САМАРА. Яркий, непредсказуемый!

Выпуск №4-234/2020, В России

САМАРА. Яркий, непредсказуемый!

Самарский молодежный драматический театр «Мастерская» - один из самых молодых профессиональных театральных коллективов в стране. Статус муниципального бюджетного учреждения культуры он получил в декабре 2018 года. Но всерьез о спектаклях «самарской молодежи» в городе заговорили на пару лет раньше, когда в Институте культуры на актерском курсе Ирины Сидоренко одна за другой стали появляться постановки, выходящие за рамки студенческих курсовых работ. Неудивительно, что по инициативе руководства Самарского отделения Союза театральных деятелей России и при поддержке Администрации Самары неординарный выпускной актерский курс стал профессиональным театром. Кстати сказать, впервые в истории российской театральной провинции! Впрочем, провинциальным Самарский молодежный драматический театр «Мастерская» можно считать разве что с географической точки зрения. Заметим, что с географией гастролей, как и с участием в фестивалях у театра все более чем в порядке: Москва и Будапешт, Копенгаген и Саратов, Челябинск и Кинешма, Клайпеда и Евпатория. В 2020 году из-за связанных с пандемией коронавируса ограничений были отложены поездки в Испанию, Македонию, Латвию.

В репертуаре уже два десятка названий: «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Саня, Ваня, с ними Римас», В. Гуркина, «Прощание в июне» А. Вампилова, «Марьино поле» О. Богаева, «Звук позади самолета» Р. Белецкого, «Кентервильский призрак» В. Вербина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Д'Артаньян» М. Бартенева, «Безрукий из Спокэна» М. МакДонаха, «Есть жизнь, есть смерть» по «Рассказу о семи повешенных» Л. Андреева, «Как ставится пьеса» К. Чапека, спектакли для детей «Маленький Мук», «Питер Пэн», «Детские секреты». В ближайших планах «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Тиль» Г. Горина. Кроме главного режиссера Александра Мальцева и художественного руководителя Ирины Сидоренко с труппой работают режиссеры самых разных стилей и направлений: Роман Нарцев, Ольга Агапова, Елена Лазарева, Ольга Парфенова, Константин Ежков, Виктор Трегубов.

Сыграв в прошлом сезоне восемь премьер, несмотря на пандемические ограничения и всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, не имея собственной сценической площадки, театр с сентября по ноябрь 2020 года выпустил четыре новых спектакля. Каждый из них достоин особого внимания.

Сезон открыл моноспектакль «Иуда Искариот». В очередной раз театр доверил молодым режиссеру, актеру, композитору перевод на сценическое образное решение не самого легкого прозаического текста. Спектакль захватывает. Размышляя о нем, вспоминаешь не «петельки-крючочки», из которых он соткан, сколько эпически образный мир. Лицо Иуды (Никита Ходенков) - и живое, и вызывающее образ смерти. Глаза: один - пронзительно чувственный, другой - затянутый бельмом. Торс - жилистый, временами чуть ли не прозрачный. Руки - то излучающие свет, то в месиве грязи и тлена. Раздвоенность тела подчеркивает раздвоенность души. Интересно придуманное хореографом Алексеем Жандаровым изломанно страстное, пластическое решение образа Иуды - от животного порыва, от нервных судорог до магии слияния с высшим началом. Греховность и святость, преданность и предательство - об этом изучающий природу человеческого духа спектакль Романа Нарцева. Режиссер запомнился состоявшейся меньше года назад первой постановкой в театре «Мастерская» - «Сторожем» Гарольда Пинтера. Приглашение на вторую постановку себя полностью оправдало. Сочинять «Иуду Искариота» режиссер начал еще год назад в Санкт-Петербурге, куда, казалось, навсегда уехал Никита Ходенков. Судьба вернула актера в родной театр, дав возможность вырастить из замысла полноценный моноспектакль. Радостно за актера и режиссера, обретающих силу в столь глубокой совместной работе.

75-летию Победы в Великой Отечественной войне театр посвятил премьеру спектакля по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия». Об идее воплощения романа читаем на сайте театра: «Это не документальный спектакль, а художественное высказывание, поэтому все образы собирательные. Для режиссера важно не то, кто был предателем в «Молодой гвардии». В войне нет поэзии, только всепоглощающий страх, заставляющий выживать». С этим утверждением согласиться трудно. Разве страх заставляет человека выживать на войне? Только всепоглощающий страх? Если к документализму спектакль отношения не имеет, и образы действующих лиц в нем собирательные, то почему на элементах довольно лаконичной сценографии появляются изображения фотографий реальных молодогвардейцев, списки их имен и фамилий, зачем в глубине сцены транслируется кинохроника? Спектакль начинается с экскурсии в музей, посвященный «Молодой гвардии». Преамбулой развития сюжетной линии станет встреча сегодняшних школьников с ровесниками-молодогвардейцами, их духовным единением спектакль завершится. Автор инсценировки и режиссер Ирина Кондрашова зачем-то переиначивает роман. Не заявлены родители молодогвардейцев - ни один, ни у кого! Не нужны? Не интересны? А как же связь поколений, духовная и нравственная преемственность? Монолог Олега Кошевого: «Мама, я помню твои руки...» почему-то звучит апарт в тот момент, когда в двух шагах от Кошевого его друзья убивают в бане (чего нет в романе) заявленного фашистским прихвостнем предателя Стаценко. В романе молодогварейцы повесили по приговору Игната Фомина, которого в спектакле нет. Чуть раньше в той же бане, развлекая немцев, Люба Шевцова пытается выспросить у них о фашистских дивизиях под Сталинградом. Зачем здесь еще одна вымышленная сцена в бане? Самое удивительное: в спектакле даже не упоминается командир «Молодой гвардии», лейтенант Иван Туркенич! А вместе с ним нет ни намека на диверсионную работу боевых групп молодогвардейцев. И все же, несмотря на все странности инсценировки, неровность режиссерской работы, раздробленность спектакля на эпизоды, молодые актеры существуют в слаженном ансамбле. На их юношеской искренности и держится спектакль, появление которого в репертуаре обязывает ко многому.

На аншлагах и с овациями публики прошли премьерные показы авторского мюзикла Александра Мальцева на сюжет пьесы Михаила Себастиана «Безымянная звезда». Главный режиссер Самарского молодежного драматического театра сочетает в себе качества художественного лидера, творца и организатора. В театре «СамАрт» как режиссер в силу самых разных обстоятельств он проявлял себя не так ярко и многообразно, как сейчас, возглавив театр «Мастерская». В творческом полете случаются и взлеты, и падения, и зоны турбулентности. Падений и провалов у Мальцева-режиссера не было и, надеюсь, не будет. Музыкальные спектакли он ставит с особым вдохновением, не отказывая себе в удовольствии делать все и сразу - писать и либретто, и музыку, создавать сценографию и режиссировать. Плюс в том, что в работе его окружают актеры-единомышленники. Но в этом же скрыт и коварный минус - не все из них, скажем откровенно, вокально одарены и на должном уровне подготовлены для участия именно в мюзикле. Замечательно, что театр постоянно экспериментирует не только в драме, но и в пластике, осваивает музыкальные жанры. Но вряд ли можно считать мюзиклом спектакль, в котором вокально более-менее убедительны два-три актера, не слишком ярко заявлены музыкальные темы, раскрывающие героев и основную сюжетную линию. Ставить перед драматическими артистами сложные вокальные задачи, конечно, заманчиво, но чревато. Мальцев как либреттист, композитор и режиссер, безусловно, знает это. И все же доверие к недавним своим студентам, а ныне молодым актерам для него более весомо. «Безымянная звезда» - попытка полета, шаг к расширению творческого диапазона артистов. Но пока что это не мюзикл, а хорошо сделанный музыкальный спектакль. В поставленном пару лет назад Мальцевым в жанре готического мюзикла «Кентервильском призраке» было больше музыкальных удач, и сыгранный как бы пародией на жанр, спектакль более близок к природе мюзикла, чем сориентированная на это «Безымянная звезда».

В рамках работы секции современной драматургии Самарского отделения Союза театральных деятелей России, в Малом зале Дома актера прошла актерская читка пьесы Сергея Давыдова «Коля против всех» с подробным и довольно эмоциональным обсуждением с участием артистов, драматурга и публики. Театр продолжил работу над пьесой, пригласив на постановку режиссера Леонтия Бородулина. В образе двенадцатилетнего Коли Мельникова актер Валерий Сабельников существует абсолютно убедительно, ничуть не театрально. В наполненном метафорами спектакле он раскрывает внутренний мир подростка с его надеждами и разочарованиями, глубоко затаенной нежностью и ярко выраженной агрессивностью. Театр говорит с нами о судьбе, о юной личности, способной противостоять житейским испытаниям, а в чем-то перед ними отступать. Эту двойственность героя, его второе я режиссер раскрывает, выводя на сцену несуществующего в пьесе персонажа - некую девушку в концертном фраке с клавишами в руках (Виктория Мамеева), оставляя зрителям возможность понять, кто она для Коли - его Душа, его Мечта, его Мелодия. Поздравив театр с очередной удачей, точку на этом не поставишь. Скоро очередная премьера...

Фотографии предоставлены

Самарским молодежным драматическим театром «Мастерская»


Фотогалерея