Неотменимый ближний круг / Вспоминая Наталию Кугель

Выпуск №5-235/2021, Вспоминая

Неотменимый ближний круг / Вспоминая Наталию Кугель

Это было четверть века назад: Валерий Белякович репетировал в Пензе «Ромео и Джульетту». Я собиралась на премьеру, но он попросил приехать на два дня раньше и посмотреть репетиции. Конечно же, я с радостью согласилась - незнакомый город, интересная труппа, которую я видела не раз во время приездов в Москву или на фестивалях.

... В театре царила суматоха: художник (она же одна из ведущих актрис Театра на Юго-Западе) Ирина Бочаришвили при встрече молча показала мне распухшие пальцы - под неумолкавший ни на секунду шум швейных машинок сказала, что день и ночь они втроем с портнихами театра шьют более тридцати костюмов из бархата, пальцы уже ничего не чувствуют. На сцене тоже царил гвалт, но все перекрывал голос Беляковича, каким-то непостижимым образом одновременно руководившим монтировщиками, звуковиками, световиками и артистами. Выдержать подобный ритм было свыше человеческих сил!..

Но они все не просто выдерживали: невооруженным глазом было видно, насколько все захвачены этим процессом, этим темпом... А когда безумная репетиция завершилась, Валерий Романович сказал, что мы немедленно отправляемся в Музей Вс. Мейерхольда. На мои вялые попытки отложить это посещение до завтра, Белякович решительно сказал: «Нельзя! Ты знаешь, как дорог был мне всегда мой учитель, Борис Иванович Равенских, а он был учеником Мейерхольда, значит, и я ощущаю это духовное родство! А еще я познакомлю тебя с удивительной женщиной!»

Директор Дома-музея, Наталия Аркадьевна Кугель, оказалась почти моей ровесницей. Явно сильно занятая какими-то важными бумагами, она словно посветлела при виде Валерия Беляковича. На меня посмотрела пристально, изучающе, но сразу согласилась провести по Дому. Больше говорила о том, что еще надо сделать, что уже сделано, на что она положила немало сил. Чувствовалось, к каждому предмету, каждому документу она испытывает нечто, сродни личному участию, причастности. И это по-настоящему волновало. Наталия Кугель не была экскурсоводом - она была полноправной хозяйкой этого бесконечно дорогого для нее пространства.

Уже на обратном пути Белякович рассказал мне, что Наталия Аркадьевна создала при Доме-музее необычный «Театр доктора Дапертутто», в котором играют только мужчины, причем, в основном, почти все - юные, но имеющие профессиональное образование. И повелел мне остаться еще на один день в Пензе, чтобы обязательно посмотреть спектакль.

Сейчас, по прошествии четверти века, мне трудно вспомнить название, хотя помню, что спектакль был поставлен по Карло Гоцци: это было некое совершенно новое, очень необычное действо по знакомой классике, захватывающее, во многом обращающее к прочитанному о спектаклях Всеволода Эмильевича, насыщенное современностью в лучшем смысле этого понятия. Молодые артисты были пластичны, использовали элементы хореографии, кукол-манекенов, пели, опираясь на слова Вс. Мейерхольда о том, что «театр - это фантастическое зрелище, декорации, маски в прямом и переносном смысле, гротеск, сценические метафоры и отточенная пластика тела».

Некоторая настороженность по отношению ко мне у Наталии Кугель растаяла после того, как я попыталась поделиться с ней впечатлением о спектакле. Мы и накануне, в вечер премьеры «Ромео и Джульетты» в Пензенском драматическом театре, совпали во многих оценках. А это, как известно, всегда сближает.

В 2001 году Наталия Аркадьевна получила грант президента РФ за проект создания камерного «Театра Доктора Дапертутто», который основывался на традициях итальянского народного театра, - одной из нереализованных идей Вс.Э. Мейерхольда. И в маленьком, на 60 мест зрительном зале одной из комнат Дома-музея началась яркая, насыщенная жизнь этого самобытного коллектива. А Дом-музей отныне стал именоваться Центром Вс.Э. Мейерхольда.

Мы начали переписываться, перезваниваться, она стала для меня просто Наташей - теплым, отзывчивым человеком, умевшим как мало кто дружить и любить. Виделись не так часто, но необходимость общения ощущали довольно остро. И наша последняя встреча на театральном фестивале в Сызрани осенью 2019 года была хотя и короткой, но полной радостных и очень теплых эмоций. Наташа привезла на фестиваль замечательный спектакль «Дневник Анны Франк», острый, очень современный, глубоко эмоциональный, в котором жила твердая режиссерская концепция, органично соединенная с гражданской позицией, что сегодня стало крайне редким в театре. И эта жесткая выстроенность ни на миг не умаляла мастерского актерского существования в очень сложном, глубоко болезненном тексте дневника девочки, ведущимся в убежище при ежедневном ожидании неизбежной гибели...

Для того чтобы поставить такой спектакль, требовалось не только режиссерское мастерство, но и особое духовное, душевное богатство - умение воспринимать чужую боль как собственную, пропуская через себя все ее оттенки. А это была одна из природных черт Наташи Кугель.

Она не раз избиралась председателем Пензенского отделения СТД РФ, полагаю, за свой деятельный, не терпящий несправедливости и неправедности характер, за принципиальность, за умение отстаивать собственную точку зрения. И при этом ни на миг не теряла свой душевности, внимания к людям. Хотя собственную боль как мало кто держала в себе, не только не навязывая ее кому бы то ни было, но словно «запирая» от всех на прочные засовы...

Наташа очень любила устраивать окружающим праздники, даже по незначительным, с точки зрения большинства, поводам. Любила делать подарки - игрушки, украшения. У меня дома стоят на книжных полках, лежат в шкатулках все, присланные с любой оказией Наташей дары. Теперь они становятся для меня вдвое более ценными. Теперь - когда ее не стало...

Мы часто привыкли называть «ближним кругом» тех, с кем существуем в постоянном общении, а это не совсем так. У каждого из нас есть куда более обширный, может быть, отчасти неосознанный «ближний круг», состоящий из тех, с кем не видишься годами, но по тому или иному поводу соприкасаешься душой, обращаешься к ним, мысленно разговариваешь. И - получаешь ответы на свои вопросы, получаешь ту «роскошь общения», над которой не властны никакие расстояния...

Даже та тонкая грань, что отделяет бытие от небытия. И в какую бы запредельную даль не ушла Наташа Кугель, ее душа всегда будет жить в пространстве любимого Дома, созданного Театра, а значит - и с нами, для кого она навсегда осталась «ближним кругом», остро необходимым для общения...

Фотогалерея