Новые сюжеты / VI Международный фестиваль драматических театров «Южная сцена» (Нальчик)

Выпуск №5-235/2021, Фестивали

Новые сюжеты / VI Международный фестиваль драматических театров «Южная сцена» (Нальчик)

Традиционную встречу в Нальчике, которая всегда проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, республиканских министерства культуры и СТД, посвятили 100-летию образования Кабардино-Балкарской республики. В декабре на «Южной сцене» играли драматические театры Абхазии, Чечни, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Южной Осетии, Ставрополья, Кабардино-Балкарии.

Учитывая нынешние реалии и шахматную рассадку в зрительном зале, не все желающие попали на спектакли, но они транслировались в формате онлайн на ютуб-канале фестиваля и официальном сайте республиканского министерства культуры. В силу разных причин с работами Абхазского государственного драматического театра, Юго-Осетинского государственного драматического театра имени К. Хетагурова и Балкарского государственного драматического театра имени К. Кулиева можно было познакомиться только в записи. Тем не менее, эксцентричная комедия «Цилиндр» Э. де Филиппо в постановке выпускника Театрального института имени Б.В. Щукина, стажера Вахтанговского театра Бенара Кове, трагифарс «Фандо и Лис» Ф. Аррабаля молодого режиссера Яна Яновского и балкарская драма «Плачет ива под горой» по пьесе В. Жеребцова, созданная Мусалимом Кульбаевым, стали полноправными участниками «Южной сцены».

Выйти к зрителю и сыграть вживую - сегодня уже само по себе значимое событие. Для некоторых участников «Южная сцена» стала еще и временем премьер. Кабардино-Балкарский русский драматический театр имени М. Горького показал «Снежную королеву» по мотивам произведений Г.Х. Андерсена и Евг. Шварца - мистическую историю, как обозначил свою постановку Алексей Доронин, выступивший также автором сценографического и музыкального оформления. В режиссерском высказывании о извечной борьбе добра и зла звучат открытые христианские мотивы, а главным действующим лицом становится Ангел-хранитель Аскера Шукова. Под его защитой Герда Фатимы Кушховой проделывает трудный путь, чтобы спасти Кая Ислама Канкулова, и только любовь и вера в высшую божественную силу позволяют ей дойти до конца.

Противопоставляя ирреальное и земное, Алексей Доронин создает величественное и одновременно безжизненное царство Снежной Королевы (Елена Терёхина); простой, наполненный любовью дом Бабушки (Елена Жакамухова), где даже в лютую стужу цветут розы; пронизанный интригами королевский дворец и далекий от идеала, но глубоко человечный мир разбойников. Все переплетено и взаимосвязано, слуги Снежной Королевы неустанно искушают людей богатством и властью, и всегда находится тот, кто выберет темную сторону. В сказочной истории это Король Асланбека Мисостишхова, Рыжебородый разбойник Радика Карданова. Кажется, еще немного, и они потеряют человеческий облик, как Советник Расула Кодзова и его Слуга Рустама Дорогова, не сумевшие в свое время совладать с чарами темной правительницы. Наверное, у этой сказки счастливый конец - заледеневшее сердце Кая растаяло, Бабушкина роза вновь зацвела, дом наполнился счастливыми голосами. Но финальная битва Ангела-хранителя и слуг Снежной Королевы не закончилась поражением зла. Оно отступит, но будет ждать своего часа, а на страже двух миров встанет крылатый белый воин.

Спектакль «Не бойся быть счастливой» по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат» - еще одна премьера «Южной сцены», сыгранная артистами самого молодого в республике Дагестан Государственного ногайского драматического театра из с. Терекли-Мектеб. Для этого коллектива 2021-й пройдет под знаком 20-летия. Все эти годы им руководит выпускник Театрального института имени Б.В. Щукина, режиссер и драматург Байсолтан Джумакаев. Несмотря на многие трудности, он достойно ведет свой «корабль». Здесь ставят классические тексты Ж-Б. Мольера, Р. Шеридана, Г. Лорки, А.П. Чехова, а также А. Володина, Р. Тома, обращаются к национальной драматургии М. Карима, А. Миннуллина, Г. Хугаева, М. Авезова, Б. Джумакаева. Выезжают на гастроли в Ставрополье, Астраханскую область, Карачаево-Черкесию, Казахстан, Татарстан, Башкирию, участвуют в фестивалях тюркоязычных театров. А на излете прошлого сезона в репертуаре Ногайского драматического появилось посвящение 75-летию Великой Победы. Байсолтан Джумакаев рассказал, что они специально выбирали пьесу, в которой нет сцен сражений и героических подвигов, но звучит тема незаживающих душевных ран. То, о чем и писал Арбузов.

Новый спектакль поставила режиссер из Хакасии Саяна Ултургашева в соавторстве с художником из Дербента Майтаб Мамедовой. Образ ленинградских мостов, то разводимых, то соединяющихся в одно целое, созвучен с внутренним состоянием героев. Они пережили блокаду и потери, стали сильными, но так и не научились строить личное счастье. Фантомная боль войны продолжает саднить и не дает покоя внешне никогда не унывающему Марату Юнуса Ханова, инфантильному Леонидику Арслана Межитова, разрывающейся между двумя дорогими ей людьми Лике Лейлы Кульгишиевой.

В Северо-Осетинском государственном академическом театре имени В. Тхапсаева к юбилею Победы поставили «Вечно живых» В. Розова, но, к сожалению, спектакль Романа Дабагова не отнести к удачам. В нем не хватило искренности и глубины характеров персонажей, которые в основном существовали на уровне текста, казались случайными и не вызывали сочувствия. Возникало ощущение суетности и неправды, которая складывалась также из небрежностей в сценографическом рисунке, костюмах. Лишь благодаря двум блистательным работам представителей старшего поколения северо-осетинской труппы Розы Цириховой (Варвара Капитоновна) и Павла Кабисова (Федор Иванович Бороздин) действие проросло неподдельными эмоциями. В игре этих мастеров ни единого случайного жеста, ни тени фальшивой интонации. Их душевная боль от потери сына, пульсирующая где-то глубоко внутри, передавалась в зал и становилась общей болью.

Еще один военный спектакль - драму «В списках не значился» по повести Б. Васильева - представил на фестивале Ставропольский академический ордена «Знак Почета» театр драмы имени М.Ю. Лермонтова. В этой по-настоящему масштабной постановке режиссера Натальи Зубковой и художника Валерия Мелещенкова разрушительная сила войны ощущалась кожей. Лейтенантская проза не пафосна и беспощадна в своей подлинности. Наталье Зубковой удалось провести эту важную линию через все действие.

Война разделила жизнь обитателей Брестской крепости, и кадровых военных, и мирное население, на «до» и «после». Даже на руинах человек способен сохранять душевное тепло и живет надеждой. Это звучит в небольших, но очень точных образах тети Христи Людмилы Дюженовой, скрипача Свицкого Владимира Аллахвердова.

Режиссер соединила напряженные по ритму батальные сцены и важные минуты тишины, когда приходит понимание неотвратимости беды и невозможности сделать шаг назад. Политрук Александра Жукова умирает, не посрамив чести офицера, балагур и разгильдяй Сальников Михаила Подзолко буквально на глазах становится бесстрашным воином, боец Волков Константина Юрченко, совсем мальчишка, не в силах унять дрожь, но страх пройдет, и он примет свой последний бой. Лейтенанта Плужникова, центрального персонажа повести Васильева, играет молодой актер Александр Кошелевский. В нем нет плакатного героизма, ему знакомо отчаяние, а в самые страшные минуты приходится преодолевать страх. Плужников теряет физические силы, но крепнет духовно в истекающей кровью крепости и действительно становится ее последней каплей, пульсирующей жилкой. Он выстрадал эти слова: человека можно убить, но победить нельзя. Русский солдат, чье имя в списках не значилось, напомнил былинных героев. Они так же защищали родную землю, сложили головы на поле брани, став землей и травой. И важной частью каждого из нас.

Спектакль Республиканского черкесского драматического театра имени М.О. Акова вернул в мирную жизнь, подарил радость от встречи с творчеством Василия Макаровича Шукшина и его персонажами с чистыми, светлыми душами. Постановка молодого режиссера Эльдара Агачева «Рассказы Шукшина», сыгранная с помощью нескольких стульев и ширмы, - легкая, искрящаяся юмором и в то же время печальная, как и все в этой жизни. На сельских посиделках вспоминают смешное и забавное, заново переживают ту или иную историю. Эльдар Агачев сделал инсценировку по четырем шукшинским рассказам - «Степкина любовь», «Артист Федор Грай», «Мой зять украл машину дров», «Степка», переведенным на черкесский язык писателем и драматургом Зурабом Бемурзовым.

Открытая игровая стихия спектакля ярко проявила возможности актеров разных поколений, их умение существовать в слаженном ансамбле, не теряя индивидуальности. Трогательная бабка Тезады Тутовой с неподдельным восхищением следит за шекспировским сюжетом в исполнении самодеятельных артистов. Но вот речь заходит о незавидной судьбе Вениамина Зяблицкого из рассказа «Мой зять украл машину дров», который трудится день и ночь и всего-то мечтает о кожаном пальто, и актриса перевоплощается в алчную тещу, способную за один миг сломать жизнь человека. Комичен и одновременно драматичен эпизод о деревенском кузнеце и участнике театрального кружка Федоре Грае из рассказа «Артист Федор Грай» Для героя Руслана Дышекова сыграть в сельском клубе коротенькую роль человека из народа совсем не просто. Сцена для него - святое, а неустанная внутренняя работа выплескивается в поразительно точно сыгранный характер. Перед таким талантом не в силах устоять даже требовательный и вечно недовольный Режиссер. Эту роль исполняет Шамель Аджиев, который убедителен и в острокомедийных (Степан из «Степкиной любви»), и в трагических (Вениамин Зяблицкий) образах. Особая актерская пластика у Асият Кемовой - утонченной Эллочки из «Степкиной любви», похожей на раненого зверя Немой в «Степке».

Цельное, без малейших швов и нестыковок повествование ведет рассказчица Марьяна Текеева-Шорова, все действие пронизано старинными черкесскими песнями в талантливом исполнении Индиры Мекеровой. От этого еще отчетливей понимание: не важно, на каком языке говорят шукшинские герои, их мысли и чувства близки и понятны каждому.

Любой фестиваль, и «Южная сцена» не исключение, дает объемную картинку того, что происходит сегодня в театральном пространстве. Творческая встреча в Нальчике обозначила важную тенденцию - появление новых сюжетов в национальной драматургии, связанных с конкретными личностями и событиями новой и новейшей истории. Об этом шла речь и на круглом столе «Национальные драматические театры сегодня» с участием директоров и художественных руководителей драматических коллективов и экспертного совета фестиваля. Важно, что инициатива этих новых направлений рождается изнутри, поэтому премьера «Черкесской Жизели» в Кабардинском государственном драматическом театре имени А. Шогенцукова стала одной из самых заметных и значимых на «Южной сцене».

Автор идеи художественный руководитель Кабардинского театра Руслан Фиров, к сожалению, не так давно ушедший из жизни, мечтал о сценическом воплощении судьбы легендарной балерины Людмилы Чериной - француженки с черкесскими корнями, и провел огромную работу для того, чтобы спектакль появился в репертуаре. По его заказу Эдуард Битиров написал пьесу, а режиссер Мурат Калов вместе с художником Борисом Голодницким и хореографом Кариной Петрусенковой поставил драму «Черкесская Жизель». В звуковой партитуре спектакля аккордеон Мурата Малкарова и дивные голоса Амины и Тенгиза Шериевых (педагог по вокалу Елена Кошелева), пластические сцены созданы солистками балета Государственного музыкального театра Кабардино-Балкарской республики.

Живую ткань спектакля составляют реальные события прошлого столетия, которые происходят во Франции и России, а соединяет их талант Моник Чемерзин, родившейся в семье эмигранта Авенира Чемерзина - черкесского дворянина, бывшего офицера царской армии. Она стала не только выдающейся танцовщицей, актрисой театра и кино, выступавшей под псевдонимом Людмила Черина, но и заметным художником и скульптором. По сей день в Страсбурге у здания Европарламента стоит ее бронзовая скульптура «Сердце Европы». И хотя жизнь Людмилы Чериной прошла вдалеке от исторической родины, она всегда помнила о своих корнях. Возможно, именно это помогло ей пережить потерю ребенка, мужа.

В спектакле Кабардинского драматического театра, сделанном с большим художественным и музыкальным вкусом, с точными актерскими работами, притягательным центром стал дуэт Регины Кошоковой (Людмила Черина) и Кантемира Шипшева (Эдмон Одран). Острая тоска по далекой родине звучит в монологах Куны Жакамуховой (Бронислава Нижинская), а изнанка эмигрантской среды, где дружба соседствует с предательством, проявляется в сценах Каншоуби Хашева (Серж Лифарь) и Вадика Мисостова (Пьер Курдюмов). Но главное в этой истории - возможность прикоснуться к реальной судьбе женщины-легенды, считавшей себя черкешенкой и всегда стремившейся в Россию. В 1959 году на сцене Большого театра она танцевала Жизель.

Спектакль «В горы за тобой» Чеченского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова, признанный лучшим на фестивале «Южная сцена», тоже стал сбывшейся мечтой его руководителя и главного режиссера Хавы Ахмадовой. Сама идея этой постановки вызывает большое уважение, потому что она затрагивает вопросы нашей общей исторической памяти. В пьесе Олега Михайлова, написанной специально для Чеченского театра, судьбы русской женщины и чеченского солдата соединила Великая Отечественная, сплела в тугой и неразрывный узел. История любви среди войны, потерь и отчаяния. Несмотря на четкие исторические отсылы - блокада Ленинграда, репрессии и выселение чеченцев в 1944-м - она звучит как притча обо всех невинно пострадавших. Сколько их было, попавших под пресс тирании, защищавших родную землю, но в один момент причисленных к врагам. Это общая боль для многих народов - балкарцев, ингушей, крымских татар, калмыков...

Режиссер Хава Ахмадова пригласила для своей постановки команду профессионалов - композитора Максима Дунаевского, художника-сценографа Натали-Кейт Пангилинан, художника по костюмам Иларию Никоненко, режиссера по пластике Игоря Оршуляка. Роль главной героини писалась специально на приглашенную московскую актрису Ольгу Кабо. Ее Нина очень разная - бывает слабой и приспосабливается к обстоятельствам, жертвует собой ради избранника и живет только одним: когда-нибудь он покажет ей горы, и они станут их общей судьбой. В Юнусе Сулеймана Ахмадова соединяются высокая сила духа и невысказанная нежность. Несправедливость и унижения, потерю родных он переносит стойко, не давая эмоциям взять верх, но боль сквозит в глазах, в сведенных гневом скулах. Даже когда его младшая сестра Закият (Мадина Пицуева) рассказывает о страданиях семьи, и это звучит ритуальным плачем, Юнус не дрогнет, но видно, как умирает часть его души.

У трагической истории светлый финал - надежда и вера соединяют Нину и Юнуса, а энергия гор дает им силы жить дальше. Сегодня это нужно всем нам.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея