В рабстве любить нельзя / Вспоминая Романа Виктюка

Выпуск №5-235/2021, Вспоминая

В рабстве любить нельзя / Вспоминая Романа Виктюка

С Романом Григорьевичем Виктюком мы постоянно встречались на разных фестивалях, делились впечатлениями, после чего я однажды сказала: «Что это мы без диктофона разговариваем, история мне этого не простит». Тогда я даже не предполагала, что это интервью будет последним, поскольку казалось, что законодатель театральной моды будет всегда. Предлагаю вниманию читателей сокращенный вариант нашей беседы.

Закулисная часть его театра напоминала коридоры ГИТИСа. Кто-то, сидя на полу, зубрил текст новой роли, кто-то «дырявил» воздух шпагой. Выскочивший из ближайшей двери Виктюк при бабочке, махнул мне рукой и бросил на ходу: «Идите в ту комнату, я сейчас приду», - и мгновенно скрылся, унося с собой запах дорогого парфюма. Вернулся быстро и без предисловий скомандовал: «Поехали»!



- Роман Григорьевич, хочу вам задать на первый взгляд банальный вопрос: почему «Служанки» в разных вариациях живут несколько десятилетий? Это феномен какой-то...

- Могу сказать одно: когда во Франции проходил всемирный симпозиум по произведениям Жана Жене, где мы играли его «Служанок», все говорили о невоплощенной мечте драматурга показать пьесу в тюрьме. Россия исполнила ее в самой большой тюрьме мира, как однажды сказал Ленин. Рядом с нашим театром находится «Матросская тишина». Я, памятуя напутствие французов, пошел туда, где в камерах сидело по 50-60 человек. Пока полковники устанавливали тишину, стал зэкам рассказывать сюжет пьесы, а когда дошел до слов: «В рабстве любить нельзя, в рабстве можно только ненавидеть и убивать», - наступила звенящая тишина. После чего они стали выкрикивать, что это и есть причина их преступлений, поэтому мечтают увидеть спектакль. Я передал в тюрьму кассету с записью нашего спектакля. Так мечта когда-то сидевшего в тюрьме Жана Жене реализовалась.

Ведь мы сегодня программируем успех не на любви, а на чудовищных метастазах и боимся признать, что они разрастаются до неимоверных размеров. Казалось бы, главный тон должен задавать первый театр страны МХАТ, но он убрал букву «А» (академический) и получилось что-то в виде хлебного магазины на Тверской. У меня это сразу ассоциируется с продажей.

- Немало пострадав от советской цензуры, вы о какой свободе мечтали?

- Все зависит не от внешней свободы, а от того, как ты внутри себя ощущаешь, как реагируешь на окружающую жизнь. Когда можно ставить все что хочешь, в большинстве своем так и делают сегодня, - становится еще страшнее, потому что, если нет внутренней совести, наступает хаос. Многие забывают, что совесть, приходящая сверху, никуда не исчезает, она за тобой следит. Взять хотя бы икону - ее свет через тебя проходит и обмануть эту энергию нельзя. Россия всегда была сильна тем, что тот, кто имел право сказать: я служу бескорыстно, обязательно знал о свете, который его поддерживает. Я все-таки застал великих актеров. У Фаины Георгиевны Раневской хранилась посмертная маска Пушкина. Это была реликвия, ее свет, и она постоянно во время разговора смотрела на нее.

- Но что делать, если так мало избранных?

- Думаю, Библия правильно говорит: на каждый век есть определенное количество мудрецов, которые определяют движение истории и планет.

- Почему тогда вслед за ХХ веком начало нового столетия так лихорадочно забирает великих людей?

- Каждый раз после ухода из жизни великих мастеров - Ульянова, Лаврова, Ефремова, Эфроса, Любимова - я напоминаю: в них было детство. А ребенок никогда не говорит «нет», он всегда говорит «да». Эти художники были открыты миру и разрешали людям входить в свой мир. Так вот детство во время повального цинизма и шуршания зеленых бумажек никому не нужно. Поэтому небеса забирают лучших. Но количество нежности, которое они после себя оставляют на планете, никуда не исчезает. Нам же только остается терпеть и нести свой крест.



Уходя из жизни, Роман Григорьевич оставил после себя колоссальное творческое наследие. Своими необычными спектаклями он перевернул театральный мир, дал надежду, что открытые им перспективы не пропадут и не исчезнут бесследно, они будут развиваться дальше. А Роман Виктюк будет смотреть на нас с небес и внушать: «Постарайтесь верить в свою мечту и любить друг друга».

Фотогалерея