"Премия Джигарханяна"

Выпуск №5-235/2021, Фестивали

"Премия Джигарханяна"

В очень непростое время пандемии в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна прошел Первый международный фестиваль «Премия Джигарханяна», приуроченный к тройному юбилею большого артиста: его 85- летию, 65-летию творческой деятельности и 25-летию основанного им театра.

Фестиваль будет проводиться ежегодно, так как должен поддерживать молодых режиссеров, он даст им возможность заявить о своих творческих идеях и планах. В «Премии Джигарханяна», которую подготовили директор фестиваля Елена Гильванова и арт-директор Вячеслав Дьяченко, приняли участие театры малых и больших городов России.

На торжественной церемонии открытия присутствовал народный артист СССР Армен Борисович Джигарханян. После официальных приветствий руководителей различных театров России, министров и президента России, был показан фильм «Всенародный артист», в котором с большой любовью и теплотой рассказано о жизни и творчестве народного любимца, а коллектив театра подготовил яркое театрализованное поздравление своему руководителю.

Вечером сыграли спектакль Владимирского академического драматического театра «Тайна старого дома» Ольги Гуниной. Режиссер Юлия Беляева умело связала сюжеты нескольких рассказов о большой семье и их старом доме, стоящем на окраине города у соснового бора, куда приехали три сестры, давно живущие далеко друг от друга, чтобы попрощаться с ним перед продажей.

Образы трех сестер - Ольги (Ирина Жохова), Маши (Валерия Емильянова) и Ирины (Анна Лузгина), неуловимо перекликаются с чеховскими тремя сестрами. Они вспоминают забытые истории из детства, юности и кажется, что актрисы не играют, а проживают свои жизни в этих воспоминаниях прошлого.

Тамбовский Молодежный театр обратился к модному нынче автору Дмитрию Данилову, поставив его пьесу «Сережа очень тупой». Спектакль оказался непонятным и загадочным для массового зрителя.

Вторую пьесу Д. Данилова «Человек из Подольска» представил Химкинский драматический театр «Наш дом». Режиссер спектакля Сергей Метелкин очень точно решил проблему абсурда российской жизни, поставленную в пьесе, и все актеры органично проживают свои жизни в этой непростой ситуации.

Пьеса известной французской актрисы, драматурга Ясмины Резы «Art» идет в Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ» под названием «Как дружат мужчины». Три давних друга выясняют отношения, доходя до драки, и могут пожертвовать многолетней дружбой из-за пустяка. Неуловимо загадочный Серж (Антон Кузьменко) купил за большие деньги белую картину с тремя белыми диагоналями. Амбициозный Марк (Игорь Калагин) назвал ее «дерьмом», а простодушный и робкий Иван (Фарит Халяпов) взялся их мирить.

Режиссер Дмитрий Скотников и актеры создали простой, остроумный и элегантный спектакль, где все действие построено на динамичных диалогах. Актеры с тонким юмором посмеиваются над своими героями, создав замечательный ансамбль равных, играют легко и весело, доказывая, что разные их миры могут сосуществовать и что настоящая дружба все-таки побеждает.

«Маленькие трагедии», написанные А.С. Пушкиным в 1830 году в Болдино, очень трудны для постановки. Каждая из четырех трагедий - это пристальное художественное исследование страстей, характеров, любви, невинности, власти, понимания счастья и смысла жизни.

Драматический театр Вольска включил в свою постановку все четыре части. И, конечно, не все они были равнозначны и по решению, и по игре актеров. Самой точной из всех по режиссуре и максимальной сконцентрированности действия стала трагедия «Моцарт и Сальери». Моцарт (Антон Тарасенко) - праздный гуляка, обаятельный балагур. Сальери же (Сергей Бахмутский) считает, что шалопай Моцарт не заслуживает своего дара. Суровый и непреклонный, готовый во имя своих идей идти на преступление, он верит, что гений - это отклонение от нормы, и Моцарт может быть опасен для общества. Судьба искусства для Сальери ценнее жизни даже такого великого таланта, как Моцарт.

«Скупой рыцарь» оказался самой большой неудачей спектакля. Барон (Александр Павлов) жалок и смешон. Его мозг подточен ненавистью к сыну, но сцена с Альбером уничтожает смысл трагедии. Барон был скупым, но не безумным садистом. И его смерть прочитана как трагедия разрушенного дома, навсегда сломанных отношений отца и сына.

«Каменный гость» - трагедия возмездия. Дон Гуан (Константин Володин) неотразимо обаятелен и обольстителен с Лаурой и Донной Анной, но по пути к своей свободе и самоутверждению несет людям лишь страдания, оскорбления, обманы и даже смерть. И жизнь его обрывается тогда, когда пришла к нему настоящая любовь...

Режиссер Алексей Козлов поставил очень неровный спектакль. Он перегрузил постановку всеми мыслимыми и немыслимыми приспособлениями. Лучшим в этом спектакле стало его яркое, красочное оформление художником Надеждой Яшиной, в котором раскачивающаяся посмертная маска Пушкина становится действующим лицом.

Питерский режиссер Дмитрий Сарвин, обратившись к гоголевским «Мертвым душам», попытался прочесть его «современно» в театре «Камерная сцена» города Лобня, но не смог определить жанр и соединить бытовое решение с фарсом, игру с реальностью.

Основная мысль спектакля, начиная с пролога - танцующие и кружащие вокруг нас мертвые души. Все герои, кроме Чичикова, выглядят карикатурно. А Чичиков (Александр Кудринский), вопреки неточному режиссерскому решению образа, временами вырывается из фарсовой стихии, пытаясь быть достаточно органичным и убедительным.

Спектакль перенасыщен плясками, ряжеными, хороводами и странноватыми гоголевскими героями с их женами. Среди всего этого хаоса привлекают внимание до боли знакомые образы: суетливая, удивленная и недоверчивая Коробочка (Вита Мороз), преображающаяся только при виде денег; трепетный Манилов (Сергей Шайраков), ироничный с дребезжащим голосом и хитрой улыбкой Плюшкин (Андрей Сорока), разудалый Ноздрев (Евгений Смирнов), основательный Собакевич (Алексей Власов).

И среди всех действующих лиц выделяется Григорий Баранов, играющий сразу несколько ролей: кучера Селифана, губернатора, председателя. Большой удачей спектакля стало великолепное музыкальное оформление композитором Василием Тетериным.

Дмитровский драматический театр показал спектакль по детективной пьесе британского журналиста Энтони Шеффера «Игра». Пьеса, написанная в прошлом веке, не потеряла своей актуальности и держит зрителя в напряжении. Все происходящее на сцене можно определить как игру на грани фарса и жестокости. Героев двое, Эндрю Уайк (Николай Орлов), постоянно ведущий психологические игры с людьми, и скромный по натуре Майло Гиндел (Роман Шишков), в силу обстоятельств вступивший в эту игру. Противостояние двух игроков, благодаря режиссуре Дмитрия Юмашева и профессиональной игре актеров, сохраняет интригу до финала.

Камышинский драматический театр показал спектакль «Запретный плод» Игоря Афанасьева, где утверждаются традиционные нравственные и высокие духовные ценности.

Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова обратился к пьесе Михаила Дурненкова «Война еще не началась». Разделив сцену на две половины, режиссер Александр Плотников провел границу между реальностью и неким иным миром. В потустороннем пространстве три безымянных существа - Первый, Второй и Третий в серых плащах в раздумье сидят вокруг массивного глобуса и играют в людей, у каждого из которых своя история. Они иногда переступают границу и в человеческом обличье становятся героями непримечательных событий, проникают в обыденность, пытаясь понять, зачем существует человек.

Герой Михаила Петрова и в человеческом облике сохраняет потусторонние черты.

Образ, созданный Владимиром Кустарниковым, и новелла с его участием становятся ключом к пониманию пьесы и спектакля. По Дурненкову, суть человеческой жизни - ежедневная война с абсурдностью мироустройства, и единственный способ существования в этой битве - самоирония. Особняком стоит образ летчика в исполнении Дениса Бухалова. Его нет в пьесе, но он органично вписался в спектакль как тревожный отзвук прошлых войн и предостережение будущему: настоящая война еще не началась.

Лучшим спектаклем фестиваля была признана работа Липецкого театра драмы имени Л.Н.Толстого «Есенин. Быть поэтом...». Мы увидели точную режиссуру Евгения Азманова (он же автор инсценировки), который смог очень простыми средствами воссоздать огромный мир Есенина со всеми его сомнениями и страстями.

В основу спектакля вошли три автобиографии поэта. Три актера, Александр Скачков, Владимир Юрьев и Евгений Азманов читают стихи, письма и воспоминания его современников о детстве и юности Есенина, и читают их очень выразительно. Все они общаются между собой, как будто соединены незримыми нитями, пронизывающими сердце и душу поэта. И тем не менее, главным Есениным стал Евгений Азманов, который умело соединяет их всех, создавая замечательный образ поэта. Очень элегантно по ходу действия появляются Зинаида Райх (Юлия Горелова) и изящно парящая в танце Айседора Дункан (Анастасия Татьянина). Спектакль получился необыкновенно светлым и солнечным, пронизанным нежностью, грустью и большой любовью.

По решению жюри Первого Международного театрального фестиваля «Премия Джигарханяна» Гран-при получил режиссер Сергей Метелкин за спектакль «Человек из Подольска».


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея