Музыкой нарисована вся наша жизнь / Наталья Арситова (Губкин)

Выпуск №6-236/2021, Лица

Музыкой нарисована вся наша жизнь / Наталья Арситова (Губкин)

Осенью прошлого года Губкинский театр для детей и молодежи, что находится на Белгородчине, отметил свое 18-летие. Многие служившие здесь люди оставили заметный след в истории творческого развития коллектива, директором которого является Ирина Николаевна Пьяных. И все же особо хочется сказать о Наталье Васильевне Арситовой, заведующей музыкальной частью. Но это - официально, а потому сформулируем иначе: Наталья Васильевна - замечательный композитор, талантливый музыкант, профессионал высокого уровня. А еще, что очень важно, прекрасный человек. Она пользуется огромным авторитетом у коллег.

В Губкинском театре Арситова с момента его существования. Музыкальное оформление спектакля играет не менее весомую роль, чем режиссерская работа. Не зря же Булат Окуджава считал музыку выше, чем искусство слова. Наталья Васильевна всегда тонко чувствует тональность постановки. Создавая для каждого спектакля неповторимую музыкальную палитру, она дополняет образ героя выразительной музыкой, а точный и яркий музыкальный образ во многом помогает действию.

Арситова приехала в Губкин из солнечного Душанбе, где родилась, окончила в 1975 году музыкальное училище по специальности «Фортепиано», работала. В 1990-м в связи с военными событиями в Таджикистане вынуждена была с семьей навсегда покинуть город и переехать в Белгородскую область.

Наталья Васильевна тепло рассказывает о родителях, ведь именно они «влюбили» ее в музыку. Мама, артистка хора, 30 лет прослужила в Таджикском государственном академическом театре оперы и балета имени Садриддина Айни. В Душанбе они жили в ведомственном доме от оперного театра, где в ту пору селили артистов балета, хора, музыкантов. И маленькая Наташа, в прямом смысле слова, росла в театре, посещала все репетиции, завороженно сидела на премьерах, поэтому знала наизусть весь репертуар. В свои три года могла напеть и музыку из балета, и оперные арии, чем, безусловно, умиляла и удивляла взрослых. Она обожала балет! За любовь к хореографии артисты балета сшили маленькой девочке настоящую пачку, подарили пуанты, красивый ободок. А она все спрашивала их: «Когда же я выйду на сцену?» Но родители видели ее пианисткой. Все родственники с папиной и с маминой стороны, три тети и дядя, были поющими, играли на разных музыкальных инструментах. Папа обладал не только красивым тембром голоса - драматическим баритоном, но и прекрасным музыкальным слухом, ему предлагали учиться музыке профессионально. Самоучка, он играл на баяне, гитаре и балалайке. И когда большая родня собиралась за праздничным столом, все с удовольствием пели русские народные и певучие украинские песни. Отдельное сольное выступление, как правило, было за мамой. Часто «по просьбе слушателей» она исполняла полюбившиеся произведения. Мама доступно объясняла сложные для детского разумения вещи, охотно вводила дочку в непонятный, но такой манящий музыкальный мир.

Сочинять музыку Наташа начала со школьной скамьи. После музучилища жила и работала в городе Пяндж на границе с Афганистаном. Писала песни и пела в военном ансамбле «Музвзвод», скрашивая будни солдат и поднимая их боевой дух. Приехав в Губкин, Наталья Арситова работала в детских садах, почти 10 лет в губкинской средней общеобразовательной школе № 10, где сочиняла музыку для всевозможных школьных мероприятий.

С театром связана очень интересная история.

- Никогда не думала, что буду трудиться в Губкинском театре для детей и молодежи. Будучи безработной, после болезни, встречаю как-то одну хорошую знакомую, которая спрашивает, где я сейчас работаю. Отвечаю, как есть: нигде. Она и предложила мне обратиться к Сергею Ильичу Семёнову, режиссеру недавно открывшегося театра, который набирал для него кадры. Поехала «пытать счастья». Как раз в тот момент Семёнов собирался ставить спектакль «Улыбка Судьбы». Мне было дано задание: написать к нему музыку за месяц. Меня обуял страх и ужас. Справлюсь ли? Но «нам не дано предугадать» не только как «наше слово отзовется», но и когда нас посетит вдохновение. И вот еду домой, читаю пьесу, и неожиданно для самой себя пропела песенку Короля, а потом и финальную. Удивляюсь, радуюсь: как будто получается, а в голове одна мысль - скорее бы приехать домой, сыграть и закрепить на инструменте мелодии. Чудеса! Музыку к спектаклю я написала всего за неделю. В назначенное время показываю весь материал Сергею Семёнову и художнику Инне Кантор. С замиранием сердца жду ответа, но - тишина. Боязливо спрашиваю: «Что? Неужели так плохо? Совсем ничего не подошло?» И тут слышу от Семёнова: «Ничего себе». Ура! Одобрил! Удивила Инна Кантор. Даже сейчас слышу ее слова: «Теперь я знаю, каким должен быть Портной».

Для Натальи Арситовой «Улыбка Судьбы» по сей день остается самой любимой. Теперь, сквозь опыт прожитых лет, многое видится иначе.

- Это была совершенно новая веха в моем творчестве. Как получилось? Не знаю! Творческое озарение, откуда оно? В одном абсолютно уверена: ничего в нашей жизни не бывает случайного. Просто мы не всегда все понимаем. Но это уже другое. Работая в детских садах, школе, написание простых песенок для Зайчиков, Петрушек, Снежинок, Деда Мороза, называла просто сочинительством. Но теперь, спустя годы, я понимаю, что ошибалась: эти, казалось бы, малозначащие ранние наработки предшествовали моей дальнейшей творческой деятельности, став тем бесценным опытом и большим полезным багажом, который я и взяла с собой в Губкинский театр для детей и молодежи. Вот так «ничто на земле не проходит бесследно». Человек должен постоянно развиваться, самосовершенствоваться, двигаясь, словно по спирали, вверх. И тогда с нами происходят удивительные вещи.

Так для Натальи Арситовой начались напряженные театральные будни. Создана красивая и выразительная музыка к таким спектаклям, как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга, «Дюймовочка» Х.К. Андерсена, «Беда от нежного сердца» Вл. Соллогуба, «Звездные мастера» И. Токмаковой, «Пока она умирала» Н. Птушкиной, «Считаю до пяти» и «Снегурушка» М. Бартенева, «После армии» Р. Белецкого, «Красная шапочка» С. Астраханцева, «Как Кощей Бессмертный на Василисе женился» Ю. Боганова, «Снежная Королева» Н. Коляды, «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, «Тайна золотого ключика» А. Толстого, «Теремок». Вальсы и песни украсили постановки «Княгиня Трубецкая» Н.А. Некрасова, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского, «День рождения кота Леопольда» А. Хайта и А. Левенбука.

За заслуги в области театрального искусства Наталья Арситова неоднократно награждалась почетными грамотами и благодарностями Управления культуры Белгородской области и Управления культуры администрации Губкинского городского округа, есть у нее и благодарность Министерства культуры РФ.

Ни один спектакль не обходился без музыки этого талантливого композитора в неизменной аранжировке звукорежиссера театра Василия Николаевича Иванченко, преждевременно ушедшего из жизни летом 2019 года. Их дружба - отдельная страница в творческой биографии Натальи Васильевны.

- Каждый человек внес свою значительную лепту в становление театра. Нельзя не говорить о них с благодарностью. Мы «горели», жили театром. Всегда с душевной теплотой вспоминаю Василия Николаевича Иванченко. Для меня это огромная потеря. Да разве только для меня? Считаю, и для театра, и для города тоже. Иванченко - аранжировщик от Бога. Его все знали. В течение 20 лет мы были большими друзьями в жизни, в творчестве - единомышленниками: не таились друг от друга, делились сокровенным, советовались в творческих моментах и в жизненных ситуациях. В начале нашего знакомства В.Н. Иванченко никак не был связан с театром, он возглавлял Дом культуры поселка Троицкий. Наше многолетнее плодотворное сотрудничество началось с уже упомянутой мною «Улыбки Судьбы». Над музыкальным материалом мы всегда трудились вместе: я писала музыку, он ее обрабатывал, делал оркестровки. В Губкинском театре Василий Николаевич вырос и состоялся именно как театральный аранжировщик, ведь до этого у него были другие музыкальные пристрастия, и он никогда не занимался театральной музыкой. Высокая самоотдача, постоянный творческий поиск были для него непрекращающимся процессом. Я не скрываю, что мне, конечно же, его очень не хватает.

Свои композиторские возможности Наталья Васильевна, хорошо известная в социокультурной городской среде, раскрыла не только на театральной сцене. Арситовой написаны гимн Губкину и гимны для таких крупнейших отечественных горно-металлургических предприятий, как АО «Комбинат КМАруда» и ОАО «Холдинговая компания «Металлоинвест», марш спортсменов для городской спартакиады, визитная песня для поселка Троицкий, музыка к новогодним интерактивным спектаклям, к кинофильму «Снежная баба» (режиссер Дар Шиляев) и многое другое. Песни Арситовой на слова губкинских поэтов Л. Агафоновой, В. Репиной, Е. Прасолова, Л. Преображенской всегда звучат на масштабных ответственных мероприятиях, посвященных знаменательным датам и значимым событиям: День города, открытие Дворца спорта «Кристалл», День сельхозработника, День образования Губкинского района и т. д.

В апреле 2019-го в Губкинском театре для детей и молодежи состоялось праздничное событие «Мое сердце поет о любви!», посвященное профессиональной деятельности композитора Натальи Арситовой. Почетный гость, заместитель начальника Управления культуры администрации Губкинского городского округа Наталья Николаевна Фарафонова сказала сердечные слова в адрес виновницы торжества. Это был не просто вечер музыки. В любви к Наталье Васильевне признавались коллеги по цеху, серебряные голоса Белгородчины Оксана Загороднева, Павел Цыпкин и Владислав Бадоев, губкинские поэтессы Любовь Павловна Агафонова и Виктория Викторовна Репина, творческие коллективы города. А кто не смог присутствовать, поздравил ее по видеосвязи.

Рассказывая о своих коллегах, «прошлых» и настоящих, Наталья Васильевна говорит только доброе, хорошее. Не ведающая «звездной болезни», она просто очень светлый человек, умеет дружить и ценит взаимопомощь, поэтому к любви и дружбе относится так же ответственно, как и к своей деятельности. У нее есть важная жизненная установка - не предавать. Поэтому, когда она говорит: «Я вас всех люблю», - ей веришь.

Мастерство, при условии постоянного самосовершенствования, приходит с годами, впрочем, как и опыт работы. Но вот где найти в нынешнее рациональное и прагматичное время дефицитные, но такие необходимые качества, которые входят в состав нашей души: доброжелательность, приветливость, сочувствие - то, в чем мы все так нуждаемся?

Творческая биография Натальи Васильевны Арситовой продолжается. И это - самое главное.

 

Фото предоставлены Губкинским театром для детей и молодежи

Фотогалерея