марины Суворовой, актрисы с сильным внутренним нервом, в мелиховском «Дяде Ване». Никогда не забуду «Черного монаха», постановки, которая проникала вглубь замысла автора, и говорила о двух разных видах безумия - признанного интеллектуального безумия Коврина, вызванного напряженными размышлениями и строем души, которая стремится к буре и по большому счету к гибели (прекрасная работа артиста Евгения Пеккера, сумевшего передать боль сумасшествия), и безумием Песоцкого, одержимого своим садом (в этой роли как всегда был убедителен заслуженный артист России Юрий Голышев). Взаимоотношения Коврина и Черного монаха, образ которого отлично воплотил актер Иван Кожевников, - это была настоящая дуэль, соблазнение желающего быть соблазненным...

С этими тремя актерами встретилась я на «Аллеях любви», и сделала для себя два открытия - фактурного и внутренне пластичного актера Сергея Фатьянова, и отличного актера Евгения Пеккера в роли режиссера.

Но - я видела онлайн премьеру, хотя и неплохо снятую, но все-таки не сидела в бревенчатом зале мелиховского «Театрального двора» на простой скамье в битком набитом зале (на фестивалях этот зал всегда забит битком), да и актеры играли БЕЗ зрителей (Мелихово - музей, а музеи все закрыты), а это, согласитесь, совсем другое дело. В онлайне мы видим спектакль глазами операторов камер, они обращают наше внимание на ту или иную деталь и дают возможность видеть крупный план актера, но все-таки многое исчезает из внимания. Еще раз повторю - удалось сохранить атмосферу спектакля, и это главное.

Мелиховцы выбрали для сцены три бунинских рассказа - «Солнечный удар», «Ида» и «В Париже». Текст рассказов сокращен, но куски читаются полностью, отдельные реплики перекликаются, повторяются, отдаются друг в друге эхом - особенно в «Солнечном ударе», где Поручик (Иван Кожевников) ведет воображаемую игру-диалог с исчезнувшей возлюбленной.

Эти рассказы, как я понимаю, театр объединил для себя по логике внезапной, неуловимой и непобедимой любви, причем любовь неуловимая (рассказ «Ида») пострадала больше всех, превратившись в своеобразный мостик между началом жизни («Солнечный удар») и ее концом («В Париже»).

Теме Великого исхода в эмиграцию отдана «рама», в которую заключен спектакль, - шинели, мостки парохода, столики на палубе, за которыми трое случайных попутчиков рассказывают свои истории... Естественно, все зрители знают фон бунинских рассказов, сформированный и литературой, и кинематографом (вспомним хотя бы булгаковский «Бег»), и происходящее на сцене сразу вызывает отклик в душе и сочувствие к героям, и благодарность к театру, такими скупыми средствами и так бережно этот фон оживляющими. Есть в спектакле и вторая «рамка», но о ней позже.

В «Солнечном ударе» дуэт актеров Марины Суворовой и Ивана Кожевникова наполнен юной энергией влечения (просто Она, Женщина, мудрее), нежностью, и даже целомудрием - сцена любовного пожара на мостках-качелях решена намеками, задыхающийся обмен словами мелодичен и музыкален, кружевная перчатка становится символом, а танец-кружение на доске-качелях под молчание и редкие музыкальные аккорды словно ввинчивается в воронку памяти...

Нужно отметить очень эмоциональный саундтрек спектакля, подобранный, в основном, из французской музыки. Звучащее в конце «Полюшко-поле», по которому едут «русской армии герои», становится завершением спектакля, сшивающим воедино нашу историческую память... Единственным исключением, на мой взгляд, становится сопровождение к рассказу «Ида» - понятно, что Casta Diva безошибочно вызывает у зрителей нужные эмоции, но рассказчик - Композитор, так он обозначен и в рассказе, и в программке, а Casta Diva слишком известна... Мне кажется, что Евгений Пеккер как режиссер сознательно обеднил Евгения Пеккера-актера, отобрав у него весь антураж «Иды» и оставив только фабульную мысль о нераспознанной любви. Герой, горько иронизируя над собственной неспособностью распознать любовь, обращается с заключительными словами-тостом прямо к небу: «Солнце мое! Возлюбленная моя! Ура-а!» И тут же возникает звук дождя, и в темноте сцены открывается дверь, в контражурной подсветке появляется высокая фигура с прямой спиной - точно, бывший военный...

«В Париже» - один из самых пронзительных рассказов Бунина. Бывший генерал, обманутый и преданный страной и женой, встречает, наконец, свою мечту: «Из года в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, - счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу - и все напрасно...» Он встречает Ее и обретает тихое счастье взаимной привязанности, но длится оно недолго...

Сергей Фатьянов играет Генерала скупо и выразительно. Почти неподвижное лицо, внимательный, вглядывающийся в самую глубь собеседника горький взгляд, афористичная речь, военная выправка... Даже его ирония по-военному прямолинейна: «...вода портит вино как повозка мостовую и как женщина душу». В этой истории место и время действия меняются по щелчку его пальцев - хоть жизнь и побила, он - генерал, ему лучше знать... И прекрасная его партнерша Марина Суворова откликается как чуткий музыкальный инструмент...

«Аллеи любви, или Последний пароход» мелиховского театра «Чеховская студия», на мой взгляд, очень хорошая работа - и актерская, и режиссерская, и постановочной команды (сценическое оформление заслуженного художника РФ Ивана Миляева, художник по костюмам Анна Ефимова). Особо скажу о Ней, образе Женщины. В начале спектакля в красном кабаретном костюме Она поет песню популярной в 30-е годы в Париже певицы Рины Кетти «Все исчезает, когда ты меня обнимаешь...», поет по-французски, в этом надежда на жизнь, пусть и в чужой стране... В конце спектакля, после внезапной смерти Генерала, уже в черном костюме, Она вновь поет ту же песню, поет сквозь слезы: надежда сбылась и исчезла, остались только холод и одиночество... Осталась только память. Это еще одна рамка спектакля, более тесная, чем историческое полотно - о судьбах женщин русской эмиграции мы знаем и думаем меньше, а каково им было, знают только они...

... Киношные крупные планы актеров - во всех трех новеллах - дают возможность зрителям максимально приблизиться к героям, увидеть, как меняются нюансы их отношений, следить за их глазами и взглядами, и это, безусловно, обогащает общую картину спектакля. Но в то же время общие и средние планы порой проигрывают из-за неточного освещения или неверно выбранного ракурса - и это обязательно нужно учитывать в онлайн-премьерах, которые, очевидно, вошли в нашу театральную жизнь надолго...

Фотогалерея