"Взгляните на меня с любовью!" / "Заповедник" в Московском театре им.А.С.Пушкина

Выпуск №5-235/2021, Премьеры Москвы

"Взгляните на меня с любовью!" / "Заповедник" в Московском театре им.А.С.Пушкина

Читает ли современная молодежь Сергея Довлатова? И вообще, знает ли это имя? Слышала ли? Скорее, нет, чем да, хотя подобный опрос вряд ли кто-то проводил. Люди постарше хором начнут возражать, что как это - не знать Довлатова? Как это - не зачитываться им? Как это - не цитировать? И по-своему будут правы, поскольку «армия» поклонников, безусловно, имеет свой естественный прирост в том числе и благодаря театрам, которые нет-нет, да и совершат очередную попытку оживить довлатовских героев, а заодно и самого автора, поскольку каждое его произведение автобиографично. И вот уже Сергей Донатович - не легенда, а живой, неравнодушный, мучающийся, ищущий, талантливый человек, которому ничто человеческое не чуждо.

Если начать перечислять имена советских поэтов, писателей, художников и иных представителей разных видов искусств, в 1960-1970-е закончивших свою жизнь в самом расцвете сил и таланта намного печальней, нежели у Сергея Донатовича, эмигрировавшего в США, то список будет неприлично длинен. А потому история, рассказанная в «Заповеднике», в чем-то типична для многих Художников с большой буквы.

Автобиографическую историю о том, как писатель Борис Алиханов приехал летом «подхалтурить» в Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», можно рассматривать и с точки зрения одной из вечных тем в искусстве: художник и власть. Не меньше и не больше.

Наверняка кто-то задавался вопросом, почему в последнее десятилетие чуть ли каждая вторая кинопремьера возвращает нас в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е прошлого столетия? Полнометражные фильмы, сериалы серьезные и комедийные, музыкальные и детективные, об артистах и спортсменах и т. д. И мы смотрим, потому что ждем «совпадений» ощущений, которые, казалось, уже не вернуть, но благодаря кинематографу, оказывается, можно! И как нещадно критикуем, если не «совпало» и не «попало», забывая, что кино и театр - это иллюзия, которая без художественного вымысла, без обмана, без приукрашивания не может существовать. Большинство того, что предлагает кино, к сожалению, получается бутафорским, а фильмы, по-настоящему проникнутые атмосферой такого близкого и такого далекого советского прошлого, большой редкостью.

Судя по увиденному в «Заповеднике» Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, режиссер и автор инсценировки Игорь Теплов не ставил перед собой задачу воссоздать советскую эпоху хотя бы потому, что он человек молодой, но рассказать историю отдельно взятого обыкновенного человека - хотел. С его радостями и горестями, взлетами и падениями, семейными проблемами. В итоге получился портрет Художника на фоне... в принципе, любой эпохи.

Художник Ольга Кузнецова создала современное многоуровневое условное пространство с опускающимися и поднимающимися березами (правда, черного цвета с белыми вкраплениями, как в негативе), с современными мультимедийными технологиями в виде «иллюстраций» конкретных мест действия и с бытовыми деталями 1970-х (как же без них?).

Одно из самых приятных ощущений от спектакля состоит в том, что он не стал очередной «пародией». И в этом большая заслуга автора - Сергея Довлатова, стиль которого перепутать с чьим-то другим достаточно сложно. Его фразы лаконичны, кратки и вроде как просты, но в каждой - огромный объем информации. Одна только фраза: «Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить... читать», - чего стоит. Проза Довлатова затягивает именно своей простотой и понятностью, а потому никогда мои попытки посмотреть только одну-две фразы не увенчиваются успехом: каждый раз «остаешься в тексте» на несколько часов.

Практически, первые слова, которые произносит Павел Баршак в образе Бориса Алиханова, отвечая официанту на вопрос: «Что вам угодно?» - «Мне угодно, чтобы все были доброжелательны, скромны и любезны». Ах, как было бы хорошо, если бы все были таковыми. Но, увы. И понимая это, герой сразу же продолжает: «Мне угодно сто граммов водки, пиво и два бутерброда». Вот она - проза жизни, действительность. И ничего ведь не изменилось: что тогда, что сегодня.

И то, что режиссер «пересек» два временных пласта - Алиханов и Татьяна в молодости и они же какое-то время спустя, выстроил параллельные сцены, когда один и тот же текст звучит совершенно по-разному, тоже могу назвать удачей спектакля. И диалог Алиханова-Федора Левина и Алиханова-Баршака (с собой молодым), выстроенный на синхронной пластике как бы в зеркальном отражении, тоже заслуживает внимания с точки зрения художественной целесообразности. Скорее всего, не обошлось здесь без хореографа Дмитрия Бурукина, автора многочисленных пластических номеров.

И взаимоотношения с женой Татьяной выстроены по принципу пересекающихся миров. Татьяна в юности Вероники Сафоновой, легкая, воздушная. Татьяна Анны Кармаковой - уставшая от неоплаченных счетов, нищеты, пьянства мужа, неустроенности быта и принявшая важное решение женщина: «Даже твоя любовь к словам, безумная, нездоровая, патологическая любовь, - фальшива. Это - лишь попытка оправдания жизни, которую ты ведешь. А ведешь ты образ жизни знаменитого литератора, не имея для этого самых минимальных предпосылок... С твоими пороками нужно быть как минимум Хемингуэем...»

Павел Баршак признался, что роль Алиханова для него была, что называется, на сопротивление. И если так, то актер преодолел это сопротивление успешно, поскольку убедителен и понятен в этой роли. Его Довлатов тихий, немного вроде как инертный, уставший от неустроенности в личной и творческой жизни человек. Разочаровавшийся во всем, но не утративший веру в то, что он нужен именно этой стране. Хотя, глядя на него, понимаешь, что ничем хорошим эта история закончиться не может, потому что некая условная точка невозврата уже им пройдена.

Спектакль пронизан довлатовским искрометным юмором в диалогах, в образах работников заповедника, начиная от Марианны Петровны Ирины Пулиной, Галины Натальи Ревы-Рядинской, находящейся в постоянном поиске потенциального мужа, и гида Авроры Екатерины Рогачковой, не пропускающей интересные мужские экземпляры, и заканчивая Потоцким Александра Анисимова, гида-эксцентрика, любящего вино и женщин балагура.

Разбавили драматическую повествовательную канву музыкальными номерами из далеких семидесятых. В исполнении ВИА «Маленькие трагедии» в спектакле звучит лирическая песня ВИА «Песняры» «Березовый сок» и «У Лукоморья дуб зеленый», своеобразно отбивающие начало каждого нового дня в заповеднике.

В последней сцене, когда экскурсоводы в Пушкинском музее начинают проводить экскурсии, посвященные уже Сергею Довлатову, который «здесь спал» и «здесь ел», а Александр Сергеевич вроде как уже отходит на второй план, появляется ощущение, что мы все находимся в некоем заповеднике, где любой условно «антигерой» при жизни может стать «героем» после смерти. Как быстро мы можем создать кумира, и как быстро его можем низвергнуть!

«Взгляните на меня с любовью», - говорит Алиханов двум «интеллигентным старухам». Они это сделать не смогли, а мы, судя по интересу к творчеству Довлатова, сегодня читаем и смотрим его исключительно с любовью.

И закончить хочу все теми же вопросами: читает ли современная молодежь Сергея Довлатова? знает ли это имя? слышала ли? Хочу надеяться, что будет читать, будет знать, будет цитировать, потому что нет-нет, да и придет в театр (не без нашей с вами подсказки), и заинтересуется, и скачает в интернете книгу. Сядет и... не сможет оторваться, пока не закроет последнюю страницу.

 

Фото Александра ИВАНИШИНА

Фотогалерея