Валерий Дьяченко: "Текст как повод рассказать о жизни" (Санкт-Петербург)

Выпуск №6-236/2021, Гость редакции

Валерий Дьяченко: "Текст как повод рассказать о жизни" (Санкт-Петербург)

Валерий Дьяченко служит в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 42 года. За это время сыграл более 50 ролей, закрепив за собой образ утонченного и высокоинтеллектуального артиста трагического мироощущения. Народный артист России преподает в Лицее искусств «Санкт-Петербург», ставит творческие вечера и спектакли в родном театре, режиссирует читки, участвующие в фестивалях, снимается в кино. Глубина проникновения в образ, животрепещущая вера в искусство и желание раскрыть противоречия характера своего персонажа, точное партнерство и стремление говорить со зрителями о человеческой боли характеризуют сценический и человеческий образ артиста.

Сейчас в репертуаре Валерия Дьяченко свыше 10 названий, среди которых: Камилло из «Зимней сказки», Иудушка из «Иудушки из Головлева», Девушкин в «Бедных людях», ПоприщинЗаписки Поприщина»), Афанасий ИвановичСтаросветские помещики»), Сальери из «Маленьких трагедий», Беликов в «Человеке в футляре», Дениска из «Денискиных рассказов», Царь из «Конька-горбунка». Диапазон чувствования мира широк: Валерий Дьяченко в любом образе находит внутренний свет и смысловой стержень, которые провоцируют зрителя на размышления о вечных материях. Тоскующий по Родине Камилло, всецело преданный королю, но выступающий против зла; закрытый и смешной Беликов, тонко чувствующий прекрасное; пожираемый ревностью и завистью Сальери; привыкший делом доказывать свою правоту, неожиданно влюбившийся и учащийся осмыслять действительность Девушкин - все эти образы не просто объемны и многообразны, а удивительно теплы и оправданны, а потому так любимы зрителями. Мы поговорили с артистом о последних событиях из жизни ТЮЗа: поездке в Пермь с читкой пьес советского времени, готовящейся премьере - спектакле «Урок» в режиссуре Бориса Бирмана и современном театральном процессе.


- Валерий Анатольевич, вы - ведущий артист ТЮЗа, режиссер многих творческих вечеров, проходящих на сцене театра, педагог в Лицее искусств. Как вы справляетесь с такой нагрузкой?

- Для меня это способ жизни: любое дело надо делать с удовольствием. Заниматься творчеством - счастье. Зиновий Яковлевич Корогодский не уставал повторять: «Нужно трудное сделать легким, легкое - привычным, привычное - красивым, красивое - прекрасным!»

- В октябре ТЮЗ отправился на гастроли в Пермь с читкой двух пьес. У вас ранее был опыт постановок читок?

- Опыта режиссуры читок не было. Я вообще не считаю себя режиссером, это, скорее, педагогическо-кураторские опыты, за которые я иногда берусь. По приглашению Министерства культуры Пермского края мы приняли участие в фестивале «Спасибо, Пермь!», посвященном 75-летию Победы и театральным и музыкальным коллективам, находившимся здесь в эвакуации во время Великой Отечественной войны. На территории социокультурного пространства завода Шпагина в течение двух вечеров в рубрике «Забытый текст» мы «читали» (а фактически играли, так как это были настоящие спектакли) две пьесы из репертуара Ленинградского ТЮЗа в городе Березники, где с 1942 по 1944 год наш театр жил и работал. Это пьеса Алексея Арбузова «Домик на окраине» («Домик в Черкизове») и «Русские люди» Константина Симонова.

- Почему были выбраны именно эти пьесы?

- Темы пьес актуальны. Действие пьесы Арбузова начинается 14 июня 1941 года в Черкизове, на окраине Москвы, за неделю до начала страшной войны, ставшей испытанием для трех сестер, продолживших рабочую династию на танковом заводе. Эта пьеса о том, как всё наносное в отношениях героев уходит и остается сущностное, настоящее, главное: Вера. Надежда. Любовь. Так зовут героинь пьесы, так с верой, надеждой и любовью они преодолевают беды и горести,  и взаимоотношения героев волнуют нас, заставляют сочувствовать и сопереживать. Это искреннее человеческое подключение зрителей, главное, ради чего и существует театр - жизнь человеческого духа. В пьесе Симонова звучит тема героизма и предательства, поднимаются вопросы, как остаться Человеком в нечеловеческих условиях войны... Блестящая команда актеров: Анна Дюкова, Юлия Нижельская, Анна Мигицко, Алиса Золоткова, Олег Сенченко, Дмитрий Ткаченко, Владимир Чернышов, Андрей Слепухин искренне прожили жизнь своих персонажей, что засвидетельствовали отзывы зрителей, их впечатления.

Пермский край приютил наш театр в годы войны и дал ему возможность творческой жизни. Ведь в Березниках было создано 57 постановок, сыграно 709 спектаклей, 15 больших театрализованных концертов, проведено несколько гастрольных выездов по Каме для рабочих лесосплава, в угольный бассейн для шахтеров, в Губаху, Кизел и другие местности, зрителями были и работники «флагмана химии» - Березниковского Азотно-тукового завода. Всюду коллектив видел напряженный труд сотен людей, рубивших и сплавлявших лес, необходимый стране. Театр принимали очень тепло! Низкий поклон Березникам. Режиссер Елена Лепковская в своем дневнике-воспоминаниях об этом периоде пишет: «Пермский край стал мне родным навсегда. Так чувствуют и все мои товарищи тюзяне. Наши лица всегда освещает улыбка при слове Березники. Спасибо, Пермь!»

- Два вечера прошли блестяще, в социальных сетях размещено множество положительных отзывов. Чем осталась дорога для вас это поездка?

- Эта поездка запомнится, конечно, встречами с пермяками, людьми взволнованными, благодарными и художественно впечатленными. Мы их полюбили и, думаю, ушедшему поколению тюзян, на долю которых выпали эти тяжелые испытания, за нас не было бы стыдно. В их честь и память и состоялись эти встречи на Пермской земле.

- Чем интересен жанр читки вам как режиссеру и как актеру?

- Жанр читки известен давно, в Ленинграде в ВТО (ныне СТД) читались новые пьесы ленинградских драматургов, их играли, читая, замечательные артисты. Форма может быть разная: застольная, «на ногах», репетиция с текстом, «отстраненное прочтение», эскиз к спектаклю и т. д. - главное: ЧТО, то есть содержание, и КАК - форма, его проявляющая. Важно соединение истории с внутренним миром каждого артиста и подлинная взволнованность темой пьесы. Для артиста читка - это мобильная возможность сыграть и попробовать новое.

Питерский ТЮЗ всегда был экспериментатором и инициатором новых веяний в искусстве, в советское время здесь прямо на репетициях совместно с актерами создавались пьесы М. Рощина, И. Дворецкого, С. Злотникова, А. Кургатникова, А. Шарова и других. Так родились «Тебе посвящается!», «Мужчина 17-ти лет», «В гостях у Донны Анны», «Девочка, которая ждет», «Радуга зимой». Сегодня молодые режиссеры на всех площадках театра экспериментируют в разных жанрах и формах, поэтому такой фестивальный формат как «Читка» вполне уместен, он может знакомить зрителей с забытыми текстами, или совершенно новыми, у которых в этом формате есть возможность прозвучать гораздо раньше, чем появилась бы возможность поставить их на сцене. Время поисков - больше хорошего и разного! «Когда б вы знали, из какого сора...» Поиск. Поиск.

- Валерий Анатольевич, сейчас вы репетируете главную роль в спектакле «Урок» по пьесе Ионеско. Какие актерские задачи перед собой ставите?

- Прежде всего - воплотить замысел режиссера, рассказать о человеке, парадоксально разном, состоящем из света и тьмы. Давно не было новой театральной работы: я рад встрече с замечательным Борисом Бирманом и пьесой Ионеско «Урок». Сейчас идет процесс освоения материала, пьеса была написана еще в 1950-м году прошлого века и по сей день идет в парижском театре де ла Юшетт. Кстати, вспоминают историю, когда администратор позвонил Ионеско домой с вопросом: «Что делать, не продано ни одного билета, отменять спектакль?» «Подождите 20 минут, мы с женой подъедем», - ответил Ионеско. Абсурдистская пьеса - вещь рискованная. Слова в ней, лежащие на поверхности, как вершина айсберга, скрытого от глаз. Предстоит разгадать и найти воплощение не потерявшим актуальности темам пьесы. И нас, конечно, интересуют взаимоотношения с «...племенем младым, незнакомым...»

- 2020 год - время переоценки ценностей. Какие произошли у вас?

- Время быстротечно и изменчиво, только и успевай впечатляться и учиться, осваивать неизведанное. Вот уж и метамодернизм на дворе. Мы можем быть ироничными и искренними одновременно! Наш мир логически последователен и абсурден. Но никогда не преодолеть «собственную косность»: в театре надо изучать человека, разгадывать его. Вместе с тем, радуюсь росту молодых актеров, они и серьезны, и ироничны. Замечательная молодежь живет в нашем Доме. Учитывая, что юмор - признак ума, они, мне кажется, с юмором относятся к текущему моменту и театральным будням, не оставляя помыслов о Высоком предназначении Актера и  Художника. Все мешает, но идти надо. А так - все как всегда: текст как повод рассказать о жизни...

Фотогалерея