"Актер - дело штучное" / Валерий Баринов

Выпуск №5-235/2021, Лица

"Актер - дело штучное" / Валерий Баринов

Писать об этом человеке, казалось бы, очень просто, но и невероятно сложно. Особенно в рамках небольшой журнальной статьи: разве только в книгу можно уместить его актерский портрет, разнообразно и ярко проявленный в неисчислимых кино- и театральных ролях, в концертной деятельности и на радио, черты его неординарной личности и биографии.

Вот только ни в какие слова не уложить увлеченность своей профессией, верность и преданность ей, а главное - темперамент, выбивающий искры, поджигающий партнеров и зрителей, заразительный, особого рода азарт...

Валерию БАРИНОВУ исполнилось 15 января 75 лет. И даже в дате своего появления на свет он умудрился отличиться: в деревне Жилино, где он родился, сельсовета не было. «Мама объясняла, что сельсовет находился в другой, и чтобы туда поехать, нужна была лошадь, которую долго не давали... Везти новорожденного в холодную непогоду, чтобы зарегистрировать, родители не рискнули. Поехали только после Нового года: «Секретарь сельсовета сказал: «А чего мы его будем записывать 1945 годом? Давай напишем 1946». Так и пошло. И теперь во всех документах значится 15 января 1946 года, деревня Жилино Володарского района Орловской области», - рассказывал Валерий Александрович.

Объяснение могло бы полностью удовлетворить любопытствующих. Но Баринов настаивает и еще на одном дне рождения, соответствуя поговорке: «Без троицы и дом не строится». 9 июня 1967 года. Как она появилась, артист охотно рассказывает. Именно в этот день состоялся дипломный спектакль студентов-выпускников Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина (мастерская Виктора Коршунова) «Мизантроп» Мольера: «У меня шли совершенно провальные репетиции. Когда наступил день показа кафедре, зал был битком забит студентами. Пришла вся кафедра, а во главе Анненков Николай Александрович. Я вышел и произнес первую фразу, потом зал хохотал весь спектакль. Виктор Иванович Коршунов мне сказал: «Сегодня - день твоего рождения как артиста. Ты всегда должен его отмечать». Что я и делаю каждый год с удовольствием».

После окончания Щепкинского Валерий Баринов уехал в Ленинград, где проработал шесть лет в Театре имени А.С. Пушкина (Александринском) с режиссером Ростиславом Горяевым. Спектакль «Вишневый сад», в котором он сыграл Петю Трофимова, прошел несколько раз, но остался незабываемым для молодого артиста и для зрителей, буквально штурмовавших двери театра не только ради великолепной Нины Ургант, игравшей Раневскую, но и чтобы увидеть вот такого непривычного, поистине необыкновенного «вечного студента» Трофимова. Покоряла при всей неуклюжести, неухоженности твердая убежденность персонажа в том, что сегодня зовется немодным определением нравственных ценностей; его внутренний стержень, сила убеждения. Петя Валерия Баринова не казался смешным, жалким - к нему невольно хотелось прислушаться. Но самое главное - возникало ощущение общения с самим молодым артистом, раскрывалась в образе его личностная суть.

И это осталось не только во мне, но в большинстве зрителей навсегда...

И был Белкин в «Болдинской осени», и выразительный в небольшой роли, но словно вылепленный искусным скульптором Вестник в «Антигоне». Вскоре Ростислав Горяев был отстранен от должности главного режиссера и уехал в Москву, возглавив Центральный академический Театр Советской Армии. Единственным из труппы, кого он позвал с собой, был Валерий Баринов, прослуживший в этом коллективе почти 14 лет, сыгравший свои звездные роли и при Юрии Еремине, сменившем Горяева на посту главного режиссера.

Именно на подмостках ЦАТСА были созданы такие образы, как ВепревСтатья» Р. Солнцева), Шишлов Молва» А. Салынского, постановка И. Унгуряну) и другие. Каждая из них была по-своему значимой не только потому, что свидетельствовала о растущем с каждой ролью опыте, профессионализме, стремлении глубже и полнее раскрыть своего героя - все отчетливее проявлялись через слова, мысли, поступки героя черты личности артиста. И еще одна грань дарования раскрывалась в нем - отличная память и привычка присутствовать на репетициях, сосредоточившись полностью на происходящем на сцене, привели к тому, что Валерий Баринов постепенно обретал заслуженное звание «мастер ввода», а для любого театра это становится истинным подарком.

Однако полностью раскрыть свой актерский потенциал, как отмечают многие критики, Валерию Баринову удалось только при Юрии Еремине, доверившем ему роль Рогожина в спектакле «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского.

Эта работа стала подлинным событием в биографии артиста: его мощный темперамент, страстность натуры, упорство, глубина погружения в материал проявились с такой силой, словно Баринов смог, наконец, использовать все, что скопилось в актерской и человеческой копилке, спаяв воедино черные и светлые мысли, страсти, ощущения. Спектакль шел на Малой сцене, максимально приближенные к зрителям мимика, жесты артиста вкупе с его выразительным, наделенным богатыми модуляциями голосом, создавали иллюзию присутствия, если не прямого соучастия во всем происходящем...

Такое не забывается и десятилетия спустя!..

Не Рогожина ли вспоминал Валерий Баринов, когда в одном из интервью отвечал на вопрос: не обижается он, когда его называют одним из главных злодеев кино? «Ни-сколь-ко! Такие герои запоминаются лучше. В каждом из нас есть и хорошее, и не очень. Благодаря воспитанию и культуре мы стараемся прятать в себе все плохое, а у артистов есть уникальная возможность на сцене выпустить наружу все, что ты в себе зажимаешь. Есть такие спектакли, к которым я готовлю себя целый день, чтобы потом выместить все, что во мне накопилось. Специально хожу по дому и культивирую в себе какие-то качества. Преимущественно скверные...» А в неслучайной замене слова «кино» на «сцена» - видится отнюдь не оговорка, а суть глубоко театрального, полностью принадлежащего подмосткам Мастера, которому необходимо и очень важно слышать дыхание зрителя, впитывать атмосферу зала, ни на миг не теряя при этом атмосферу сцены.

А вопросы интервьюеров относительно кино - более чем правомерны. Шутка ли сказать, фильмография Валерия Александровича Баринова содержит более 200 наименований! И в любую из своих киноролей он вкладывает все свое мастерство, хотя, надо признаться, встречаются нередко среди них и те, ради которых не стоило так щедро выкладываться. Но артист умеет находить в любом персонаже даже самую маленькую петельку, за которую цепляется крючочек его мастерства и тянет причудливый рисунок вязания...

Популярность ему принесла роль отъявленного негодяя Хлебонасущенского в сериале «Петербургские тайны», далее последовали «Водитель для Веры», «Русское», «Требуется няня» и такое количество других, что просто перечислить их нет ни малейшей возможности! Вынуждена признаться: если вижу фамилию Баринова в списке действующих лиц, рука сама тянется к пульту телевизора. И заставить меня не досматривать фильм до конца может только смерть или убийство его героя.

Но вернемся к театру.

В 1988-м Баринов вместе с Юрием Ивановичем Ереминым покидает Театр Советской Армии и переходит в Московский драматический Театр имени А.С. Пушкина, где служит до 1991, играя такие значительные роли, как РабачёвСветит, да не греет» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева), ШатовБесы» А. Камю по Ф.М. Достоевскому), ТроекуровДубровский» по А.С. Пушкину). Для меня самой значительной стала роль Шатова. Благодаря Рогожину, Валерий Баринов уверенно вошел в сложный, запутанный мир идей и страстей Достоевского. Конечно, сравнивать роман русского классика с интерпретацией выдающегося французского писателя довольно сложно, но артист сумел каким-то непостижимым образом органично и очень любопытно соединить два подхода к проблеме, отдаленной толкованием с позиций совершенно разных десятилетий. И потому его Шатов получился настолько живым и современным, но ни в коем случае не отрезанным, словно ломоть, от той далекой эпохи, в которой родился. И Кирила Петрович Троекуров воплощал в себе две эпохи одновременно, вызывая отвращение и живую боль от столкновения с нынешними троекуровыми, умеющими еще более ловко и изощренно маскировать свои истинные порывы...

Щедрым для артиста стал и опыт работы в Малом театре. Здесь он сыграл очень разные, ни в чем не схожие роли. И каждая из них сопровождалась заслуженным большим успехом. Назову только НикодимаЦарь Иудейский» К.Р.), ВанинаПир победителей» А.И. Солженицына), КучумоваБешеные деньги» А.Н. Островского), Корпелова Трудовой хлеб» А.Н. Островского)... И, пожалуй, две самые блистательные - Президента в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера и Наполеона в «Корсиканке» И. Губача.

В период служения этой старейшей сцене Валерий Баринов был удостоен давно неофициально присвоенным публикой звания «Народный артист РФ».

Но судьба позвала его в иное пристанище - Московский театр юного зрителя, к Генриетте Яновской и Каме Гинкасу. Так начался совершенно новый этап творческой биографии Валерия Баринова - он совершенно феерически «нарисовал» ни в чем не схожие образы: Яков («Скрипка Ротшильда»), Песоцкий («Черный монах»), Борис ТимофеевичЛеди Макбет нашего уезда»), Друг («Всё кончено»), Эрик Ларсен Вариации тайны»), Папа («Кошка на раскаленной крыше»)...

О каждом из этих спектаклей написано много, подробно и, в основном, справедливо. Не стану повторяться - скажу лишь, что каждый из них прочно поселился в моей душе, оставив глубокий след...

И еще об одной черте Валерия Баринова необходимо упомянуть: как мало кто сегодня, он умеет сохранять память о тех, с кем довелось работать. И удивительно верен в дружбе, несмотря на то, что говорит о себе как о человеке довольно трудного характера: «Знаю, что упрям и тяжело иду на уступки. Практически никогда не уступаю. Я парень деревенский. Так что закалка у меня еще та!»
Что же касается памяти о режиссерах и артистах, Баринов четко различает ту трещину, что прошла между поколениями, он имеет право говорить жестко, но точно: «Это такое счастье - найти своего режиссера, которого ты понимаешь, который чувствует тебя. В моей жизни их было пять - Горяев, Еремин, Морозов, Хейфец (в спектакле этого режиссера «Спуск с горы Морган» в Театре им.Вл.Маяковского актер мощно сыграл главную роль - Н.С.) и Гинкас. Но несмотря на все удачи в театре, я все время испытываю страх. Я все время жду провала. Не каждую новую роль, не премьеру, а каждый спектакль!.. Посчастливилось - успел поработать с кумирами детства: Симонов, Меркурьев, Жаров! Актеров такой мощи сейчас мало, можно сказать, их уже нет... Много ребят пришло к нам в МТЮЗ, есть любопытные персоны. Да и у большинства присутствует дух свободы, чего нам не хватало. Но преподавание сейчас ведется поверхностно, идет погоня за количеством учеников. Когда на курсе сорок человек и всего два педагога, как успеть? Студенты просто сидят и слушают лекции... Актеры - дело штучное, каждого нужно пальчиками лепить. Сегодня время дилетантов и неучей, люди мало­ образованы».

А Валерий Александрович Баринов был и остается штучным!

В одном из давних интервью он признался, что не любит свое имя. А зря! Ведь он полностью соответствует тому, что написано в словаре имен о римском происхождении: «Образовано от «valeo» и означает «быть сильным», «быть здоровым» (сила духовного состояния).

Может быть, именно эта сила так притягивает к Валерию Баринову людей разных поколений?..

Фотогалерея