Сказка детям нужна, чтобы стали серьезными.../Национальная театральная премия и фестиваль «Арлекин»

Выпуск № 10-120/2009, Фестивали

Сказка детям нужна, чтобы стали серьезными.../Национальная театральная премия и фестиваль  «Арлекин»

 

В шестой раз в Петербурге прошел «Арлекин», один из немногих, к большому сожалению, российских фестивалей, посвященных детскому театру. Озорной, веселый и поучительный, он ежегодно собирает на одном форуме театры из самых разных уголков нашей страны. Появившийся шесть лет назад, «Арлекин» - не просто фестиваль. Он еще имеет длинное и величавое имя - звание национальной театральной премии в области театрального искусства для детей.

В 2009 году в фестивале приняли участие следующие спектакли: «Большое путешествие маленькой елочки» режиссера Руслана Кудашова (Большой театр кукол, СПб), «Про любопытного слоненка и капризного короля» (внеконкурсный спектакль студентов СПГАТИ, класс профессора В.В.Норенко), «Юрюлю Бэргэн – богатырь на белом коне» (ТЮЗ Республики Саха (Якутия), постановка из города Лысьвы «Про того, который ходил страху учиться». На маленькой сцене театра кукол «Бродячая собачка» сыграли внеконкурсный спектакль «Смешные картинки», Нижегородский ТЮЗ представил спектакль-путешествие «Поход в Угри-ла-брек», выпускники курса Льва Додина, ныне артисты МДТ, показали «Снежную королеву». И завершился фестиваль внеконкурсной постановкой, сказкой Театра им.В.Ф.Комиссаржевской «Двенадцать месяцев». Вся ответственность за выбор спектаклей легла на экспертный совет, возглавила который кандидат искусствоведения, театральный критик, профессор СПГАТИ, старший научный сотрудник сектора театра Российского института истории искусств Санкт-Петербурга Надежда Таршис. Ей помогали: Алексей Гончаренко (кандидат искусствоведения, театральный критик, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ, Москва), Елена Маркова, кандидат искусствоведения, театральный критик, профессор СПГАТИ, Екатерина Дмитриевская, театральный критик, заведующая отделом театра газеты «Экран и сцена» (Москва) и Евгения Тропп, театральный критик, старший преподаватель СПГАТИ, редактор «Петербургского театрального журнала».

Таким образом, в конкурсе (внеконкурсные спектакли не в счет) приняли участие пять спектаклей, адресованных дошкольникам и младшему школьному возрасту и признанных самыми интересными российскими детскими постановками сезона 2007/2008.

Лучших в разных номинациях выбирало компетентное жюри во главе с Владимиром Чигишевым, главным режиссером Казанского ТЮЗа, заслуженным деятелем искусств России.

Помимо спектаклей, в рамках фестиваля «Арлекин» состоялся мастер-класс «Театральная терапия», актерско-режиссерская лаборатория «От пяти до девяти: возраст для игр», видеопрезентация новых детских театральных проектов московского театра «Тень», семинар «Ну и ну!..» (Современная опера для детей. Опыт России и Финляндии), презентация книги стихов для детей Натальи Хрущевой «Нелюдимый людоед», а также круглый стол по итогам мастер-класса «Театральная терапия». И даже – «День корюшки» (благо, дело происходило в самый сезон).

Начнем с конца, то есть с результатов. Впервые была вручена специальная премия Союза театральных деятелей РФ «За весомый вклад в развитие детского театра России», которая отныне станет ежегодной. Она досталась Самарскому театру-центру юного зрителя «СамАрт». Национальную премию «Арлекин» в номинации «За великое служение театру для детей» вручили заслуженному деятелю искусств России, композитору Сергею Баневичу. Спектакль Григория Дитятковского «Снежная королева», поставленный в Малом драматическом театре, одержал победу по всем фронтам, то есть – выиграл во всех номинациях. Первая – и главная – «Лучший спектакль». Далее: лучшей женской ролью стала роль Герды в исполнении актрисы Дарьи Румянцевой. Лучшей мужской ролью признали роль Советника из того же спектакля в исполнении Алексея Зубарева. Лучшим художественным оформлением спектакля признали работу Николая Слободяника, создавшего волшебную, одновременно функциональную и лаконичную сценографию к «Снежной королеве», костюмы Марии Лукки к этой постановке и свет Глеба Фильштинского также получили высшее признание, обличенное в форму статуэтки Арлекина.

Результаты конкурса напомнили мне результаты «Золотого софита» прошлого сезона, когда практически во всех номинациях (кроме кукольных, уж позвольте эту запоздалую шутку) солировал Малый драматический театр со спектаклем «Жизнь и судьба». Думаю, многие со мной согласятся, что, когда в борьбу вступают такие тяжеловесы, как МДТ, остальным ничего не остается, кроме как достойно проигрывать. Это, конечно, совершенно не по-спортивному, но, в большинстве случаев, более справедливым было бы спектакли Малого драматического театра ставить off-program. Спектакль «Снежная королева» Григорий Дитятковский, со свойственным этому режиссеру интеллигентным, тонким чувством юмора, сделал (как бы выразиться правильнее?) взрослым детским спектаклем. Не в том смысле, что он интересен разным возрастным группам – от малышни до родителей (что тоже правда), а в том, что режиссер, а следом за ним актеры, не сюсюкают с аудиторией, чем злоупотребляют частенько в детских спектаклях, а в прямом смысле слова живут «по-серьезке» в предлагаемых обстоятельствах. А они таковы: через заледеневшее при помощи огромного куска полиэтилена пространство идет девочка Герда за своим Каем. Идет и встречает по пути добросердечную разбойницу, говорящих Воронов, пугливого Оленя и прочих неправдоподобных для реальной жизни персонажей. Но все соблюдают правила игры. Все происходит как бы на самом деле. Только художник по костюмам Мария Лукка позволяет себе немножко поиронизировать (деликатно, почти и не заметно), все-таки намекая, что мы в сказке и на самом деле Вороны не умеют разговаривать… Как в детских карнавальных костюмах, обозначение себя каждый персонаж держит в руке. К примеру, Олень, как на посох, опирается на собственные ветвистые рога, насаженные на палку, а придворные Вороны в камзолах держат, как лорнеты, свои большие клювы. Дитятковский, который на сцене БДТ ставил монументальную расиновскую «Федру», а в пространстве галереи «Борей» элегический и философский «Мрамор» Бродского, в этот раз чуть менее серьезен. Чуть более легок, сентиментален и необыкновенно для себя смешлив.

Если бы не спектакль МДТ, почти наверняка пальма первенства досталась бы Нижегородскому или Якутскому ТЮЗу. Сложно судить спектакли, сделанные для малышей. Каждый из них трогателен и умилителен, как плюшевые медвежата или малюсенькие носочки для новорожденных.

Постановка Руслана Кудашова явила современный (в том числе с использованием модного нынче видеоряда) и суровый детский театр. Кудашов, вообще-то, взрослый режиссер, просто очень добрый. К тому же – кукольник, несмотря на то, что увлекается смешанными жанрами. Потому его «Большое путешествие маленькой елочки», история о том, как незадачливое деревце мечтало покинуть лес и свою семью старых елей, сбежав в загадочный «город» на праздник Нового года, рассказана довольно жестко. Финал жизни елочки, выброшенной на помойку, а после сожженной, Кудашов даже не пытается смягчить. Он, как доктор, делает укол, чтобы привить лекарство. Таким лекарством его спектакля становится нехитрый, но важный вывод о том, как нужно любить свою семью и дорожить ею.

Лысьвенский театр и спектакль «Про того, который ходил страху учиться», были отмечены жюри отдельно. Можно предположить, что подкупила, в первую очередь, его живость и интерактивность. Сказку про молодца, который ничего не боялся и в награду за свой веселый нрав получил красавицу, актеры играют не только на сцене. Прямо перед авансценой навалена гора подушек, на которых могут разместиться малыши и родители, далее – зрительные ряды. Основное действие происходит на сцене, однако герои истории то и дело спускаются в зал, входят и выходят в боковые двери, обращаются к детям, родителям, шутят со взрослыми. С легкостью отходят от основной истории в пользу того, чтобы поддержать разговор с ребенком. Такая актерская мобильность, конечно, вызывает восхищение.

Самым любопытным, с точки зрения синтезации времени и пространства, был спектакль Якутского ТЮЗа, о котором уже упоминалось. Основанный на народном эпосе, он был так осовременен, что стал понятен каждому, даже русскому ребенку в зале. Старинные сказания, помноженные на современные ритмы, оглушительная музыка нынешнего дня и народные (с налетом театральности) костюмы – это настоящая находка. И главное (и это не пустые слова) - очень ценный вклад театра в поддержку истории Якутии. Театр дал своему спектаклю подзаголовок «этно-модерн». Чаще всего подобные определения становятся чем-то вроде манка для зрителя. В данном случае это был действительно осовремененный эпос. Рассказанный сочным, молодым языком. Жаль, что даже поощрительного приза этой постановке не досталось.

Если говорить об организации пространства и умении общаться со своей юной (если не сказать маленькой) аудиторией, то Нижегородский ТЮЗ в этом вопросе был безусловным лидером. Играли актеры этого театра свой спектакль в Петербургском ТЮЗе. Поход в Угри-ла-Брек вместе с героями сказки, братом и сестрой, отправившимися на поиски пропавшего (а на самом деле умершего) дедушки, все зрители смогли совершить в прямом смысле слова. Как только был завершен пролог, и дети, запасшись провизией, решили отправиться в экспедицию, задник сцены поднялся и зрителей пригласили прямо через сцену (!) проследовать за героями. Коридоры театра, его лестницы, темные закуточки с заброшенными декорациями, витрина фойе второго этажа – сквозь все эти дебри пробирались герои спектакля, а за ними и зрители. Встречали по дороге волшебные говорящие деревья, таинственные огни, натыкались на страшные костлявые руки, прислушивались к далекому вою пса, согнувшись (взрослые) в три погибели, протискивались через узкий мост (матерчатый тоннель) на другую сторону реки Забвения. И в итоге все-все-все пришли в маленькую комнатку с низким-низким потолком, под которым взрослым путешественникам пришлось стоять опять-таки согнувшись. В комнатке этой горели свечки, а на маленьком диванчике компания путешественников обнаружила дедушку. Попрощавшись с ним, дети и зрители – большие папы и мамы на каблуках - все полезли куда-то вверх по узкой-узкой лестнице, которая, как оказалось, вела из недр сцены прямо в центр игровой площадки.

Детей, героев спектакля, сопровождал их пес, которого играл один из актеров Нижегородского ТЮЗа. А дети – и мальчик, и девочка - были двумя взрослыми актрисами. Удивительное дело, но практически впервые в своей жизни я увидела перед собой настоящих мальчишку и девчонку, а не взрослых, нацепивших коротенькие штанишки, пищащих детскими голосами. И настоящую собаку, ласковую и верную, а не молодого актера, изображающего для потехи животное. Серьезно и увлекательно актеры этого ТЮЗа поговорили с детьми о том, о чем зачастую боятся говорить с ними родители. Попытались объяснить простой, хоть и грустный закон жизни. Даже любимые люди нас покидают. Но если продолжать любить их, они всегда останутся с нами.

Как ни парадоксально, этот спектакль также был обойден вниманием уважаемого жюри.

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля «Арлекин»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.